Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Владимир & george

27 мая 2002 10:00

Если попытаться определить рейтинг зарубежного политика по числу его упоминаний гражданами России, лидером, безусловно, станет Буш. Кто еще удостоился такой меткой и расхожей фразы, как «ножки Буша»? И хотя имеется в виду вовсе не политика, да и Буш подразумевается другой - отец нынешнего, все же следует констатировать: популярности у россиян американскому президенту не занимать. Не случайно, наверное, его недолгий визит в нашу страну вызвал немало шума.





Впрочем, говорить о том, что визит сопровождался сплошным ликованием, было бы неверно. Накануне приезда Буша - вечером 23 мая в Москве перед зданием американского посольства прошел организованный «левыми» митинг протеста. Группа митингующих, размахивая красными флагами и выкрикивая антиамериканские лозунги, сожгла звездно-полосатый флаг и растоптала куриные окорочка - те самые «ножки Буша». В тот же день антиамериканская акция прошла на Университетской набережной Петербурга. В ней участвовали около сотни национал-большевиков, представителей Российского коммунистического союза молодежи, Федерации социалистической молодежи и Патриотического союза студентов. Немногочисленные группы антиглобалистов митинговали и на следующий день. На дверях Санкт-Петербургского университета, где была намечена встреча Буша и Путина со студентами, они повесили цепь и табличку с надписью «Владимира Путина и Джорджа Буша не пускать». Надписи похожего содержания появились на стенах ресторана «Макдоналдс» на Васильевском острове. Потом пикет антиглобалистов присоединился к антиамериканской акции на Невском проспекте, организованной движением «Трудовой Ленинград». Несколько человек с транспарантами «дружеского» содержания типа «США - империя зла» и «Буш, убирайся из России» были задержаны около здания Университета... Словом, все как у соседей в матушке-Европе...
Не буду вдаваться в детали договорного процесса и рассуждать по поводу развития российско-американских отношений - об этом уже достаточно сказано многочисленными аналитиками. Расскажу о событиях глазами очевидца.
Итак, утро 25 мая, первый день совместного пребывания в Петербурге двух президентов. Движение в центре города перекрыто. Пустынные свежевымытые улицы сияют чистотой. Радует глаз не тронутый колесами автомобилей положенный накануне визита асфальт. Милиционеры в отутюженной форме, лучезарно улыбаясь, предлагают случайным пешеходам, приближающимся к зданию Университета, перейти на другую сторону набережной.
Полдень. В Университете идут последние приготовления. Собаки обнюхивают все закоулки, вместе с ними их осматривают и ощупывают русскоязычные и англоговорящие секьюрити. «Ну, что вы, какое тройное оцепление? - удивляется представитель российской Федеральной службы охраны. - Обычный режим обеспечения безопасности президента, ну и плюс, конечно, то же самое с американской стороны». Кстати, несмотря на распространившиеся слухи, стекла в Университете на пуленепробиваемые не заменяли.
Час дня. Массовка - участники предстоящей встречи с президентами - заняла места в актовом зале университета. Кроме многочисленной охраны и прессы, в зале разместились 250 из 25 тысяч студентов Университета. Студенты, конечно, не случайные. Почти все - отличники, все - говорящие по-английски. Как рассказала мне одна второкурсница с экономического факультета, отбор длился две недели и «конкурс документов» выдержали не все. Победители подготовили вопросы президентам, но цензуре «сверху» их не подвергали.
Два часа дня. Согласно составленному заранее расписанию встреча должна начаться через полчаса. Но ее все нет. За время совместного ожидания мы перезнакомились с коллегами - американскими журналистами. Мой тезка Николас (Николас Хоррок, президентский корреспондент агентства ЮПИ), успел рассказать мне историю своей семьи: его предки родом из Львова, сам он побывал там лишь однажды, когда в 1993-м возвращался из поездки в Боснию. По соседству журналистка «Уолл Стрит Джорнэл» сосредоточенно читает толстенную книгу «Жизнь и дела царя Петра I» (естественно, на английском языке) - изучает историческую подоплеку. Кстати, Джордж Буш накануне визита в Россию тоже проштудировал избранные места из российской истории. Об этом красноречиво свидетельствует эпизод, описанный Владимиром Путиным во время университетской встречи.
- Сегодня, когда мы уже заканчивали визит в Эрмитаж, - рассказал он, - и уже спешили, шли довольно быстро по галерее, его директор господин Пиотровский между прочим показал нам на одну из картин и сказал: «А это наша великая царица Екатерина II». Мой друг господин Буш, также между прочим, хитро улыбнулся и говорит: «А где портрет Потемкина?..



Три часа дня. В зале появляются первые вип-персоны: российские министры Сергей Иванов и Игорь Иванов, секретарь Совбеза Владимир Рушайло, американцы - Колин Пауэлл, Кондолиза Райс, советник президента Карл Роув (как охарактеризовали его американские журналисты-международники, своего рода американский Распутин - человек, оказывающий огромное влияние на политику Буша). Аплодисментами встречают появление первых леди - Людмилы Путиной и Лауры Буш. А когда минут через десять появляются их мужья, зал бурно аплодирует стоя.
После вступительных речей - время вопросов и ответов. Правда, несмотря на лес рук, президенты успели ответить всего на шесть вопросов. Вопросы, в свою очередь, заставляли усомниться в том, что со студентами предварительно никто не поработал: формулировки и темы были достойны министров - история и перспективы российско-американских отношений, внешняя политика и экономическое сотрудничество двух стран.
- Не только Вторая мировая война и «холодная война» были наиболее яркими событиями в истории двусторонних отношений, - рассказал, отвечая на вопрос, Владимир Путин. - Начались они еще во времена войны Соединенных Штатов за независимость с Великобританией. И тогда английская королева обратилась к Екатерине II с просьбой поддержать Великобританию в этой войне, а глава российского государства ответила, что это невозможно и объявила «вооруженный нейтралитет». И этот «вооруженный нейтралитет» сыграл существенную роль в становлении нового государства.
В подтверждение своих слов Путин передал Бушу копии документов, положивших начало дипломатической переписке между Россией и США и датированных октябрем 1780 года.
Настоящий фурор вызвал вопрос студентки факультета международных отношений Елены Воробьевой: «Какие конкретные шаги можно ожидать в ближайшее время от Соединенных Штатов Америки в поддержку скорейшего вступления России в ВТО»?
- Я считаю, вам нужно как можно скорее вступать в ВТО, - ответил Джордж Буш. - Я уже говорил в Конгрессе о том, что нужно убрать поправку Джексона - Вэника. Я - за то, чтобы ваш президент делал все, чтобы как можно скорее вступить в ВТО.
- Джордж очень хорошо сказал, - дополнил Владимир Путин. - Он сказал, что нужно, чтобы президент России хотел, чтобы Россия была принята в ВТО. Он сказал, что он «за». Если этого достаточно, то я прямо сейчас проголосую. Но на приемлемых для России условиях!
После этого Буш бросился «в народ», пожимая руки смущенным студентам. Путину не оставалось ничего другого, как последовать за «другом Джорджем». Братание со студентами омрачилось небольшим инцидентом: повздорили охранники двух президентов, отпихивая друг друга от своих подопечных. Впрочем, большинство зрителей этого эпизода не видели. А в памяти у них остались изящные шутки, широкие улыбки, дружеское обращение Буша к Путину - «Владимир» и приятельское обращение Путина к Бушу - «ты».

Николай ДОНСКОВ
Фото А. ПАНОВА