Трудный день олигарха
В пятницу Совет Федерации с подачи Сергея Миронова прекратил полномочия четырех сенаторов. Среди них оказался один из «питерских варягов», представляющих в верхней палате совсем другие регионы, – Александр Сабадаш, делегированный в СФ от Законодательного собрания Ненецкого автономного округа. Формально Сабадаш сам подал в отставку. Но не приходится сомневаться, что эта отставка была добровольно-принудительной: слишком уж громкий скандал разразился вокруг теперь уже экс-сенатора. И худшее, похоже, для него еще впереди.
Александр Сабадаш – пожалуй, одна из самых мифологизированных фигур в питерской бизнес-элите. Если собрать вместе все, что о нем было написано за последние десять лет, то перед нами предстает практически Борис Березовский в северо-западном варианте. Ему приписывают и решающую роль в избрании Валерия Сердюкова губернатором Ленобласти, и продавливание кандидатуры Альфреда Коха в областные сенаторы (правда, Кох весьма недолго пребывал в этом статусе), и спонсорство избирательной кампании бывшего и нынешнего ненецких губернаторов – Владимира Бутова и Алексея Баринова. Это не говоря уже о масштабных коммерческих интересах.
Сабадаш контролирует водочный холдинг «Ливиз», входящий в первую десятку российских производителей. Кроме этого, Сабадаш контролирует ОАО «Выборгская целлюлоза» (бывший Выборгский ЦБК), ОАО «Русский дизель» и ряд других компаний.
Формально статус сенатора не позволяет ему заниматься предпринимательством, за что он и был лишен высокого звания. Но ни для кого не секрет, что среди российских парламентариев, пришедших в политику из большой коммерции, трудно найти такого, кто утратил бы связь со своим бизнесом. Сабадаш – не исключение из правил. К тому же его бизнес все последние годы сопровождали различного рода скандалы, многократно освещавшиеся в СМИ: это касалось и силового захвата приобретенного им Выборгского ЦБК, и разборок с главным конкурентом «Ливиза» на питерском алкогольном рынке – холдингом «Ладога», и покупки (с последующей выгодной перепродажей) комбината «Фосфорит». Характерно, что в 2003 году, когда Сабадаша назначали сенатором от администрации НАО, произошел беспрецедентный случай: справка о новом сенаторе, напечатанная в газете «Коммерсант», была подписана не отделом политики, а криминальным отделом…
В 2005 году Сабадаш был вновь назначен сенатором от НАО – на сей раз он представлял уже не администрацию, а Законодательное собрание округа. С новым губернатором Бариновым у него сложились прекрасные отношения – что, как представляется, сыграло не лучшую роль в судьбе самого губернатора.
12 мая 2006 года начался известный скандал с «оборотнями в пиджаках»: произошли масштабные отставки в силовых структурах, а спикер Сергей Миронов направил в регионы представления о досрочном прекращении полномочий четырех сенаторов, в том числе и Сабадаша. Правда, спикер не объяснил, чем именно провинился сенатор, – и 19 мая ненецкий парламент Миронову в его просьбе решительно отказал. Заступился за Сабадаша и губернатор Баринов (кстати, последний из глав регионов, кто еще успел избраться на прямых выборах). Через десять дней губернатор был вызван в прокуратуру Архангельской области для дачи показаний по подозрению в имущественных преступлениях – и тут же был задержан по представлению Генпрокуратуры и отправлен в СИЗО. Его обвиняют в хищении имущества предприятия «Архангельскгеолдобыча», руководителем которого он был ранее, и в финансовых махинациях на общую сумму в 19 миллионов рублей.
Почти одновременно с этим прошли обыски и аресты на «Ливизе». В четверг вечером были арестованы генеральный директор водочного холдинга Юрий Никулин и главный бухгалтер Ирина Валдай. Генпрокуратура, контролирующая это дело, устами небезызвестной Натальи Вешняковой (именно она в свое время сообщала общественности, как ужасны преступления Михаила Ходорковского) заявила, что они подозреваются в уклонении от уплаты налогов и сборов на сумму в 178 миллионов рублей.
24 мая на комиссии по регламенту в Совете Федерации обсуждали «дело Сабадаша». По сообщению председеля комитета СФ по конституционному законодательству, Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу прислало сенаторам бумагу о том, что Сабадаш имеет вид на жительство в США, получал там доход и платил налоги. То есть занимался-таки коммерцией. Правда, доказательность бумаги, видимо, оказалась спорной: комиссия рекомендовала снять с Сабадаша полномочия лишь по его личному заявлению. Что он, правильно оценив ситуацию, и сделал. Но неизвестно, спасет ли такое послушание Сабадаша от того, чтобы все-таки стать одним из фигурантов уголовных дел, связанных с «Ливизом».
С чем на самом деле связана атака на Сабадаша – судить сложно. Возможно, таким путем наносят удар по Баринову (который, как говорят, вел свою игру и противился очередному задуманному в центре «укрупнению регионов» – объединению НАО с Архангельской областью). Возможно, имеет место какое-либо столкновение коммерческих интересов и экс-сенатор перешел кому-то дорогу со своими планами. Но в одном можно почти не сомневаться: причина – не в занятиях запрещенным для парламентариев и чиновников бизнесом. Если бы за такое лишали полномочий – и Совет Федерации, и Госдума, и правительство, и президентская администрация в большинстве своем давно бы опустели.
Владимир МАКСИМОВ