Твоих мансард ужасные черты
На крыше большого доходного дома № 15 по 2-й линии Васильевского острова высится уродливое деревянно-кирпичное сооружение, напоминающее недостроенный шалаш. Оно украшено плакатом с уже привычной надписью «SOS». Городские власти считают эту избушку следствием несовершенства законов. Их оппоненты, вывесившие плакат, - свидетельством очередного передела собственности в Петербурге. На этот раз - на территории подвалов и чердаков.
История борьбы за городские чердаки и подвалы насчитывает несколько лет. Она обросла громкими популистскими заявлениями и судебными решениями Верховного суда России. Все началось с заявления Смольного о необходимости осваивать пространство ниже и выше жилья. Губернатор Яковлев даже предлагал бесплатно отдать подвалы тем, кто сможет их окультурить. Тем самым администрация пыталась (во всяком случае, так декларировалось) убить сразу двух зайцев - осушить подвалы, улучшить состояние крыш, а заодно привлечь инвестиции.
Но очень скоро выяснилось, что мало кого интересуют подвалы, тем более «занятые» водой. Зато очень привлекают чердаки в крепких или прошедших капремонт домах в историческом центре. Инвесторов крайне заинтересовали минимальные взносы в городскую казну на развитие инфраструктуры (несколько сотен рублей на квадратный метр) и уже готовые коммуникации. Бизнес на таких мансардах выглядит крайне привлекательным - за короткий срок можно построить дополнительный этаж и продать его по высокой рыночной цене.
И все было бы хорошо, если бы не постоянные аварии, которые происходили при строительстве мансард: на Мытнинской набережной квартиру на верхнем этаже залило кипятком, на ул. Воскова дом дал трещину и т.д. При этом власти обычно кивают на инвестора, инвестор - на строителей. Последние при таком раскладе обычно бесследно исчезают, оставляя граждан один на один с их бедами.
Не дожидаясь пагубных последствий, жители других домов - на Васильевском острове, на Петроградской стороне, на Малой Конюшенной улице - начали ходить по судам с требованием запретить строительство мансард. Оказалось, что в мансардострое спрятано множество юридических проблем - от отсутствия в Гражданском кодексе четких определений, что такое жилое помещение, до неурегулированности вопроса, по принадлежности той или иной недвижимости к федеральной, муниципальной или госсобственности субъекта Федерации.
В упрощенном виде ситуация выглядит так: граждане считают, что чердаки находятся в общей собственности владельцев приватизированных квартир и города. Поэтому без согласия жильцов невозможно вести строительство мансард. Власти в лице КУГИ уверены, что чердаки не являются общими помещениями, поскольку «не предназначены для удовлетворения общих нужд жильцов дома» (цитата из ответа председателя КУГИ Валерия Назарова на обращение комиссии по городскому хозяйству ЗакСа).
Исходя из этого, администрация успешно зарегистрировала право собственности города на 3 тысячи подвалов и 600 мансард, фактически национализировав собственность владельцев квартир. Как легко догадаться, с единственной целью - продать их инвесторам без участия жителей домов. Как отмечено выше, по копеечным ценам, что и вызвало разговоры об очередном переделе питерской недвижимости.
Впрочем, граждане оказались крепким орешком. Они дошли до Верховного суда РФ, который признал их правоту. Снова цитата, на сей раз из судебного решения: «чердаки относятся к общему имуществу дома» (определение ВС РФ от 25.12.2000). Следовательно, если под таким чердаком есть приватизированные квартиры, то часть такого чердака принадлежит владельцам квартир и он не может быть перестроен в мансарду без их согласия.
Теперь вернемся на Васильевский остров. Весной 2001 года по решению Василеостровского районного суда было остановлено строительство мансарды на 2-й линии, которая постепенно разрушается: год, как идут споры, кто должен восстанавливать крышу - инвестор или городские власти, разрешившие строительство.
Но решения судов нисколько не смутили городскую администрацию: цитированное выше письмо г-на Назарова датировано мартом нынешнего года. Пытаясь «застолбить территорию», администрация подготовила проект городского закона «О реконструкции мансардных и подвальных помещений на инвестиционных условиях». Он вызвал бурные протесты тех, кто выигрывал суды. В случае принятия закона ЗакСом они обещают немедленно обратиться в прокуратуру и полпредство, считая закон противоречащим Гражданскому кодексу и федеральным законам о приватизации жилья.
Напуганные народным гневом депутаты во втором чтении одобрили поправку депутата Леонида Романкова, которая запрещает мансардострой без согласия владельцев квартир. На состоявшихся на днях депутатских слушаниях представитель КУГИ Ирина Ганус признала, что эта поправка не устраивает администрацию и в таком виде принимать закон не имеет смысла. Еще бы, ведь никто не захочет добровольно повесить на свою шею мансарду при отсутствии государственных гарантий и страховых механизмов. Депутаты, оказавшиеся между молотом исполнительной власти и наковальней избирателей (а выборы - в декабре), решили создать рабочую группу по проблеме. Хотя обычно это делают не перед третьим чтением закона, а на стадии его разработки.
Скорее всего, закон или вообще не будет выноситься на голосование, или зависнет в нижней части повестки дня, на которую никогда не остается времени. Но проблема никуда не денется. И если администрация будет упорствовать в попытках распродать чердаки, граждане обещают затаскать ее по судам.
Максим БУГРОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС