Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Как нет войны – так сукины сыны, а как война – так братцы

6 июня 2002 10:00

В феврале этого года мы уже писали о неправдоподобной в силу своей дикости истории полковника запаса Валерия Евреинова. Ветерана Афганистана и Чечни, который после увольнения остался не только без жилья (этим наших офицеров не удивишь!), но даже без пенсии, которую он не может получить из-за неоформленных документов. На днях мы вновь встретились с полковником Евреиновым.



Полковник устал судиться

- Вы думаете, за это время что-то изменилось? - с горечью спросил он. - Ни-че-го.
А длятся его мытарства ни много ни мало уже почти три года...
В марте этого года Валерий Евреинов направил жалобу полпреду Виктору Черкесову. Без лишних слов цитирую.
«Я, полковник запаса Евреинов Валерий Анатольевич, ветеран боевых действий в Афганистане и Чечне, имею в семье: жену Евреинову Наталью Викторовну, тоже ветерана боевых действий в Афганистане, двух сынов, один из которых болен бронхиальной астмой в тяжелой форме, вынужден обращаться к Вам - представителю президента РФ за защитой моих прав и прав моей семьи. Все мои обращения в военный суд никаких результатов, кроме волокиты и неисполнения решений суда службой судебных приставов, не дают.
Приказом министра обороны РФ от 14 августа 1999 года № 0932 я был уволен из ВС РФ в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями по подложным документам без жилья. Этим самым я пополнил список бомжей - в благодарность мне и моей семье за безупречную службу Отечеству в течение 28 лет и наше участие с женой в горячих точках.
В настоящее время я проживаю с семьей в аварийном общежитии по адресу: Санкт-Петербург, Парковая улица, дом 5. Общежитие принадлежит войсковой части, в которой я проходил службу до своего увольнения. Помещение - в грязи, строительном мусоре и нечистотах, так как в нем проводится капитальный ремонт. Моему больному ребенку требуется идеальная чистота. Вместо этого он проживает в скотских условиях данного общежития, где вопреки всем законам и общечеловеческим нормам проводится капитальный ремонт без расселения жильцов».
После жалобы из резиденции Черкесова в многочисленные инстанции разлетелись письма. Потом Валерий Евреинов получил с десяток ответов - из Верховного суда России, Главного управления юстиции по Санкт-Петербургу и области, от Главного судебного пристава Санкт-Петербурга, начальника аппарата губернатора. А после - тишина.
Суть всех писем сводилась к тому, что на основании данных, представленных войсковой частью, часть с уволенным в запас офицером полностью рассчиталась. То есть выписала документы для постановки его на учет в военкомате по месту жительства и предоставила, как и положено по закону, жилье. В суть дела никто не вникал: что жилье в аварийном общежитии - временное, а на учет по месту жительства его не ставят, поскольку этого места просто нет. Ведь признай Евреинов скотские условия аварийного общежития приемлемыми, пропишись там, обратного пути, чтобы оттуда вырваться, у него уже не будет. А коль скоро он там не прописан, на воинский учет офицера запаса в военкомате его не ставят, а следовательно, и пенсию не платят.
Так и живет Валерий Евреинов, словно дух: без жилья, документов, средств к существованию. Работает, конечно. Подрабатывает по документам сына, иначе вообще хоть помирай с голоду. Но как же так получается? А вот как. Полковник Евреинов с теми унизительными условиями существования, которые ему предложили после увольнения в запас, не согласен. Настаивает, чтобы все было по закону: нормальная квартира соответствующего метража по месту прохождения службы, то есть в Петербурге. «Хочешь так? - ухмыляются воинские начальники. - Ну, добивайся». И он добивается. Но пока безуспешно. Правда, в его пользу было уже три решения суда (всего судебных решений были десятки). Но все остается по-прежнему. И даже при проверке положения дел высокими инстанциями, как показал опыт, никто углубляться в суть дела не хочет. Запрашивают воинскую часть, там рапортуют, что все в порядке. И инстанция пишет очередной ответ на бланке. Все.
- Вся беда в том, что Валерий Евреинов уже три года ходит по замкнутому кругу из-за существующей круговой поруки в военных органах, - говорит адвокат международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Валерий Шамкин. - Совершенно очевидно, что правота на его стороне. Это ясно всем, в том числе и тем, чьи подписи стоят на бумагах. Но поскольку никакой конкретной ответственности они не несут, получается все тот же замкнутый круг...
«Прошу остановить правовой беспредел и волокиту в отношении меня и членов моей семьи, - пишет Евреинов в жалобе. - Другого выхода из данной ситуации, кроме как обращение в Европейский суд по правам человека, я для себя не нахожу».
И действительно. Видно, решать, как жить уволенному в запас российскому офицеру, придется теперь в далеком французском городе Страсбурге.

Николай ДОНСКОВ
Фото Юрия ФАЙНБЕРГА