Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Историческая закулиса

20 июня 2002 10:00

Трижды за последние два года «Новая газета» писала о ситуации на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, где почти двадцать лет продолжалось правление декана Игоря Фроянова - сталиниста и ксенофоба, убежденного, что все беды России в двадцатом веке происходят от некоей «мировой закулисы», «заговора западных спецслужб», «сатанинских сил», «сионистов», «инородцев» и «предателей», а современную демократию придумали в своих корыстных интересах еврейские заговорщики... Широкая огласка воспитательных методов декана привела к тому, что в апреле прошлого года ученый совет СПбГУ принял решение не продлевать его пребывание в должности. Казалось, поставлена точка в мрачной «эре Фроянова» - но, как выясняется, об этом говорить еще рано.





Покинув пост декана, профессор Игорь Фроянов остался заведующим кафедрой русской истории. Исполняющим обязанности декана исторического факультета ректор Университета Людмила Вербицкая назначила профессора Андрея Дворниченко - ученика Фроянова. И... все стало продолжаться практически в том же духе. Ученый совет истфака (состоящий из сторонников бывшего декана) вновь начал борьбу за изгнание с факультета профессора Бориса Комиссарова - заведующего кафедрой нового времени и главного оппонента Фроянова.
Напомним, что именно Комиссаров в свое время не побоялся возглавить сопротивление декану и его национал-патриотической линии, за что подвергся преследованиям. Автора многих книг и более 200 научных работ и члена иностранных академий отстраняли от лекций и пытались снять с должности заведующего кафедрой, как якобы «неспособного ей руководить». И писали на него натуральные доносы, обвиняя в «пропаганде капиталистического пути развития и приверженности «новому мировому порядку, устанавливаемому США». После снятия декана на какое-то время «фрояновцы» притихли - но затем взялись за дело с новой силой. И для начала, стремясь сохранить статус-кво, при поддержке Дворниченко блокируют прохождение по конкурсу на кафедру Комиссарова новых сотрудников. При этом стоит отметить, что научный вклад «фрояновцев», мягко говоря, невелик: среднегодовая доля пятерых авторов упомянутого доноса в публикациях кафедры в последние два года - около одного процента...
Впрочем, этим «фрояновцы» не ограничиваются: в феврале нынешнего года ученый совет истфака потребовал снятия Комиссарова (правда, «большой» ученый совет СПбГУ отказался рассматривать этот вопрос), а в мае дружно проголосовал за переизбрание на новый срок Игоря Фроянова в должности заведующего кафедрой русской истории и Владимира Воробьева - в должности доцента этой же кафедры. О последнем (бывшем замдекана истфака и личном издателе Фроянова) стоит сказать отдельно: Мироныч, как Воробьева частенько называют на факультете, фигура, мягко говоря, специфическая.
Два года назад в «Общей газете» была напечатана статья Марины Токаревой, где тогдашний замдекана, со слов студентов истфака, характеризовался так: Мироныч на лекциях кричит, всех одергивает. Может и матом обложить на зачете, если не понравится ему кто-нибудь. Нетрезв постоянно. «Пидарас с серьгой», «гнида либеральная», «инородец замурзанный» - в его устах привычные выражения...» Оскорбленный в лучших чувствах Мироныч подал иск о защите чести и достоинства, оценив свой «моральный ущерб» в 5000 рублей. Однако 15 августа 2001 года в Смольнинский районный суд Петербурга истец почему-то не пришел (как считает Борис Комиссаров - просто испугался) и дело проиграл. Но не потому, что не пришел, а потому, что слишком убедительны были свидетели. Достаточно привести выдержки из судебного решения:
«...Свидетель Крылов П.В. утверждает, что Воробьев груб со студентами, оказывает на них давление. ...Скакальская А.Б. подтверждает, что лично видела Воробьева нетрезвым, была свидетелем оскорбительных высказываний в адрес студентов, опасается преследований с его стороны. ...Милкин А.В. считает, что истец высказывал на лекциях свои антисемитские взгляды, появлялся в нетрезвом виде... Еще один свидетель, доктор исторических наук И.А. Левинская, не знакомая с истцом, доказывала: «Историк, который одобряет труды Фроянова, является антисемитом, как и тот, кто их написал»...
По словам Марины Токаревой, на суде студенты и сотрудники факультета вспомнили самые разные эпизоды. О том, например, как замдекана Воробьев устраивал перед лекциями переклички, заставляя всех вставать, и особой интонацией выделяя нерусские фамилии. О том, как он мог в течение получаса разглагольствовать о «жиденке» Лжедмитрии и еврейских притязаниях в России. О том, как плакала на лекции оскорбленная всем этим студентка с «пятым пунктом». О публикациях черносотенных газет, регулярно вывешивавшихся на факультете, и так далее. И вот такого выразительного персонажа ученый совет истфака шестнадцатью голосами против шести считает достойным быть доцентом и дальше воспитывать будущих историков?
Заметим, что студенты, поддержавшие борьбу с «фрояновщиной», и до снятия декана, и после него подвергались преследованиям - о чем свидетельствуют, например, уже закончившие факультет Вера Кривушина (ныне аспирантка Европейского университета) и Евгений Фирсов. Их работа «Система: монологи о нас», повествующая о ситуации на истфаке, недавно получила диплом ежегодного конкурса памяти Галины Старовойтовой. В ней подробно и горько рассказано, как авторы, до начала «диссидентства» учившиеся почти на одни «пятерки», вдруг начали получать «двойки» и «тройки». Как экзаменаторы «объясняли» им, что они «непонятно как раньше могли прилично учиться», и что им «стыдно, что они будут выпускниками кафедры». Как Вера Кривушина по нескольку раз пересдавала экзамены верному «фрояновцу» (и одному из авторов упомянутого доноса на Комиссарова) профессору Владимиру Барышникову, не устававшему издеваться над ее «очень низким» уровнем. Правда, на государственном экзамене по специальности комиссия оценила ответ «худшей студентки на кафедре» Кривушиной на «отлично»...
Впрочем, на истфаке есть и другие студенты - активно поддерживающие бывшего декана и его взгляды. Они устраивали овацию своему кумиру на ученом совете, когда решался вопрос о его снятии, и освистывали его оппонентов. Они, назвавшие себя «Патриотическим союзом студентов», публиковали статьи под характерными названиями «На месть найдется и возмездие» и возмущались «травлей» которой якобы подвергается «русский ученый-патриот» Фроянов, преследуемый за то, что «не допускает проникновения в высшую школу параноидальных идей всевозможных «демократов» и откровенных врагов России».
Именно эти «патриотически настроенные» устроили ряд хулиганских акций в связи с недавним визитом в Петербург российского и американского президентов - напали на американского профессора у памятника Ломоносову, рисовали оскорбительные надписи на стенах университетских зданий,, и, наконец, перед встречей Джорджа Буша и Владимира Путина со студентами СПбГУ попытались заковать цепями двери главного здания Университета на Менделеевской линии...
Решение по новому сроку работы Владимира Воробьева в должности доцента кафедры русской истории окончательно - «большой» ученый совет не должен его утверждать. Зато «большой» совет должен утверждать переизбрание на новый срок Игоря Фроянова - голосование пройдет 24 июня.
Что же, если профессор Фроянов еще пять лет будет возглавлять кафедру русской истории и воспитывать студентов в духе черносотенного «патриотизма» - Санкт-Петербургский государственный университет продемонстрирует «городу и миру», что вполне солидарен с его взглядами.
Или, по крайней мере, ничего не имеет против них.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС