Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Несносный конструктивизм

19 апреля 2007 10:00

Выдающийся памятник русского авангарда – универмаг «Фрунзенский» встречает Международный день охраны памятников в ожидании смертного приговора



Ахтунг, инвесторы!
В 1942-м у едва живого блокадного Ленинграда нашлись силы, чтобы спасти от разрушения здание Фрунзенского универмага, пострадавшего от вражеской бомбардировки – его отремонтировали и вновь открыли для покупателей уже в 1944-м. То была сила совсем иного рода – не чета нынешней, которой меряются, поигрывая финансовыми мускулами, – а та сила духа, что, противодействуя унижению, распрямляет твою спину.
Нынешнее руководство города считает возможным рассматривать самые извращенные причуды желающих попользоваться той или иной частью питерского тела, дело лишь за ценой вопроса.
«Исполним любые ваши фантазии», – впору написать на дверях смольнинского комитета по инвестициям, глава которого Максим Соколов не видит ничего страшного даже в том, чтобы использовать для подземного паркинга некрополь, так не рентабельно занимаемый останками под Марсовым полем. В недавнем телеинтервью Соколов заявил, что возглавляемое им ведомство поддерживает проект, предусматривающий снос здания универмага «Фрунзенский» – «единственно приемлемый вариант», позволяющий инвестору с выгодой использовать данный участок под строительство бизнес-центра класса «А», вписать который в старые стены невозможно.
– Но ведь здание универмага имеет обременение – как вновь выявленный охраняемый объект, – напоминает Михаил Мильчик, член федерального и городского советов по сохранению культурного наследия. – И тот, кто покупал его, прекрасно знал об этом. С этой данностью и следовало соизмерять свои планы, а не переворачивать все с ног на голову: сначала получил памятник, а потом «вдруг» понял, что для приспособления под задуманные цели он не годится!

Вас тут не стояло
Возникает вопрос: почему вообще комитет Соколова принял к рассмотрению такое инвестиционное предложение, если изначально было ясно, что планировка исторического здания с высокими межэтажными перекрытиями не позволяет использовать его под офисные помещения? Вероятно потому, что так же ясно было другое – незачем исходить из интересов сохранения памятника, когда на кону интересы таких симпатичных людей, как вице-губернатор Юрий Молчанов и вовсе не однофамилец губернатора Сергей Матвиенко. Созданное Молчановым ООО «Бизнес Линк Девелопмент», собственно, двигает этот проект – официальным языком выражаясь, «действует по доверенности акционерного общества «Группа Джей Эф Си», собственника земельного участка. Возглавляемая Сергеем Матвиенко дочерняя девелоперская компания Внешторгбанка «ВТБ-капитал», по сведениям газеты «Коммерсант», также заинтересована в новом строительстве на месте «Фрунзенского» – как предполагают коллеги, у компании Матвиенко-сына есть намерение перекупить здание универмага.
Матвиенко-мать, отвечая на обращение депутата Алексея Ковалева, обеспокоенного судьбой уникального памятника конструктивизма, сухо сообщила, что по запросу ООО «Бизнес Линк Девелопмент» Комитет по градостроительству и архитектуре проинформировал Комитет по строительству «о необходимости разработки проекта планировки территории квартала, ограниченного Московским, Малодетскосельским проспектами, Бронницкой улицей и набережной Обводного канала, совмещенного с проектом межевания». И что решение о реализации строительства бизнес-центра на месте вновь выявленного памятника «может быть принято по результатам разработки указанной документации с учетом заключения КГИОП по данному вопросу».
Примечательно, что губернатор Матвиенко, два года назад собственноручно подписавшая «Петербургскую стратегию…», декларирующую приоритет сохранения культурного наследия, вовсе не выражает намерения изыскивать способы реализации этого принципа в отношении памятника конструктивизма, а говорит лишь о путях «реализации строительства бизнес-центра». И Смольный, похоже, нисколько не смущает тот факт, что еще до оглашения историко-культурной экспертизы и возможного пересмотра статуса данного объекта, до принятия официального решения заказчик уже договаривается с Ассоциацией по сносу зданий, чьи представители не первый месяц публично обсуждают, с какими техническими сложностями предстоит столкнуться при демонтаже исторического объекта. А в телерепортажах скороговоркой сообщается – тоже как о деле уже решенном, – что предстоит расселить целый ряд прилегающих к Фрунзенскому домов. Где, между прочим, живут люди. На сегодня им ничего не известно о том, что станет с их собственностью, как скажется демонтаж универмага на состоянии соседних зданий – среди которых есть и представляющие культурную ценность. Записать разом их всех в аварийные вряд ли возможно – во многих домах прошел капремонт. Кстати, и сам Фрузненский был капитально отремонтирован после пожара 1988 года.
В архитектурной мастерской, где трудятся над заказанной планировкой этого квартала, признают: очень хотелось исходить из сохранения уникального конструктивистского здания. Но установка была совсем иной – мол, рисуйте так, будто его здесь уже нет.

Раздвоение личностей
Глава Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Александр Викторов, отвечая на вопрос об его отношении к Фрунзенскому, сказал: «Как должностное лицо, сейчас я отношусь к нему как к памятнику. Если с него снимут этот статус, то я к нему буду относиться не как к памятнику». И в завершение поделился интимным переживанием Викторова-человека, а не Викторова – главного архитектора Петербурга: «Меня это здание как-то всегда пугало…» Страшно даже представить, что же в таком случае станется с подвижной психикой председателя КГА, когда на невских берегах вырастет небоскреб «Газпром нефти».
Заключение экспертизы, заказанной (и, соответственно, оплаченной) застройщиком, ожидалось к 12 апреля. Однако оглашение вердикта перенесли еще на неделю. По некоторым сведениям, внутри проводящей обследование организации развернулись нешуточные баталии, и пока в упорном бою с солидным гонораром профессиональная честь все-таки не желает сдаваться. Ее победа могла бы стать настоящим подарком к Международному дню охраны памятников, который отмечался вчера, 18 апреля.

Альтернатива
Тем временем альтернативную экспертизу инициировало петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников. На прошлой неделе был переизбран его руководящий состав. Сопредседателями регионального ВООПИиК стали историк Александр Марголис и архитектор Маргарита Штиглиц (ранее возглавлявшая отдел промышленной архитектуры КГИОП, расформированный после ее вынужденного ухода), известные своей непреклонностью в деле защиты культурного наследия. Принципиально обновился и президиум, куда вошли молодые и энергичные защитники исторического Петербурга – в том числе активисты «Живого города» Елена Минченок и Елизавета Никонова, а также депутат Алексей Ковалев. Вопрос действенного участия в судьбе Фрузненского универмага стал одним из первых в повестке дня нового совета петербургского ВООПИиК. Было решено привлечь к проведению независимой экспертизы ведущих специалистов Академии архитектурных и строительных наук (Москва) и DOCOMOMO International (архитектурное наследие ХХ века).

Татьяна ЛИХАНОВА


Мнение
Председатель КГИОП Вера Дементьева заявила о том, что не видит оснований для исключения этого памятника из списков вновь выявленных объектов, ибо его историко-культурная ценность и важная градоформирующая роль несомненны. «Утратить его было бы неправильно», – считает Дементьева.

Справка «Новой»:
Здание Фрунзенского универмага построено в середине 30-х годов прошлого столетия архитекторами Е. и Л. Катониными, Е. Соколовым и К. Иогансеном. Представляет собой выдающийся образец архитектуры позднего конструктивизма, имеет важное градоформирующее значение в застройке Московского проспекта и Обводного канала. Сохранившийся памятник архитектуры этой эпохи представляет исключительную ценность и является не только российским, но и мировым культурным достоянием, что зафиксировано рекомендацией по охране архитектурного наследия ХХ столетия Комитета министров стран-членов Совета Европы, принятой 9 сентября 1991 года.

Фостер, будь человеком!
Общественное движение «Живой город» направило в адрес Нормана Фостера (архитектора проекта сооружения бизнес-центра на месте универмага «Фрунзенский») письмо, в котором призвало именитого британского зодчего не участвовать в реализации проекта, оплаченного уничтожением уникального памятника советского конструктивизма.
«Вы – один из наиболее выдающихся архитекторов нашей эпохи, – говорится в обращении. – Будем рады видеть Ваши произведения, дополняющие прекрасные памятники архитектуры нашего города.
Мы понимаем, что Вы не можете не испытывать уважение к произведениям выдающихся мастеров прошедших эпох. Тем более не можете соглашаться на то, чтобы создавать свои творения на месте, специально для Вас расчищенном от таких произведений.
Речь идет о здании Фрунзенского универмага в Санкт-Петербурге на Московском проспекте и берегу Обводного канала. Это здание является ключевым памятником эпохи конструктивизма. Это памятник не только национального, но мирового культурного наследия. Это памятник тех гигантских усилий человеческого духа и интеллекта, которые породили новое явление – архитектуру XX века. В том числе и ту, выдающимся представителем которой вы являетесь.
Обращаемся к Вам с призывом употребить свой авторитет архитектора мирового уровня для того, чтобы убедить Администрацию нашего города отказаться от идеи сноса Фрунзенского универмага. Это будет очередным прекрасным произведением Вашего труда».
Одновременно начат сбор подписей горожан под обращением к Валентине Матвиенко, в котором губернатора призывают «пересмотреть свою позицию по отношению к зданию универмага «Фрунзенский» и сделать все возможное для его сохранения».