Четыре недели до лета
Как и было намечено (см. предыдущий номер «Новой»), плановых мероприятий в формате демонстрация – митинг прошло аж три. Две России, «Единая» и Справедливая», вкупе с официальными тред-юнионами из Федерации профсоюзов города и области стартовали раньше других и первыми же отпраздновали День весны и труда на Дворцовой площади. Без особых эксцессов и ярких деталей.
Первый день последнего месяца весны прошел в Питере довольно мирно, масштабных беспорядков удалось избежать. И на том спасибо
Мечты Большой Медведицы
Если не считать, конечно, таковыми выступление думской депутата-«медведицы» Валентины Ивановой, – которая, видимо, вспомнив свое радикально коммунистическое прошлое, потребовала довести зарплаты бюджетников до 25 тысяч рублей. Интересно, вспомнит ли эти свои слова Валентина Николаевна, к примеру, при обсуждении проекта федерального бюджета на 2008 год? Впрочем, к тому моменту из полутора тысяч человек, дошедших до Зимнего дворца, слушала ораторов дай бог треть – остальные уже отправились отмечать государственный праздник в более комфортабельных условиях.
Колонна коммунистов и примкнувших к ним национал-патриотов, двинувшаяся от БКЗ около половины одиннадцатого, оказалась в итоге самой многочисленной. Порядка 2500 человек шло под знаменами КПРФ и ее союзников: АКМ, Федерации социалистической молодежи и находящейся в процессе ликвидации (дело находится на рассмотрении в Верховном Суде РФ) РКРП-РПК. С интервалом в несколько сот метров за ними на ту же Исаакиевскую площадь прошествовало порядка трехсот активистов ДПНИ, Славянского братства взаимопомощи и Концептуальной партии «Единение».
Мы с тобой два берега у одной реки
Администрация города сделала так, что два идеологических антипода шли едва ли не в общей колонне. Одни скандировали «Долой коммунистов», другие – «Долой националистов». Кстати, некоторых членов КПРФ корреспонденты «Новой» все-таки заметили в колонне крайне правых. Это немудрено, учитывая, что руководители компартии в своих речах не раз высказывали идеи, граничащие с разжиганием национальной розни.
В районе Аничкова моста путь коммунистам и националистам преградили два юноши и две девушки, которые начали выкрикивать «Россия для всех!» и «Фашизм не пройдет!». Милиция оттеснила их с дороги. Как выяснилось позже, четверка специально приехала к нам из Москвы. Пожалуй, этот инцидент был самым серьезным во время движения по Невскому проспекту.
Исаакиевская встречала демонстрантов солдатским оцеплением и толпой зевак, наблюдавших за происходящим с колоннады собора. Акции ДПНИ и КПРФ в одной точке пространственно-временного континиума – это действительно могло бы стать событием дня. Но не стало. Все прошло по стандартному для каждой организации сценарию.
Несколько человек, очевидно сторонников так называемых «Антифа», с полузакрытыми лицами выстроились напротив националистов и развернули транспарант «Смерть фашизму». Проворные милиционеры сразу же пресекли возможное столкновение. Манифестантов развели по разные стороны площади: левые – налево, крайне правые – направо.
Частично пламенные речи представлялись весьма здравыми. Так, высказанное сопредседателем Комитета единых действий в защиту социально-трудовых прав граждан Евгением Козловым предложение о создании Общественного совета из депутатов-коммунистов ЗакСа и лидеров протестных инициативных групп, возможно, имеет шанс реализоваться на практике. А вот прозвучавшая идея оформления «боевой оппозиции на базе рабочих профсоюзов», похоже, прямо у импровизированной трибуны была опровергнута самой жизнью. Широко разрекламированный в прессе председатель профкома Всеволожского завода «Форд» Алексей Этманов – в котором энтузиасты видят новоявленного вождя русского рабочего движения, этакого отечественного Леха Валенсу, – был заранее выписан для выступления на митинге, дабы произвести фурор. Но то ли специальный гость устал за долгие выходные, то ли погода подвела, и на холодном балтийском ветру пришлось не раз согреться – однако к нужному моменту Этманов оказался не в состоянии не только держать речь в интересах свободных тред-юнионов, но и твердо держаться на ногах.
Сперва он, понурившись, сидел, свесив конечности с автомашины (грузовика с откидными бортами, игравшего роль трибуны для ораторов), а потом спрыгнул на грешную землю, где чуть не стал жертвой стражей порядка, принявших его за обычного подвыпившего дебошира. Однако подоспевшая помощь собратьев-коммунистов вырвала знатного тред-юниониста из цепких лап сатрапов, не дав свершиться страшному: вожди могут попадать в тюрьму, но не должны – в вытрезвитель.
Если не считать двух файеров, сожженных рядом с флагами АКМ, митинг, как и демонстрация, прошел на редкость гладко и спокойно. Может, и успешно для устроителей. А мы могли в очередной раз убедиться в «незыблемости» (читай – косности и консерватизме) «красных» и «сдержанности» (читай – желании заработать хорошую репутацию) «коричневых».
Пока свободою горим
Меж тем участники первомайского Марша несогласных, чей старт был назначен последним номером программы, обнаружили на площадке возле БКЗ высоких должностных лиц – вице-губернатора Сергея Тарасова и главу Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонида Богданова. По ходу шествия оппозиционеров сопровождала сотня представителей органов внутренних дел, еще столько же поджидало у Пионерской площади.
Непосредственное место проведения митинга почтил своим присутствием 18-й отдел УБОП – едва ли не в полном составе во главе со своим начальником Андреем Чернопятовым. Как перешучивались между собой бывалые карбонарии – тертые калачи: «Раз Чернопятов здесь, значит мероприятие серьезное». Кроме того, поблизости был замечен броневик, пять автобусов с ОМОНом и пять микроавтобусов обычной милиции. Для семи сотен несогласных – явно многовато. Похоже, Смольный ожидал большего.
Организаторы марша кивают на противодействие властей: за два дня до акции сотрудники УБЭП конфисковали 52 тысячи экземпляров оппозиционной газеты с приглашением на маевку. Правда, заслуживающий доверия инсайдер в правоохранительных органах сообщил, что милиция-де изъяла всего пять тысяч экземпляров, а куда делись остальные – «пусть издатели и перевозчики объясняют своим спонсорам».
Само шествие проходило в обычной для радикальных бунтовщиков манере. Впереди огромный лозунг «Это наш город», перед ним – трое лидеров Координационного совещания городской оппозиции с мегафонами, за ним – баннеры «Яблока», «Обороны», Российского социал-демократического союза молодежи, Петербургского гражданского комитета и других. Следом за транспарантом «Нет – уплотнительной застройке!» двигались представители различных протестных групп, например, «Охтинской дуги», организации «ЗОВ!», пострадавших дольщиков. Замыкали процессию лимоновцы, позиционирующие себя как частные лица и взявшие себе вместо привычной символики черно-желто-белый штандарт династии Романовых.
Речовки, которые по ходу шествия по Невскому, Владимирскому и Загородному проспектам скандировали несогласные, вызывали у горожан главным образом если не чувство сопричастности, то и не отторжение: «Матвиенко, уходи!», «Вахмистрова – в отставку!», «Долой цензуру в СМИ!», «Россия без олигархов!»
Собрание у ТЮЗа открыл лидер питерских яблочников Максим Резник, еще раз напомнивший всем, что «главная ценность для нас – это свобода человека». Об огне свободы в глазах говорил и один из руководителей Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик. Опытный смутьян процитировал возле памятника Грибоедову донельзя актуального Салтыкова-Щедрина: «Личная обеспеченность – это такое дело, что, ежели я сижу смирно, то и личность моя обеспечена» и призвал всех «не сидеть смирно до тех пор, пока в нашей стране грубо нарушаются наши права».
Экс-депутат городского парламента Сергей Гуляев, автор идеи Русского народно-освободительного движения, только-только залечивший следы побоев после предыдущего марша, с гордостью отметил:
– Несогласные прошли по городу, и ничего страшного не случилось!
Об опасности двойных стандартов и недопустимости наживания политического капитала за счет разжигания межнациональной розни рассуждали коллега Гуляева по прошлому составу ЗакСа Михаил Амосов и представитель молодых социал-демократов Евгений Коновалов.
Еще один бывший депутат, Наталия Евдокимова, заявила о своем намерении бороться за пост уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге – гулом одобрения собравшиеся выразили ей свою поддержку. Выступили искрометные мастера культуры – актер Алексей Девотченко и музыкант Михаил Новицкий (движение «Зеленая волна»); представители обманутых малых инвесторов – Михаил Емелин и Петербургского гражданского комитета – Григорий Соломинский. Последний – по традиции, заложенной еще на предыдущем марше, – с зеленым надувным крокодилом.
По завершении мероприятия все дружно и спокойно прошли на станцию метро «Пушкинская». На этот раз она работала в обычном режиме.
Увы, первомайские акции, как и прогнозировала «Новая газета», показали явный спад политической активности. Сегодня в северной столице публичная политика – удел немногих, что провластных, что безвластных. Синусоида идет вниз. Но прошедший Первомай четко выделил, по словам того же лидера местных яблочников Максима Резника, три центра кристаллизации, намеренно или нет раскиданных в этот день по трем питерским площадям. Насколько долговечен такой расклад, вскоре покажет время.
Мечты Большой Медведицы
Если не считать, конечно, таковыми выступление думской депутата-«медведицы» Валентины Ивановой, – которая, видимо, вспомнив свое радикально коммунистическое прошлое, потребовала довести зарплаты бюджетников до 25 тысяч рублей. Интересно, вспомнит ли эти свои слова Валентина Николаевна, к примеру, при обсуждении проекта федерального бюджета на 2008 год? Впрочем, к тому моменту из полутора тысяч человек, дошедших до Зимнего дворца, слушала ораторов дай бог треть – остальные уже отправились отмечать государственный праздник в более комфортабельных условиях.
Колонна коммунистов и примкнувших к ним национал-патриотов, двинувшаяся от БКЗ около половины одиннадцатого, оказалась в итоге самой многочисленной. Порядка 2500 человек шло под знаменами КПРФ и ее союзников: АКМ, Федерации социалистической молодежи и находящейся в процессе ликвидации (дело находится на рассмотрении в Верховном Суде РФ) РКРП-РПК. С интервалом в несколько сот метров за ними на ту же Исаакиевскую площадь прошествовало порядка трехсот активистов ДПНИ, Славянского братства взаимопомощи и Концептуальной партии «Единение».
Мы с тобой два берега у одной реки
Администрация города сделала так, что два идеологических антипода шли едва ли не в общей колонне. Одни скандировали «Долой коммунистов», другие – «Долой националистов». Кстати, некоторых членов КПРФ корреспонденты «Новой» все-таки заметили в колонне крайне правых. Это немудрено, учитывая, что руководители компартии в своих речах не раз высказывали идеи, граничащие с разжиганием национальной розни.
В районе Аничкова моста путь коммунистам и националистам преградили два юноши и две девушки, которые начали выкрикивать «Россия для всех!» и «Фашизм не пройдет!». Милиция оттеснила их с дороги. Как выяснилось позже, четверка специально приехала к нам из Москвы. Пожалуй, этот инцидент был самым серьезным во время движения по Невскому проспекту.
Исаакиевская встречала демонстрантов солдатским оцеплением и толпой зевак, наблюдавших за происходящим с колоннады собора. Акции ДПНИ и КПРФ в одной точке пространственно-временного континиума – это действительно могло бы стать событием дня. Но не стало. Все прошло по стандартному для каждой организации сценарию.
Несколько человек, очевидно сторонников так называемых «Антифа», с полузакрытыми лицами выстроились напротив националистов и развернули транспарант «Смерть фашизму». Проворные милиционеры сразу же пресекли возможное столкновение. Манифестантов развели по разные стороны площади: левые – налево, крайне правые – направо.
Частично пламенные речи представлялись весьма здравыми. Так, высказанное сопредседателем Комитета единых действий в защиту социально-трудовых прав граждан Евгением Козловым предложение о создании Общественного совета из депутатов-коммунистов ЗакСа и лидеров протестных инициативных групп, возможно, имеет шанс реализоваться на практике. А вот прозвучавшая идея оформления «боевой оппозиции на базе рабочих профсоюзов», похоже, прямо у импровизированной трибуны была опровергнута самой жизнью. Широко разрекламированный в прессе председатель профкома Всеволожского завода «Форд» Алексей Этманов – в котором энтузиасты видят новоявленного вождя русского рабочего движения, этакого отечественного Леха Валенсу, – был заранее выписан для выступления на митинге, дабы произвести фурор. Но то ли специальный гость устал за долгие выходные, то ли погода подвела, и на холодном балтийском ветру пришлось не раз согреться – однако к нужному моменту Этманов оказался не в состоянии не только держать речь в интересах свободных тред-юнионов, но и твердо держаться на ногах.
Сперва он, понурившись, сидел, свесив конечности с автомашины (грузовика с откидными бортами, игравшего роль трибуны для ораторов), а потом спрыгнул на грешную землю, где чуть не стал жертвой стражей порядка, принявших его за обычного подвыпившего дебошира. Однако подоспевшая помощь собратьев-коммунистов вырвала знатного тред-юниониста из цепких лап сатрапов, не дав свершиться страшному: вожди могут попадать в тюрьму, но не должны – в вытрезвитель.
Если не считать двух файеров, сожженных рядом с флагами АКМ, митинг, как и демонстрация, прошел на редкость гладко и спокойно. Может, и успешно для устроителей. А мы могли в очередной раз убедиться в «незыблемости» (читай – косности и консерватизме) «красных» и «сдержанности» (читай – желании заработать хорошую репутацию) «коричневых».
Пока свободою горим
Меж тем участники первомайского Марша несогласных, чей старт был назначен последним номером программы, обнаружили на площадке возле БКЗ высоких должностных лиц – вице-губернатора Сергея Тарасова и главу Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонида Богданова. По ходу шествия оппозиционеров сопровождала сотня представителей органов внутренних дел, еще столько же поджидало у Пионерской площади.
Непосредственное место проведения митинга почтил своим присутствием 18-й отдел УБОП – едва ли не в полном составе во главе со своим начальником Андреем Чернопятовым. Как перешучивались между собой бывалые карбонарии – тертые калачи: «Раз Чернопятов здесь, значит мероприятие серьезное». Кроме того, поблизости был замечен броневик, пять автобусов с ОМОНом и пять микроавтобусов обычной милиции. Для семи сотен несогласных – явно многовато. Похоже, Смольный ожидал большего.
Организаторы марша кивают на противодействие властей: за два дня до акции сотрудники УБЭП конфисковали 52 тысячи экземпляров оппозиционной газеты с приглашением на маевку. Правда, заслуживающий доверия инсайдер в правоохранительных органах сообщил, что милиция-де изъяла всего пять тысяч экземпляров, а куда делись остальные – «пусть издатели и перевозчики объясняют своим спонсорам».
Само шествие проходило в обычной для радикальных бунтовщиков манере. Впереди огромный лозунг «Это наш город», перед ним – трое лидеров Координационного совещания городской оппозиции с мегафонами, за ним – баннеры «Яблока», «Обороны», Российского социал-демократического союза молодежи, Петербургского гражданского комитета и других. Следом за транспарантом «Нет – уплотнительной застройке!» двигались представители различных протестных групп, например, «Охтинской дуги», организации «ЗОВ!», пострадавших дольщиков. Замыкали процессию лимоновцы, позиционирующие себя как частные лица и взявшие себе вместо привычной символики черно-желто-белый штандарт династии Романовых.
Речовки, которые по ходу шествия по Невскому, Владимирскому и Загородному проспектам скандировали несогласные, вызывали у горожан главным образом если не чувство сопричастности, то и не отторжение: «Матвиенко, уходи!», «Вахмистрова – в отставку!», «Долой цензуру в СМИ!», «Россия без олигархов!»
Собрание у ТЮЗа открыл лидер питерских яблочников Максим Резник, еще раз напомнивший всем, что «главная ценность для нас – это свобода человека». Об огне свободы в глазах говорил и один из руководителей Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик. Опытный смутьян процитировал возле памятника Грибоедову донельзя актуального Салтыкова-Щедрина: «Личная обеспеченность – это такое дело, что, ежели я сижу смирно, то и личность моя обеспечена» и призвал всех «не сидеть смирно до тех пор, пока в нашей стране грубо нарушаются наши права».
Экс-депутат городского парламента Сергей Гуляев, автор идеи Русского народно-освободительного движения, только-только залечивший следы побоев после предыдущего марша, с гордостью отметил:
– Несогласные прошли по городу, и ничего страшного не случилось!
Об опасности двойных стандартов и недопустимости наживания политического капитала за счет разжигания межнациональной розни рассуждали коллега Гуляева по прошлому составу ЗакСа Михаил Амосов и представитель молодых социал-демократов Евгений Коновалов.
Еще один бывший депутат, Наталия Евдокимова, заявила о своем намерении бороться за пост уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге – гулом одобрения собравшиеся выразили ей свою поддержку. Выступили искрометные мастера культуры – актер Алексей Девотченко и музыкант Михаил Новицкий (движение «Зеленая волна»); представители обманутых малых инвесторов – Михаил Емелин и Петербургского гражданского комитета – Григорий Соломинский. Последний – по традиции, заложенной еще на предыдущем марше, – с зеленым надувным крокодилом.
По завершении мероприятия все дружно и спокойно прошли на станцию метро «Пушкинская». На этот раз она работала в обычном режиме.
Увы, первомайские акции, как и прогнозировала «Новая газета», показали явный спад политической активности. Сегодня в северной столице публичная политика – удел немногих, что провластных, что безвластных. Синусоида идет вниз. Но прошедший Первомай четко выделил, по словам того же лидера местных яблочников Максима Резника, три центра кристаллизации, намеренно или нет раскиданных в этот день по трем питерским площадям. Насколько долговечен такой расклад, вскоре покажет время.
Евгения ГЕВОРКЯН, Валерия СТРЕЛЬНИКОВА, Ольга ЯКУШЕНКО, Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Сергея ЕРМОХИНА и Григория ПАШУКЕВИЧА