Дамба поперек залива или поперек горла?
В минувшую пятницу в Доме ученых, вероятно, была поставлена точка в конфликте пятнадцатилетней давности. Именно в 1987 году в Ленинграде разразился скандал, разделивший горожан на сторонников и противников дамбы. Демократия только постучалась в двери советского общества, и у большинства захватило дух от возможности встать на защиту своих экологических прав - это тогда было внове, - в пух и перья разнести проект, курируемый высшим руководством страны, ну и выступать от имени народа. Самые шустрые воспользовались дамбой как трамплином для собственной политической карьеры. И получилось...
Без митингов
Нынешнее заседание, посвященное «Анализу экологического влияния проекта завершения строительства комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений», не имело ничего общего с митингами и дискуссиями конца 80-х. Хотя и называлось заключительными общественными слушаниями по проекту. Спокойная атмосфера, типичная для солидного заведения, обилие иностранцев - ведь докладывали в основном эксперты голландского консорциума «НЕДЕКО»...
Год назад правительство РФ приняло решение о достройке комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений. Среди намеченных правительством источников финансирования большую часть составляют зарубежные, в частности заем Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Общественные слушания - обязательное условие, которое поставили европейские финансисты перед правительством России.
Прежде чем выдать кредит на достройку сооружения, ЕБРР должен получить заключение независимых экспертов, а затем выслушать мнение народа. И только потом - деньги. Так западные банкиры подстраховываются от сомнительных проектов, прокредитовав которые можно и репутацию подмочить.
Чтобы выполнить условия банка, Госстрой нанял экспертов из голландской фирмы «НЕДЕКО». Кстати, за счет гранта правительства тех же Нидерландов.
Куда пойдет рыба
По сути, в пятницу в Доме ученых наконец-то прозвучал более или менее объективный ответ на вопрос - наносит ли дамба экологический ущерб природе. Во-первых, прошло время, за которое должны были вылезти «уши» всех имеющихся негативных воздействий. Во-вторых, заподозрить голландцев в необъективности трудно.
К каким же выводам пришли эксперты консорциума «НЕДЕКО»?
Построенная часть дамбы частично повлияла на распределение течений в Невской губе. У северного и южного побережий образовались зоны с пониженной скоростью течения. Вот почему жители поселков южного и северного побережий Финского залива стали наблюдать зарастание бывших песчаных пляжей камышом. Более того, с доведением строительства до логического конца камыш начнет куститься еще активнее - площади с интенсивным ростом макрофитов возрастут еще на 5 процентов.
Для отдыхающих это плохо, а вот живности - в самый раз. Как считают эксперты, «макрофиты создают благоприятные условия для нереста рыб, гнездования птиц». И тут же советуют: где это необходимо, косить камыш.
Построенный участок дамбы изменил и распределение невской воды. Теперь основные потоки омывают остров Котлин с юга, поскольку с северной стороны путь им преградил КЗС. С южной же остался 940-метровый проран (разрыв). Но после достройки баланс распределения водных потоков приблизится к естественному. Так что в данном смысле доведение проекта до логического конца просто необходимо.
Водопропускные сооружения, по мнению голландцев, не помешают прохождению на нерест рыбы. Скорость течения воды в них увеличится, однако крейсерская скорость рыбы все равно выше, она сумеет проскользнуть в Невскую губу.
Да, уловы в Финском заливе заметно снизились. Но опять-таки КЗС здесь ни при чем. Показатели рыболовецких совхозов и артелей падают все последние 20 лет, сократившись чуть ли не в два раза. Эксперты объясняют это естественными гидроклиматическими процессами, а также переходом к рыночной экономике. Рынок, разумеется, сказался не на нересте рыбы, а на боеспособности рыболовецкой флотилии.
Но имеется цифра, которая оценивает реальный ущерб. Дамба заняла своим телом реальную площадь залива, изъятие которой оценивается для рыбных нерестилищ ущербом в 180 тысяч долларов ежегодно. Правда, на Неве построен завод по разведению лосося, деятельность которого окупает данный ущерб.
Самый тонкий момент, пожалуй, - экологическая ситуация в Невской губе. Безусловно, ее создает не дамба, а стоки пятимиллионного Петербурга. На сегодня 70 процентов их очищается, а одна треть шурует в Неву, реки и каналы Питера прямо, простите, из отхожих мест! Вместе с речной водой вся эта «роскошь» собирается в мелководной, хорошо прогреваемой Маркизовой луже. И в этом «бульоне» кипит-веселится своя жизнь - произрастают водоросли, плодится патогенная микрофлора. Неудивительно, что в летний период в Невской губе были найдены места, в которых содержание кишечной палочки превышало норму в 240 раз!
А какие залежи токсинов - тяжелых металлов, стойких органических загрязнителей - были обнаружены в донных отложениях! Словом, Невская губа - тяжело больна независимо от того, есть дамба или ее нет. Так считают эксперты. Надо что-то решать. Например, достраивать Юго-Западные очистные сооружения, которые примут на себя почти всю треть неочищенных стоков. Их планируется завершить в 2004 году.
По пояс в воде
Что будет, если оставить все как есть - то есть бросить дамбу недостроенной?
Наводнения. По статистике, в Петербурге происходит одно наводнение в год. Однако за последние десятилетия частота их возросла. Так за 22 года, начиная с 1980, произошло 46 подъемов воды. Причем, число катастрофических среди них увеличивается. За последние 30 лет наводнений случилось больше, чем за все предыдущее столетие. И потери от одного среднестатистического наводнения возросли с 70 миллионов долларов до 90.
При подъеме воды больше чем на 3 метра, а такое случается раз в 50 лет, могут быть разрушены автодороги, мосты, набережные, затоплены системы метрополитена, произойдут аварийные переливы канализации. Пострадают и исторические ценности, памятники культуры. Ведь подтапливается именно историческая часть города, вспомним только стоящий прямо на набережной Эрмитаж...
- Не хотелось, чтобы события, происходящие сейчас на юге России, повторялись в Санкт-Петербурге, - говорит начальник управления экономики и международной деятельности Госстроя России Георгий Маркосов. - Не защитить северную столицу от наводнений - преступление. Весь мир помнит, как одно из разрушительных наводнений чуть не смыло с лица земли Роттердам. Ущерб тогда измерялся миллиардами долларов. Не случайно к оценке проекта мы привлекли опытных в этой сфере голландцев.
После достройки КЗС c наводнениями в Питере должно быть покончено. Уровень воды в Неве, даже при самых сильных ветрах, не поднимется выше отметки 160 сантиметров. В случае опасности защитные сооружения опустят, закроют створы, перекрыв ход воде из Финского залива. А поскольку максимальный подпор морской воды непродолжителен, зеркало Невской губы, а значит, рек и каналов, за счет нагона из Невы не поднимется выше 10 сантиметров.
Если на одну чашу весов положить ущерб от строительства дамбы, а на другую - ущерб от наводнений, очевидно - вторая перетягивает.
Плывуны выходят наружу
Тем не менее у дамбы есть противники. Они тоже выступали на общественных слушаниях.
Некоторых ученых и защитников природы из общественных организаций тревожит возможность изменения режима течений грунтовых вод, которые может повлечь давящее на морское дно тяжелое тело дамбы. Кто-то из них убежден, что авария на метрополитене между «Лесной» и «Площадью Мужества» - следствие строительства дамбы. Ожил «выдавленный» огромной тяжестью подземный проток, отчего и образовался плывун...
Другие утверждают, что отсутствие нагонной волны, являющейся природной «щеткой», очищающей Невскую губу, окончательно превратит ее в отстойник. Да, всю грязь она увлекала за собой в Балтику, пригоняя взамен свежей водицы. Достройка дамбы прикроет лавочку. Поэтому, дескать, западникам и выгодно отгородить от себя Питер стенкой.
Третьи замечают, что проект не учел движения автотранспорта, которое откроется с вводом дамбы. Дело в том, что попадающие в воду аэрозоли от автомобильных выхлопов оказались не учтены в проекте.
Высказанные общественностью замечания обещали учесть. И не только сотрудники «НЕДЕКО». «Свое мнение будут формировать с учетом мнения общественности и эксперты ЕБРР, наблюдавшие за ходом слушаний, - говорит заведующий секцией по связям со СМИ банка Ричард Уоллис. - Если общественность скажет «нет», это сильно повлияет на выводы наших экспертов».
А пока правительство Касьянова ведет с ЕБРР переговоры, в которых участвуют Министерство финансов, Минэкономики и Госстрой. В программе заимствования, которая была принята бюджетом прошлого года, предусмотрен заем в 215 миллионов долларов. Если эксперты ЕБРР примут положительное решение, соглашение подпишут в ноябре. И уже в декабре на счет проекта поступят первые деньги. А завершить дамбу планируют в 2008 году.
P.S. Слушания завершены. Вероятность достройки КЗС велика. Скорее всего, так и случится. А наши дети и внуки будут вспоминать горевшие в наших сердцах эмоции, как забавные казусы перестроечной поры. Как показало время, эмоций все-таки было больше... И еще - возможно, дамба заставит нас задуматься о той грязи, что мы сбрасываем в Невскую губу. В конце концов, пора учиться жить чисто. А научиться этому можно, только начав расхлебывать свое собственное дерьмо самим.
Лина ЗЕРНОВА