Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Алюминиевый курорт

22 августа 2002 10:00

Второй год не затихает "алюминиевый скандал" в Ленинградской области - с тех самых пор, как впервые были озвучены планы развертывания алюминиевого производства на производственной площадке завода "Русский дизель" во Всеволожске. В скандал втянуты не только местные жители, депутаты муниципального образования и областного законодательного собрания, но и городские политики. Ведь мало того, что Всеволожск является центром пригородной курортной зоны, он и находится буквально под боком у Петербурга, так что размещение там вредного производства не может никого оставить равнодушным. Сейчас скандал выходит на новый виток: проекту создания алюминиевого завода, не утвержденному областным правительством в прошлом году, теперь дан "зеленый свет". И "момент истины" уже близок: заседание Межведомственной комиссии при правительстве Ленинградской области, которая должна вынести окончательное решение - быть алюминиевому производству во Всеволожске или нет, - намечено на сентябрь.




"Получение алюминия путем электролиза (независимо от способа очистки) сопровождается выбросами в атмосферу вредных химических веществ и ядов (фтористые соединения, диоксид серы, взвешенная пыль, оксид углерода, окислы азота и др.), чрезвычайно опасных для людей, животных и растений..." Это выдержка из заключения экспертизы проекта "всеволожского алюминия", проведенной российским НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека прошлой осенью. Этот документ подвел итог многомесячной борьбы питерских экологов со скандально известным "водочным королем" Александром Сабадашем - ведь основными акционерами АО "Русский дизель" (где и должен расположиться алюминиевый завод) являются контролируемые им структуры. В прошлом году война олигарха и "зеленых" закончилась победой общественности - подчиненные губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова вняли мольбам населения и решили, что мину замедленного действия зарывать себе под ноги не стоит.
В том, что алюминиевый завод являлся таковой, ни у кого сомнений не вызывало. Примечательно, что на первом этапе продвижения проекта в феврале 2001 года многие просто-таки открыто насмехалась на Сабадашем - никто не мог предположить, что предложение о создании необычайно вредного промышленного производства во Всеволожском районе будет всерьез воспринято властями. Еще бы - завод планировалось разместить в самом центре природной зоны, которую по праву называют "легкими Петербурга".
Не замечали, что в городе становится значительно свежее, когда дует северный ветер? Промышленный молот не успел пройтись по всеволожским лесам: помимо национального парка "Карельский перешеек", здесь насчитывается 32 ценных природных объекта, занимающих 23 процента районной площади. Среди них - 8 комплексных заказников, 21 лесопарк, 3 городские лесопарковые зоны. Чистые водные массивы и, как следствие, развитая курортно-рекреационная инфраструктура - дома отдыха, пансионаты, детские лагеря и спортивно-туристические комплексы, в том числе и федерального значения. В общем - один из немногих необезображенных уголков живой природы, важнейший элемент экологического баланса всего Северо-Западного региона.
Представьте, что в центре этого "зеленого острова" строится завод, относящийся к первому типу экологически опасных производств по международной классификации (к этому же типу, к слову, относятся предприятия, выпускающие химическое оружие). В небо над Всеволожском упираются трубы, изрыгающие целый букет отравляющих веществ. А почву и воды загрязняют не менее ядовитые твердые отходы - с 80 тысяч тонн оптимального годового "выхода"... Все это в короткие сроки в буквальном смысле уничтожает естественный ландшафт, одновременно попадая в воздух и воду, которым дышат и которую пьют жители северной столицы. Такой вот подарочек на 300-летие...
Кто в это поверит? Вот и в начале не верили: шутили, что магнат либо слишком долго прожил в Америке (он, кстати, и ныне там), либо злоупотребляет продукцией своего профильного производства - завода "Ливиз". Всем казалось, что даже обещанные миллиардные вливания (свыше 3,8 миллиарда рублей) не склонят чиновников на сторону олигарха. Но... "Али-Баба встал у глухой стены и сказал заветное слово...". "Сезамом" Сабадаша и его лоббистов стали все те же инвестиции: властям опережающего региона захотелось "опережать" еще больше. Проект приняли к рассмотрению, сабадашевская "декларация о намерениях" получила ход в специально созданной межведомственной комиссии (МВК). Однако уже вскоре после этого чиновники поняли, что поставили не на ту лошадку - в дело вмешались городские и областные "зеленые", которым, в свою очередь, удалось всколыхнуть общественность.
По их инициативе проект прошел несколько экспертиз в государственных инстанциях. Выводы специалистов были одноздачны: реализация "алюминиевых планов" приведет к экологической катастрофе. Вышеприведенный отрывок из заключения НИИ гигиены и профпатологии - профессиональная оценка последствий строительства промышленного гиганта.
"На основании проведенной санитарно-экологической экспертизы... установлено, что размещение алюминиевого завода на промплощадке "Кирпичный завод"... недопустимо вследствие активного использования близлежащих территорий (дачные поселки, садово-огородные участки, лесопарки, природоохранные зоны) для отдыха населения Петербурга и Всеволожска..." - это вывод экспертной комиссии института. Комментарии, как говорится, излишни: ознакомившись с результатами независимых исследований, МВК отказалась одобрить проект.
Алюминиевое лобби огрызнулось несколькими судебными исками, пытаясь оспорить результаты экспертиз. Одновременно была запущена информационная кампания, призванная убедить горожан в полной несостоятельности "мнимых экологических страшилок". Статьи, радио- и телесюжеты о "сверхприбыльном экспортно-ориентированном производстве" изобиловали малопонятными техническими терминами и ссылками на несуществующий опыт "развитых стран". Картинки при этом рисовались довольно веселые: вот испанцы смеются и бултыхаются в волнах теплого моря, над которыми нависает отводная труба тамошнего "алюминия", а это немцы, собирающие здоровенные грибы под стенами фабричных корпусов... "Поэтому и у жителей Всеволожска, и у отдыхающих летом дачников из Петербурга нет причин волноваться, - оптимистично резюмировали авторы. - Возможный пуск нового завода существенно не повлияет на уже сложившуюся экологическую обстановку. Тем более если вспомнить о промышленных предприятиях, расположенных в соседних со Всеволожском - петербургских районах..."
"Особенно если вспомнить..." Что ж - последуем совету и вспомним только об одном петербургском районе. Том, что уже полвека красуется "черной дырой" на картах города, над проблемой которого не первое десятилетие бьются городские власти. "Экологическая катастрофа неместного значения" - печально известный "Красный треугольник". Бывали на улице Шкапина? Поезжайте, посмотрите, подышите тамошним воздухом и при этом не забывайте, что санитарно-защитная зона "Треугольника" - несколько кварталов с 30 тысячами несчастных поселенцев. Потенциальная ССЗ сабадашевского производства - пятимиллионный город...
Впрочем, вскоре причина конфликта... исчезла. Проиграв несколько дел и получив ряд встречных исков, ОАО "Всеволожский алюминиевый завод" объявило о своей ликвидации. Успокоенные "зеленые" свернули боевые знамена, полагая, что восторжествовал здравый смысл. Но... пиар несуществующего проекта продолжался... Объяснение напрашивалось само собой - Сабадаш собирался взять реванш.
В начале 2002 года были зарегистрированы сразу два новых предприятия - ОАО "Всеволожский завод алюминиевых сплавов" и ООО "Всеволожский завод прокатных изделий". Цель все та же - строительство алюминиевого завода в пустующих цехах "Русского дизеля" во Всеволожске. Новая декларация о намерениях и все та же Межведомственная комиссия областного правительства. На этот раз представленные документы отличаются еще большей неясностью технических обоснований и расплывчатостью формулировок о "возможном экологическом ущербе".
Как следствие - более чем конкретные выводы новой экспертизы. Институт "Проектгазоочистка": "Общие выбросы загрязняющих атмосферу веществ... составляют в т/год: фтористый водород - 19; фтористые твердые - 25; глинозем - 383,5; диоксид серы - 1265,5; оксид углерода - 6070... При наличии ветра выбросы относит за десятки километров... Приводит к выпадению "кислых" дождей на землю... Отсутствие очистки от диоксида серы и выброс 1265 т/год в условиях курортного района недопустимо..."
Казалось бы - судьба проекта решена. Однако на сей раз у членов МВК возникли разногласия. Чиновники спорили до середины нынешнего лета, а потом... одобрили сабадашевский план.
Общественность была повергнута в шок. Причины внезапной перемены в настроениях областных чиновников неясны - кто-то поспешил заявить о "взятке", кто-то вспоминает о притягательной силе "инвестиций". Усомниться можно как в первом, так и во втором. Не секрет, что благоприятный инвестиционный климат Ленобласти складывался благодаря принципиальной позиции подчиненных Сердюкова: в регионе играют по правилам честной конкурентной борьбы. А что касается "выполнения и перевыполнения инвестиционного плана"... На совещании глав регионов Северо-Западного федерального округа, состоявшегося в начале июня, президент Владимир Путин подверг резкой критике экономическое положение в округе, назвав ситуацию "неоднозначной". По словам главы государства, с одной стороны округ демонстрирует превосходные показатели экономического роста. С другой - уровень жизни населения здесь ниже среднероссийского. Путин недоволен явным дисбалансом и открыто говорит об этом - чиновники принимают к сведению президентское замечание и... утверждают проект, который значительно усугубит указанную диспропорцию.
Да... Неувязочка получается. Вернее - узел тугой "алюминиевой" петли, которую затягивает на шее горожан неугомонный магнат. Сабадаш идет на абордаж: крючья "сверхприбылей" впились в борта северовенецианской гондолы. А что касается "многочисленных экономических выгод", о которых так громко кричат сторонники строительства завода... В середине прошлого столетия об этой выгоде писал английский романист Лоуренс Даррелл:
"Под моим окном вырастали корпуса уранового завода и люди водили вокруг них хороводы - говорили о рабочих местах, стабильном заработке, спецсанатории и магазине с дешевой жратвой. Я радовался вместе со всеми, но по ночам ворочался и не мог заснуть - мне чудилось, будто мы только что прикурили сигару, в мундштуке которой динамитный патрон..."

Константин ФЕДОРОВ