Дворцовая площадь: не влезай, убьет
30 миллионов подписей в поддержку президента, высочайший рейтинг, гарантированное большинство в будущем парламенте… Если все это — правда, то почему ОНИ так боятся НАС? Если подавляющее большинство — за Путина, Матвиенко, «Единую Россию», то почему они боятся дать меньшинству возможность выйти на улицы? Если президент и губернатор правят страной так успешно, как нам рассказывают, то почему они опасаются дать оппозиции возможность для публичной критики? Или они-то прекрасно знают, что все подписи — липовые, а рейтинги — дутые? И сдуются, как только их перестанут ежедневно надувать в «пятиминутках ненависти», транслируемых по федеральным телеканалам?
Направо пойдешь — коня потеряешь
Подобрать какие-то иные объяснения тому, что в очередной раз происходило перед «Маршем несогласных», трудно. Казалось бы, уже не раз власти убеждались: стоит согласиться с заявленным маршрутом или местом проведения митинга — и никаких эксцессов, исходящих от участников протестных акций, не произойдет. А если и произойдет — как 15 апреля, — то исключительно из-за действий милиции. Но нет, все повторилось. Все попытки организаторов согласовать какой-либо маршрут, начинающийся с Дворцовой площади или хотя бы от Капеллы (где уж точно никто никому не помешал бы), и всего-то — до Спаса на Крови, натолкнулись на глухое неприятие администрации города и ГУВД.
Доводы (соответствующее письмо автор получил в субботу, как один из заявителей марша), на основании которых Смольный не считает возможным согласовать маршруты, таковы.
Как сообщает председатель Комитета по законности, правопорядку и безопасности Леонид Богданов, на Дворцовой площади ведутся «круглосуточные работы по монтажу зимнего катка», на Адмиралтейском и Вознесенском проспектах, Большой Морской улице, Исаакиевской и Конюшенной площадях ведутся строительные или ремонтные работы и установлены леса, тротуары и проезжая часть сужены, и потому требуется «соблюдение специальных правил техники безопасности». Далее, у набережной Мойки «узкие тротуары и узкая проезжая часть», и в этих же местах организованы «парковки сотрудников иностранных консульств и их посетителей». А потому — для обеспечения «нормального функционирования консульских учреждений» здесь идти тоже никак нельзя. К тому же массовый проход граждан вдоль ограждений набережной может привести к превышению «установленной нормы нагрузки чугунных пролетов».
Про пролеты — это, что называется, ни убавить, ни прибавить. И про «специальные правила техники безопасности» — тоже. Почему обо всем этом не знают десятки тысяч людей, ежедневно посещающих указанные места? Ведь если проходить по ним действительно так опасно — значит надо немедленно гнать взашей городскую администрацию, подвергающую опасности жизнь граждан, не обученных «специальным правилам». А если не так опасно — значит надо гнать руководство комитета, которое просто лжет заявителям марша». Кстати, и консульства по воскресеньям не работают, и нет там ни сотрудников, ни посетителей…
И еще один аргумент: проведение марша «неминуемо повлечет за собой возникновение длительных транспортных заторов, прекращение движения общественного и маршрутного транспорта на основных магистралях центральной части Петербурга, приведет к нарушению бесперебойного функционирования служб жизнеобеспечения, создаст трудности в организации тревожных выездов» пожарных, скорой, аварийных бригад ТЭК и «Водоканала» и так далее. Так что идите к БКЗ «Октябрьский», дорогие товарищи, и маршируйте к садику имени Чернышевского…
Замечательно. Вот только идти от Дворцовой до Исаакиевской или до Спаса — минут примерно двадцать. И большая часть этих маршрутов проходит там, где никакого общественного транспорта нет (к тому же можно идти и по тротуарам, как уже не раз ходили, скажем, участники «Маршей против ненависти». Так что не надо так трогательно беспокоиться о движении и проезде скорой или пожарных. Когда Питер посещает президент Путин или его очередные гости — транспортные неудобства куда сильнее, но в этом случае Смольный заботится не о горожанах, а о комфорте ВИПов…
Вот приедет Путин
«Правозащитное сообщество нашего города серьезно обеспокоено ситуацией, сложившейся вокруг проведения 25 ноября на Дворцовой площади митинга и последующего Марша оппозиционных партий и общественных организаций, — говорится в открытом письме к губернатору, которое направил Правозащитный совет Петербурга. — Заявленный Марш несогласных будет явно менее масштабным по количеству участников и значительно более законопослушным, чем торжества футбольных фанатов на Дворцовой площади. При должной координации с организаторами марша и охране марша со стороны органов правопорядка это мероприятие доставит минимальные неудобства жителям города и позволит участникам привлечь внимание горожан к проблемам, которые представляются актуальными части жителей города, и в том числе участникам марша».
Письмо подписали: Юрий Вдовин, Александр Винников, Татьяна Дорутина, Наталия Евдокимова, Игорь Кучеренко, Юрий Нестеров, Александр Никитин, Элла Полякова, Леонид Романков, Юлий Рыбаков, Ольга Старовойтова, Сергей Хахаев, Юрий Шмидт, Вениамин Шнитке и другие.
О реакции Валентины Матвиенко вплоть до утра воскресенья ничего не было известно. Зато известно, что в понедельник в Петербурге будет Владимир Путин, только что призывавший «не допустить», чтобы на улицы вышли те, кто, по его словам, «подучились у западных специалистов и потренировались в соседних республиках». И что якобы именно президент приказал не допустить масштабной акции оппозиции, которая сразу поставила бы под сомнение степень всенародной любви к нему в родном городе.
Борис ВИШНЕВСКИЙ