Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Журналистов стригут под ноль

26 ноября 2007 10:00

Тираж городской газеты «Новый Петербург» обнулили с помощью силовиков

Редакция газеты «Новый Петербург» теперь достоверно знает, как выглядит новая российская цензура. До сих пор призрак цензуры бродил по городским редакциям, не открывая личика: то в виде телефонного звонка из центра, то в форме «подгруза», инструктирующего журналистов, как им следует освещать то или иное событие. В редакцию «Нового Петербурга» цензура пришла в виде сотрудников управления по борьбе с организованной преступностью. Одновременно большинство петербургских типографий отказались печатать очередной номер газеты, а ведущий корреспондент издания Николай Андрущенко был арестован.
В данном случае, наверное, не важно, что «Новый Петербург» пользуется неоднозначной репутацией, которая во многом является заслуженной. Просто на примере этой газеты журналистскому сообществу Петербурга наглядно продемонстрировали, как будет действовать власть в отношении своих оппонентов из неподотчетных Смольному СМИ. А тех, кто сегодня наблюдал за происходящим из зрительного зала, в любой момент могут попросить на сцену.


В редакции после обыска
В редакции после обыска


Нарисуйте мне белый квадрат
Накануне выхода очередного номера «Нового Петербурга» (во вторник, 20 ноября) в редакцию позвонили из «Санкт-Петербургского газетного комплекса (СПбГК)». Типография, которая на протяжении 17 лет печатала газету, вдруг сообщила, что «не сможет этого сделать из-за чрезмерной загруженности». В тот же день журналист еженедельника Николай Андрущенко побывал на полиграфическом предприятии и лично убедился, что никакой перегрузки в типографии нет, все оборудование работает в штатном режиме, и отказ был дан только «Новому Петербургу»...
В тот же день неожиданным сюрпризом редакцию газеты «порадовало» ООО «Метропресс». Компания, владеющая сетью газетных киосков в петербургской подземке и обычно приобретающая для реализации около 10 тысяч номеров «Нового Петербурга», на этот раз в графе «количество необходимых экземпляров» указала: «0». Кроме того, редакция получила от «Метропресс» уведомление о досрочном расторжении контракта на распространение газеты без объяснения причин. Хотя срок договора между организациями заканчивается 1 января 2008 года, и до сих пор стороны предполагали его продлить.
С 20 ноября редакция «Нового Петербурга» в экстренном порядке стала искать другую типографию, чтобы напечатать номер. Практически повсеместно звучал отказ.
В итоге выпустить газету согласилась единственная типография в городе — «Атлант». Однако даже здесь, как только директор типографии воочию увидел газетные полосы, последовал отказ. На первой полосе газеты размещалось обращение лидера Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова и авторский текст Николая Андрущенко «Почему я иду на Марш несогласных». Редакция предложила оставить вместо крамольных материалов белые квадраты. Это напугало директора типографии еще больше. «Атлант» согласился отпечатать очередной номер «Нового Петербурга» только с тем условием, что из газеты будут убраны все статьи про воскресную акцию оппозиции (по сути, всего две — за подписью Каспарова и за подписью Андрущенко. — Н.П.).
Когда журналисты со свежим тиражом вышли из типографии, их встретили сотрудники правоохранительных органов — около 25 человек. Оперативники задержали всех членов редколлегии и продержали до четырех утра в одном из отделений милиции. Все это время милиционеры изучали материалы газеты, но, не найдя в них ничего противозаконного, отпустили задержанных.
Несмотря на то что текст Андрущенко «Почему я иду на Марш несогласных» так и не был опубликован, Управление Росохранкультуры по СЗФО сумело найти и усмотреть в нем «проявление экстремизма» и «разжигание социальной розни» и вынесло редакции «Нового Петербурга» предупреждение. Прокомментировать этот шаг представители Росохранкультуры отказались.
Тираж с таким трудом напечатанного номера, вышедшего 22 ноября, был в три раза меньше заявленного. По подсчетам редакции, вместо 30 тысяч номеров в продажу и подписчикам поступило не более 10 тысяч газет.
Впрочем, большим потрясением для редакции еженедельника это уже не стало. Как рассказали корреспонденту «Новой» журналисты оппозиционного издания, с предшествующим номером (от 15 ноября) творились такие же злоключения. Четверть тиража позапрошлого номера «Нового Петербурга» тоже не поступила в продажу. По словам главного редактора издания Алексея Андреева, редакция взялась за собственное расследование произошедшего, но ничего выяснить не успела.
Ни разобраться, ни удивиться не оставили времени «Новому Петербургу». Уже утром в пятницу, 23 ноября, в помещение редакции — в доме № 1 на Гагаринской улице — нагрянули с обыском сотрудники УБОП и Главного следственного управления ГУВД Петербурга и Ленинградской области. Нежданные гости в форме пояснили: обыск проводится в рамках дела, возбужденного по заявлению председателя Жилищного комитета администрации Петербурга Юниса Лукманова. Поскольку Лукманов усмотрел в одной из публикаций Николая Андрущенко (еще за 2006 год) клевету в свой адрес.

Почему журналист Андрущенко не пошел на Марш несогласных
До вечера пятницы милиционеры работали в редакции. Они изъяли несколько номеров газеты, а также скопировали все файлы с главного редакционного компьютера. Кроме того, генеральному директору «Нового Петербурга» Алевтине Агеевой, главному редактору Алексею Андрееву и соучредителю издания, ведущему корреспонденту Николаю Андрущенко были вручены повестки: явиться после 26 ноября в петербургский ОБЭП на проспекте Римского-Корсакова.
Николаю Андрущенко, видимо, приглашение вручили лишь ради формальности. На этой неделе явиться в ОБЭП он уже не сможет: в пятницу вечером в районе станции метро «Чернышевская» (неподалеку от нее находится редакция газеты, а рядом, в доме на Литейном проспекте, проживает 64-летний журналист) Андрущенко задержали сотрудники петербургского УБОП. Ему предъявили обвинение (также по материалам за 2006 год) в клевете на сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и судей, а также в воспрепятствовании судебному производству. Ночью в камере у задержанного случился гипертонический криз. Приехали врачи скорой помощи, госпитализировали журналиста в больницу № 15 на Авангардной улице, а затем — той же ночью — вернули в следственный изолятор ГУВД.
Уже в субботу состоялся суд. Процесс проходил в закрытом режиме и длился около шести часов. Несколько раз заседание прерывалось, так как задержанному становилось плохо и приходилось вызывать медиков. К вечеру 24 ноября Дзержинский суд вынес решение об аресте: Николай Андрущенко «должен быть помещен под стражу»,поскольку «журналист представляет повышенную общественную опасность», «находясь на свободе, он будет иметь возможность уничтожить улики, оказывать давление на свидетелей по делу, а также может скрыться от правоохранительных органов». Андрущенко приговорен у двум месяцам заключения. По словам одного из адвокатов журналиста Николая Калмыкова, в ближайшие дни решение Дзержинского суда будет обжаловано в Городском суде.
После ареста Андрущенко редакция сильно сомневается, что найдется хотя бы одна типография в Петербурге, которая возьмется напечатать будущий номер.

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА


Прямая речь
Андрей Константинов, председатель Санкт-Петербургского Союза журналистов:
— Об инциденте с «Новым Петербургом» я узнал в конце прошлой недели. В понедельник я хочу направить запрос в прокуратуру города с целью получения информации: что происходит с газетой и в чем причины?
Сложность заключается в том, что я не принадлежу к поклонникам этого издания. Тем не менее «Новый Петербург» — зарегистрированное СМИ, и, по общему мнению секретариата Союза журналистов, информационный запрос необходим. После того как у нас появится фактическая, полная и разносторонняя информация о происходящем, можно будет оценивать, насколько обоснованны действия сотрудников правоохранительных органов. Секретариат Союза журналистов обсудит и решит: есть ли необходимость реагировать, вмешиваться и делать какие-то заявления. Пока мы эту ситуацию не обсуждали.
Лично с моей точки зрения, для нормального здорового журналистского сообщества не секрет, что «Новый Петербург» — газета, которая не то что часто, а почти всегда работала на грани фола. Я не думаю, что последние события даже для них самих явились каким-то неожиданным кошмаром.

Обращение редакции газеты «Новый Петербург»
22 ноября редакция «Нового Петербурга» подготовила обращение «О самоуправном введении цензуры органами исполнительной власти Петербурга в типографиях, об отмене органами исполнительной власти свободы мысли и слова, свободы мирных шествий и демонстраций. Об отмене в Петербурге действия ст. 29 и 31 Конституции РФ». Обращение было направлено:
— Председателю Конституционного суда РФ Зорькину В.П.
— Директору Санкт-Петербургского газетного комплекса Карпушину Д.И.
— Главе Администрации Президента РФ Собянину С.С.
— Генеральному прокурору Чайке Ю.Я.
— Председателю Следственного Комитета при Прокуратуре РФ Бастрыкину А.И.
— Зампредседателю Госдумы РФ Бабурину С.Н.
— Депутатам Госдумы РФ Алкснису В.И., Илюхину В.И.
— Председателю Комиссии Общественной палаты РФ Кучерене А.Г.
— Губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.
— Прокурору Санкт-Петербурга Зайцеву С.П.