Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Инфляция с ветерком

10 января 2008 10:00

Петербургский общественный транспорт догоняет Москву

«Не хочется быть плохим пророком, но по славной традиции сразу после Нового года может подорожать и общественный транспорт». Да простит меня читатель за цитирование недавней собственной статьи, но почему-то именно плохие прогнозы имеют обыкновение немедленно сбываться. И вот уже, садясь в маршрутку, с неприятным удивлением обнаруживаю подросший ценник: вместо 18 рублей стало двадцать: 11% роста.
Можно не сомневаться, что в самом ближайшем будущем плата за проезд на социальных автобусах, троллейбусах и трамваях поднимется. Наглядная иллюстрация того, как «Петербург в экономическом развитии движется семимильными шагами» (цитирую губернатора Валентину Матвиенко на последнем в прошлом году заседании городского правительства), не правда ли?




Смольный сказал: «Поехали»
Четыре года назад, в конце 2003-го, проезд в питерских маршрутках стоил 8 рублей (а проезд в общественном транспорте — 5 рублей). В 2004 году проезд на общественном транспорте стоил уже 7 рублей (а в метро — 8 рублей), в 2005 году общественный транспорт стал стоить 10 рублей, в 2006 году — 12 рублей, в 2007 году — 14 рублей. Ну а в 2008 году, скорее всего, будет не менее 16 рублей (если тенденция продолжится) — и уже говорят, что повышение произойдет не позднее 1 апреля. Заметим: с 1 января 2005 года все льготники лишились права на бесплатный проезд, что резко сократило убытки перевозчиков. В свою очередь, в 2006 году маршрутки стали стоить по 13–15 рублей, в 2007 году — от 15 до 18 рублей. Теперь — до 20 рублей.
Что в сухом остатке? А вот что: за четыре года проезд подорожал в 2,5–3 раза, а то и больше. И это — на фоне примерно полуторакратного роста цен (если верить официальным показателям инфляции). Значит, одно из трех: или эти показатели никуда не годятся и не отражают реальной картины, или плата за проезд устанавливается так, чтобы надежнее опустошить наши кошельки, или имеет место и то и другое.
Интересная деталь: в Самаре, как сообщают информационные агентства, проезд на общественном транспорте с Нового года «страшно» подорожал — аж до 10 рублей. А в Ульяновске еще «страшнее» — до целых 7 рублей (!). В Липецке проезд на общественном транспорте — 6 рублей, в маршрутке — 7 рублей. Вопрос к Смольному: почему в Петербурге надо ездить вдвое-втрое дороже? Разве у нас вдвое-втрое больше затраты перевозчиков? Вдвое-втрое дороже бензин и запчасти?
Ответ, в общем, напрашивается: цены не имеют никакого отношения к рыночной экономике. Питерский рынок перевозок — как социальных, так и коммерческих — монополизирован: на нем распоряжаются государственный «Пассажиравтотранс» и несколько крупных компаний, отобранных питерской администрацией как «победители конкурса» — «Третий парк», «Питер-авто» и другие. При этом сомневаться в их прочной связи с администрацией могут только очень наивные люди. В Москве, правда, только что проезд в метро подорожал до 19 рублей, а на наземном транспорте — до 1, но это демонстрирует лишь тот факт, что в столице монополизация еще более наглая и циничная…
О проблемах общественного транспорта в Питере говорят годами и десятилетиями — но мало что меняется. Только цены растут (совершенно несоразмерно качеству обслуживания), да число неудобств для пассажиров становится больше.

Подземные монополисты
С какой стати, купив месячный проездной билет на метро, я должен ограничиваться числом в 70 поездок? Еще десять лет назад никаких ограничений не было: купил проездную карточку — и езди сколько нужно. И во многих городах Европы, купив проездной билет, можно ездить без всяких ограничений. С какой стати, если у меня не сработал турникет в метро, я должен ждать 20 минут, пока не разблокируется карточка — метрополитен таким путем, видите ли, борется с передачей карточек другим пассажирам. А какое дело метрополитену до того, кто использует поездку по моей карточке, купленной за полную стоимость? Это мое дело — как распорядиться этими поездками: хочу — буду ездить сам, хочу — если куда-то еду вместе с женой — пройду через турникет сам, а затем передам карточку ей.
Далее, почему все неиспользованные в течение срока действия карточки поездки в метро аннулируются, а не переносятся на следующий месяц? Притом, что я за них уже заплатил? Почему, вместо того чтобы оказывать мне услуги и благодарить за то, что я заранее отдал транспортникам свои деньги, купив карточку, — меня обвешивают разного рода ограничениями? Почему все судебные процессы (а на указанные темы их уже было немало) неизменно проигрываются пассажирами, и суд неизменно встает на сторону Смольного и транспортников? Почему, наконец, все эти вопросы в Петербурге решаются не законом, а исключительно постановлениями исполнительной власти — то есть в заведомо непубличном режиме? Уж сколько говорят о том, что плату за проезд — вопрос, касающийся миллионов граждан, — надо устанавливать законом, но воз и ныне там…

Выводим из депрессии
Среди других «хороших» новостей наступившего года — предстоящая корректировка генплана развития Петербурга. Перед Новым годом правительство одобрило доклад председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Александра Викторова, который констатировал, что «бурный рост экономики города и его уверенное развитие требуют внесения корректив в генеральный план» и что «увеличение объемов вводимого жилья потребует включать в оборот новые земли, в том числе депрессивные территории». И что необходимо «создание более гибкого и устойчивого документа», где будет проведена «корректировка функционального зонирования территорий в связи с реализацией крупных стратегических проектов и федеральных программ».
Про «депрессивные территории» мы уже слышали. Скажем, на Охте, где таковой объявлена территория планируемого «Охта-центра». Между прочим, в понедельник, 14 января, пройдут общественные слушания по временному регламенту застройки этой территории. Судя по всему, будет жарко — одиозный проект, несмотря на пиаровские усилия «Газпром нефти», не стал больше нравиться горожанам.
Усилия, заметим, предпринимаются отчаянные — в последние дни с символикой «Охта-центра» рекламируют даже новый стадион для «Зенита», который собираются строить на Крестовском острове. Какое отношение одно имеет к другому — остается только догадываться. А пока городское правительство подписало с Газпромом очередной договор на 2008 год. Ждите роста цен на газ и отопление, дорогие товарищи — «дружба» с газовой монополией, как уже рассказывал автор, дорого обходится Петербургу. «Компания во всем идет навстречу городу, с пониманием относится к нашим проблемам», — уверяет губернатор. Хочется спросить: к «нашим» — это к чьим именно? К проблемам городских чиновников? Или горожан? В последнем, прямо скажем, приходится сильно сомневаться…

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА