Домжур отдадут смольному
Дом журналиста в Петербурге меняет владельца. Новый хозяин — АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддефржки» — будет создан под эгидой городского правительства. Фактически это означает переход знаменитого Домжура в ведение Смольного. Но, как считают в администрации губернатора — для его же блага.
Поддержка и опора
Некоторое время назад во внимание общественности попало постановление правительства Петербурга № 1112 от 5 сентября 2007 года. Этот короткий, но чрезвычайно интересный документ за подписью Валентины Матвиенко ставит перед КУГИ задачу: создать автономную некоммерческую организацию «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки», а потом в течение трех месяцев передать в ее распоряжение Дом журналиста в качестве имущественного взноса сроком на десять лет.
Сейчас площадями Дома журналиста (Невский пр., 70, литера А), по информации КУГИ, управляют две организации, полномочия которых трудно развести: ООО «Дом журналиста» (948,5 кв. м) и межрегиональная общественная организация «Санкт-Петербургский творческий Союз журналистов» (1937 кв. м). Интересно, что обе структуры возглавляет одно лицо — директор АЖУРа Андрей Константинов. В связи с тем, что с 2006 года в здании идет ремонт, практически никакой общественной жизни в Домжуре нет — большинство помещений, в том числе и уже отремонтированных, пустует.
На данный момент, помимо правления Союза журналистов, здесь функционируют лишь две организации: некоммерческое партнерство «Институт региональной прессы» (ИРП) и юридическая фирма. Что интересно, и ту и другую КУГИ бомбардирует требованиями освободить помещения, а ИРП даже судится с городом в арбитражном суде — как раз на предмет расторжения с ним договора аренды.
Кандидаты на выселение
По одной из версий, необходимость в создании Центра информационной поддержки и передаче ему ряда хозяйственных функций Союза журналистов связана с тем, что Союз не смог справиться с управлением таким огромным зданием. Однако почему при этом КУГИ, вроде бы пекущийся об экономической состоятельности журналистской организации, пытается выселить с Невского, 70, последних арендаторов — непонятно. Ведь эта мера наверняка сведет хозяйственную деятельность Домжура и вовсе к нулю.
— Сейчас мы единственная независимая журналистская организация в городе, — объясняет Анна Шароградская, директор ИРП, одного из претендентов на выселение. — Пресс-конференции, которые мы проводим (в частности, с представителями оппозиционной коалиции «Другая Россия»), и новости, которые мы включаем в рассылку, раздражают Смольный.
Несмотря на то что с момента выхода постановления № 1112 прошло уже полгода, в Домжуре о Центре информационной поддержки долгое время ничего не знали. Чтобы выяснить, что будет представлять собой Центр информационной поддержки, мы обратились в пресс-службу городского КУГИ:
— «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» был создан для оптимизации управления Домом журналиста. Просто введена другая форма управления зданием, которая никак не повлияет на действующие договора аренды. При этом Союз журналистов по-прежнему будет находиться на Невском, 70.
Председатель Санкт-Петербургского Союза журналистов и по совместительству генеральный директор ООО «Дом журналиста» Андрей Константинов дать какие-либо объяснения пока отказался:
— Мы обсуждали эту ситуацию, но, так как обсуждение все еще находится в процессе, я не могу пока давать никаких комментариев. Обратитесь в Смольный.
Узнать подробности у вице-губернатора Юрия Молчанова, на которого возложен контроль за выполнением постановления № 1112, пока что не удалось, поскольку он находится в заграничной командировке.
По мнению замдиректора ООО «Дом журналиста» Владимира Токарева, ремонт в здании, приостановленный несколько месяцев назад, скоро будет возобновлен и при условии сохранения финансирования окончится в 2009 году. Возможно, именно тогда в Домжуре, весь в белом, и появится новый владелец — Центр информационной поддержки, а ООО «Дом журналиста» упразднится за ненадобностью. Как впишутся в новую систему управления нынешние сотрудники ООО — судить пока преждевременно. Зато понятно, что Институту региональной прессы вряд ли найдется место на Невском, 70. А значит, в городе будет еще меньше возможностей для развития оппозиционной журналистики.
Ирина КОРЖЕНЕВСКАЯ, Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА и ИНТЕРПРЕСС
Кстати
Осенью прошлого года Центральный дом журналистов в Москве приостановил свою деятельность по требованию пожарных инспекторов. Ситуация с московским Домжуром во многом походила на закрытие петербургского Европейского университета — тем более что накануне в особняке на Никитском бульваре состоялась конференция «Другой России». Как заявлял по этому поводу «Новой» председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, «оказывается, мы должны ежегодно за 100 тысяч долларов покрывать чердачные помещения специальным противопожарным составом. Мы в Домжуре много лет, но такое задание получили впервые».
Деятельность ЦДЖ была приостановлена по решению Пресненского суда Москвы, и тоже — незадолго до выборов.
Досье «Новой»
Карточный домик
Первые долги нынешнего Дома журналиста были долгами карточными. Виновником этих долгов был генерал Иван Сухозанет, владелец особняка на Невском, 70, и одновременно страстный любитель игры в карты — по моде того времени. После смерти генерала его наследникам даже пришлось заложить дом, чтобы избавиться от докучливых кредиторов. Характерно, что это тот самый генерал Сухозанет, который в 1825 году скомандовал стрелять по восставшим декабристам картечью. Так что история у Дома журналиста не только скандальная, но и не слишком либеральная.
Собственно Домжур появился на Невском, 70, лишь в 1972 году. До этого здесь работал институт с труднопроизносимым названием «Союзтрансмашпроект».
В 2004 году Союз журналистов чуть было не потерял особняк, и снова из-за долгов (на этот раз перед КУГИ) — по сообщениям СМИ, в размере 800 тысяч рублей. По трехстороннему соглашению, заключенному между КУГИ Центрального района, Союзом журналистов и управляющей компанией «Питер», Домжур на ближайшие пять лет переходил в доверительное управление к последней. Губернатор Валентина Матвиенко выразила готовность вмешаться в ситуацию, но, как говорят, под условием отставки тогдашнего председателя Союза журналистов Владимира Угрюмова. Вскоре Угрюмов действительно был отставлен — причиной его немилости могли стать неоднократные выступления оппозиции на площадках Домжура, — а на его должность пришел Андрей Константинов, директор Агентства журналистских расследований. Одновременно УК «Питер» по настоятельной просьбе КУГИ отказалась от своих прав на особняк.
С именем Андрея Константинова журналистское сообщество Петербурга первоначально связывало спасение дома на Невском, но потом все оказалось не так просто. Закрытый на ремонт и реставрацию весной 2006 года, Домжур стал почти недоступен для журналистов. В его залах больше не проводили круглых столов и заседаний, и даже квартирующий здесь Институт региональной прессы вынужден был подыскивать другие адреса для своих мероприятий. Особенно остро бездействие Домжура ощущалось в период недавних предвыборных кампаний — думской и президентской. В довершение всего бывший особняк генерала Сухозанета перешел в ведение структуры, учрежденной правительством Петербурга.
Валерий БЕРЕСНЕВ