Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Не (с) частный случай фантомной боли

28 августа 2008 10:00 / Политика

Первый бомбовый удар в блокадном Ленинграде пришелся по этому дому. Но тогда здание выстояло...

Семейная история дома в Кирпичном переулке, которого скоро не будет




 



В Москве пять лет назад снесли хрущевку на улице Вернадского, всех выселили в благоустроенные новые квартиры. За месяц переселения почему-то умерли половина стариков. Одна старушка все приходила к яме, оставшейся на месте дома, и кормила голубей. Они продолжали прилетать на прикормленное место.
А через пять лет в центре города снесли деревянный домишко, чтобы построить что-то очень нужное и современное. Правильно, наверное, зачем в центре города эта рухлядь?
Так не стало в Москве домика, в котором родился мальчик Миша.
Фамилия мальчика Лермонтов.
* * *
У маленького Жени день рождения. Мы с Колей Дручеком, тогда еще студентом Петра Наумовича Фоменко, привезли ему в подарок велосипед.
Женя с бабушкой и мамой жил на даче.
— Пойдем гулять, папа!
Пошли гулять. Гуляем-гуляем, вдруг Женя останавливается, очень сосредоточен.
— Что случилось, Женя?
— Я задумался… Папа, я назову тебя солнцем и хлебом; а бабушку и маму — камушками.
Я, признаться, не ожидал от трехлетнего мальчика такого символизма, но хитро уточнил:
— Женя, а кто тебе дороже: камушки или солнце и хлеб?
— Камушки, — сразу ответил Женя, — потому что они всегда под рукой.
Я ошалел, а мальчик продолжил:
— Все, я одумался. Не стой на пути, пойдем.


* * *
Готовлюсь.
Скоро уже все случится.
Надо поговорить с сыном,
сводить его к этому дому,
постоять и снаружи, и во дворе,
рассказать, что помню,
обрывками, фрагментами, почти бессвязно.
Но скоро и того не останется.
Надо спешить.
Как начать-то? Он несколько месяцев не звонил. Я понял это 1 августа, вдруг звонок:
— Привет, папа.
И тут я понял, что сын не звонил уже несколько месяцев.
— Закрой один глаз и посмотри на солнце!
— А что там?
— Затмение. Пока.
Я вышел на улицу, закрыл глаз и долго щурился: белый диск солнца снизу был откушен. Потом еще неделю я видел это, на что бы ни посмотрел, без всякого прищура, чуть не ослеп.
Вчера ночью я сам позвонил ему из поезда «Рига — Питер», алаверды:
— Привет, сынок, открой оба глаза и посмотри на луну!
— А что там, папа?
— Затмение. Пока.
Смотреть на луну не вредно.
Разговор не будет долгим.
Помню, повторяю, немногое.
Женя, тебя назвали в честь деда, Евгения Павловича, он был режиссер, я тоже.
Такая профессия, требующая большой уверенности.
Режиссер говорит: «Верю — не верю».
Для этого должны поверить тебе.
Начинается с того, что всем подряд твердишь: «Я режиссер».
Если в театре — то директору театра, художнику, артистам, костюмерам, гримерам, многим-многим — и потом зрителям.
Если в кино — добавляются продюсеры, прокатчики, оператор и многие-многие еще.
Всем говоришь как заведенный: «Я режиссер».
Некоторые верят, большинство — нет.
Но ты остаешься режиссером, пока хоть один человек в это верит: ты сам.
Такая профессия.
Твоему деду в основном верили. Он был режиссером на телевидении, преподавал режиссуру в Театральном институте на Моховой улице, вел театральную студию в Выборгском дворце культуры.
Евгений Павлович Злобин приехал в Ленинград вскоре после войны и попал в этот дом в центре города.
И рассказ, собственно, не о Евгении Павловиче, а об этом доме.
Но как рассказать о доме, не рассказав о людях, которые в нем жили, бывали.
Собственно, дом и есть его история, его люди, а не стены, окна, подъезды, двор.
Которых скоро уже не будет.
Потому я и начал этот разговор.
Надо же было случиться такому совпадению, что в этом же доме, в бельэтаже, жил замечательный художник и режиссер, основатель Ленинградского Театра Комедии Николай Павлович Акимов, который однажды приглашал моего отца, твоего деда, в свой театр артистом. Но дед был режиссером, и артистом в театр к Николаю Павловичу не пошел. Зато теперь они стали жить по соседству, Евгений Павлович часто ходил в гости к Николаю Павловичу. Тогда на доме еще не было мемориальной доски снаружи, а только маленькая дощечка на квартирной двери: «Н. П. Акимов». Наличием маленькой дощечки указывается: «Здесь живет…», а мемориальная доска меняет глагольное время, на ней, как правило, пишется «Здесь жил…». Вот и вся разница.
Отец поступил в Ленинграде в Театральный институт по классу режиссуры к профессору Александру Александровичу Музилю. В общежитии института не было мест, и однокурсник Саша Устинов пригласил отца пожить к себе, в ту самую квартиру, в том самом доме. Там папа познакомился с сестрой Саши Аней Устиновой, твоей бабушкой.
Мама Ани, Нина Федоровна Устинова, была ректором Института языкознания и знала 11 языков, отец Анатолий Сергеевич Данский, полковник-связист, просидел всю войну в штабных. Его как сына врага народа к большим делам не допускали. Тогда у народа было очень много врагов, и кого не убили сразу, те в лагерях своим трудом множили народное добро, составляя по численности половину населения страны. Мама деда, Мария Владиславовна Вольская, из польских дворян, окончила класс фортепиано у знаменитого композитора Александра Глазунова. Потом она почему-то стала злейшим врагом правящего класса и за организацию Самарского мятежа в 32-м году была расстреляна. Об этом я даже в учебниках истории читал, но не знал, что это про мою прабабушку-пианистку. Самарский бунт на деле был выступлением интеллигенции и недобитой аристократии против разрушения исторических памятников церковной и городской архитектуры. Имена участников составляют два толстых тома из шести — перечня жертв сталинского террора в Самарском крае.
После расстрела матери дед Анатолий Сергеевич держался тихо, обожал свою многоязычную супругу Нину Федоровну и слегка трепетал гнева царившей в доме бабки Анны Григорьевны Эйненберг, бывшей Устиновой, урожденной Виноградовой, смолянки.
— Эх вы, дворяне, — говорила она деду с презрением и классовой ненавистью, — не удержали!
Дед не отвечал, он прекрасно сознавал основательность и необратимость упрека и продолжал служить в штабе связи, по ночам утешаясь переводами английских романов, одинокой игрой в шахматы и слушанием музыки. В основном оперетт.
— Анечка, — ворчала бабушка Анна Григорьевна, — сегодня была у Елисеевых — пустые прилавки! В «Смерти мужьям» какой-то трикотаж для уборщиц… Впрочем…
Революции она долго не понимала и совершенно не могла принять ее последствий:
— Ужас! По Невскому прогуливаются девки с Малой Охты под ручку с матросами!
В 18-м году своей наивностью она спасла семью от неминуемой гибели. Собрала в ридикюль все имевшиеся драгоценности и пошла на Гороховую, 4, в ВЧК к Дзержинскому. Правительство тогда еще не перебралось со страху в Москву, у двери Железного Феликса стоял охранник-красноармеец:
— Куда?!
— По личному вопросу, к Феликсу Эдмундовичу.
— Я доложу, — с подозрением процедил красноармеец.
— Это может вам стоить вашей молодой жизни, я приглашена конфиденциально.
При незнакомом слове боец растерялся, и Анна Григорьевна беспрепятственно предстала пред грозные очи вершителя судеб:
— Феликс Эдмундович, обращаюсь к вашему достоинству, — начала Анна Григорьевна, — повсюду идут обыски и погромы, так вот: позвольте мне не ждать гостей, я пришла сама.
И бабка высыпала на стол содержимое ридикюля:
— Вот — фамильные драгоценности. Распорядитесь по вашему усмотрению, более — ничего нет.
От Дзержинского Анна Григорьевна вышла с мандатом, оградившим семью от обысков, преследований и уплотнений.
Имевший достоинство Феликс Эдмундович по достоинству оценил достоинство посетительницы — Анна Григорьевна была отчаянно хороша собой, да и золото с камнями до зарезу требовались молодой республике. Никакие это были не фамильные ценности, вовсе нет — подарки поклонников.
Юность свою Анна Григорьевна провела в богатом доме в Кинешме и слыла первою красавицей на Волге. Женихи донимали роем, суля титулы и богатства, но Анна Григорьевна сделала выбор неосмотрительный — пошла замуж за Федора Дмитриевича Устинова. А Федор Дмитрич был игрок. Богатый и везучий, с огромным состоянием, с пароходами и пристанями на Волге — гроза купеческих сынков.
Но, обретя главное свое богатство, любовь Анны Григорьевны, Федор Дмитрич, как водится при большой любви, картежное везение вдруг утратил.
В одну ночь ушли и деньги, и волжские пристани с пароходами, и красавцы кони — другая страсть игрока. Ночь была долгая, Федор Дмитрич все думал отыграться, вернуть потерянное, и поставил на кон жену. Не спросясь ни ее самой, не рассудив о будущем двух малолетних дочерей — Катюши и Нины.
И проиграл.
Долг чести разорившегося супруга Анна Григорьевна не приняла близко к сердцу и, не дожидаясь взыскания, отбыла на юг в Анапу, ища пристанища у давнего поклонника-миллионщика, жившего одною мечтой составить счастие обожаемой Анны Григорьевны. В разгар этих довольно личных событий как раз полыхнула революция, разлившись по всей России тифозной отравой Гражданской войны. На пути в Анапу во вшивой губиловке кубанских перегонов Анна Григорьевна потеряла Катюшу и влюбленного миллионщика застала в общей яме под негашеной известью. Впрочем, он успел отписать ей домик с козой на берегу моря, и какое-то недолгое время Анна Григорьевна отпаивала козьим молоком ослабевшую Ниночку, покуда не пришли красные, которым, по-видимому, коза самим была нужна.
Анна Григорьевна бежала в революционный Петроград, поселилась в бельэтаже у Александровского сада, быстро обрела расположение и помощь роя поклонников, а после и самого царя Гороховой Железного Феликса.
А не вынесший разлуки игрок Федор Дмитрич, наиграв еще маленько деньжат, тоже прибыл в Питер и поселился в квартирке напротив, тайно вздыхая об утраченном счастии.
Путь его закончится горько. Эвакуированный в Отечественную войну с какой-то шоколадной фабрикой, где при новом строе игрок служил в сторожах, он пробрался в блокадный Ленинград, впервые пришел в бельэтаж к Анне Григорьевне и передал ей туго набитый вещмешок. Потом на улице его остановил патруль, документов не было, да и какие документы — он же дезертировал с государственного поста. Федор Дмитриевич побежал, его застрелили. Анна Григорьевна видела это в окно. В руках она держала вещмешок, принесенный Федором Дмитриевичем. Раскрыла: вещмешок был доверху набит шоколадом.
Моя мама, хоть и была совсем маленькая, помнит этот шоколад, он их спас тогда. И помнит, как упала на Ленинград первая бомба, в ноябре 41-го — как раз в их дом попала, обрушила угол, выходивший на улицу Гоголя. Поскольку это была первая бомба и первый пострадавший от бомбежки дом, к случившемуся отнеслись особо: задекорировали обрушенный угол огромной тряпкой с нарисованными окнами. Там тогда, кажется, еще не жил Николай Павлович Акимов, но решение было вполне театральное. И больше уже не повторялось — бомбежки пошли крошить город.
После войны талантливый архитектор не стал выстраивать угол заново, а просто, укрепив края стен, оставил дом со срезанным углом — весьма оригинально. И памятно — для тех, кто знает. С этого угла видна мемориальная надпись на стене дома по Невскому, 14, та самая: «Граждане, при артобстреле эта сторона наиболее опасна». Там обычно всегда цветы.
Мама с родителями в мае 42-го была эвакуирована, а в бельэтаже оставалась Анна Григорьевна с третьим своим мужем Соломоном Юрьевичем Эйненбергом. Он был врач-гинеколог, служил в Максимилиановской больнице.
Представляешь, всю блокаду у них в квартире прожил кот! Урсик. Если бы соседи узнали… Ему отщипывали от общего пайка крошку хлеба, и Урсик продержался. Единственный кот-ленинградец. Прожил 21 год, и умер, как многие блокадники, от заворота кишок — объевшись на радостях по случаю освобождения города добавленного к пайку фарша.
А Соломон Юрьевич открыл в бельэтаже частный кабинет, Анна Григорьевна ассистировала. Приходили в основном девицы легкого поведения и моряки с любовными болезнями. Анна Григорьевна делала им внушение и записывала на прием.
Нина Федоровна преподавала языкознание, Анатолий Сергеевич сидел в штабе связи, мама моя Анна Анатольевна поступила в музыкальное училище в класс фортепиано, ее брат Александр Устинов — в театральный на режиссуру к профессору Музилю. И пригласил в дом своего однокурсника Женю Злобина.
(Женя Злобин, сынок, ты еще не устал от моего рассказа?)
В доме стало полным-полно народу: режиссеры-однокурсники ежедневно готовились к занятиям. Славный курс: Леонид Менакер, Аркадий Кац, Алексей Герман, Леонид Белявский, Михаил Шнейдерман, Даниэль Каплан… Тогда, после поры махрового антисемитизма, в театралку хлынули эти люди с интересными фамилиями, Музиль взял всех. Еще были Виктор Сударушкин и мой папа. На втором курсе они играли сцену из пьесы про каких-то партизан, попавших в переделку. Набились в землянку и запереживали в сложных предлагаемых обстоятельствах. Профессор Сан Саныч Музиль вдруг схватился за голову и закричал:
— Мама родная — Габима!
Габима — это был такой еврейский национальный театр.
Талантливый курс. Все позже возглавили театры, стали кинорежиссерами, сделали массу достойных работ.
Бабушка Анна Григорьевна, не мешая занятиям, тактично предлагала молодым дарованиям чай в сервизных чашках, с вареньем и булочками, обращаясь к учащимся исключительно по-французски. Они ее обожали.
Одна талантливая молодежь сменилась другой. В доме часто гостили Ефим Михайлович Падве, друг отца и будущий главный режиссер МДТ, а после — Театра на Фонтанке, замечательный и самый умный критик-театровед Евгений Соломонович Калмановский.
Позже Леонид Менакер организовал при Выборгском ДК театральную студию, сам повел старшую группу, а тех, кто помоложе, предложил воспитывать Жене, моему отцу, твоему деду.
Вся компания скопом из «старшаков» и «молодых» гостевала в бельэтаже на Гоголя: Анатолий Азо, Константин Григорьев, Николай Лавров, Лев Сундстрем (теперь он ректор театралки), Александра Капустина (психолог, доцент Университета), многие и многие, ставшие врачами, педагогами, художниками, режиссерами, просто достойными людьми с общей метой — театральной студии Выборгского ДК. Вторым педагогом на курсе отца был Кирилл Николаевич Черноземов — театральная легенда Ленинграда, уникальный, обожаемый всеми студентами будущий профессор сцендвижения в театралке на Моховой.
В бельэтаже сочинялись капустники, пелись песни, бурлила шумная творческая молодость.
Как-то мы ехали в троллейбусе с Николаем Григорьевичем Лавровым, заслуженным артистом из Малого драматического. Была зима. Когда проезжали мимо дома без угла, Николай Григорич снял шапку:
— Всегда снимаю шапку — здесь мы все выросли.
Скоро мемориальную доску «Здесь жил Акимов» с дома по Кирпичному переулку, 1, снимут и отвезут в какой-то музей. Наверное, Николай Павлович не возражал бы, чтоб ее вовсе не было, скромный был человек.
Как-то Петр Фоменко рассказал, что, проходя по Садовой в январе затертого шестьдесят какого-то года, он увидел выходящую из ресторана компанию больших звезд Большого драматического театра: Копеляна, Стржельчика, Лебедева, самого Гогу — Георгия Александровича Товстоногова. Компания только что сытно пообедала и теперь вольно дышала на морозце, поджидая машин к разъезду: шутили, балагурили, неожиданно стихли. Улицу переходил сухонький пожилой человек в стоптанных башмаках с молодой девушкой под руку. Он подошел к компании, поздоровался с коллегами и стал представлять никому не известную студентку, будущую театральную художницу. И каждый пожал ей руку, почтительно. И почтительно же ответили на прощание: «До свиданья, друзья».
— До свидания, Николай Павлович.
— Дал он им, китам, тогда урок, — вздохнул Петр Наумович. — А впрочем, ни черта они не поняли…
В театре у Николая Павловича Петр Наумович тогда ставил спектакль.
Недавно был юбилей Театра Комедии, и мой друг художник Борис Петрушанский прислал Фоменке юбилейный буклет. Петрушанского пригласила в театр главреж Татьяна Козакова и предложила оформить всю, как теперь говорят, имиджевую продукцию театра: от программок и билетов до коллажей и фотогалереи в фойе — решила обновить старый стиль. И предложила, между прочим, изменить написание названия театра, упразднить вычурную заглавную «К…». Борис вежливо отказался:
— Давайте повременим… Николай Павлович сперва создал знаменитый театр, а после уже написал в заглавии это «К…». Предлагаю не нарушать последовательности.
Главный режиссер согласилась с резонами художника.
Но теперь доску с дома на углу Гоголя и Кирпичного все равно снимут, и вещи из квартиры режиссера перевезут в какой-то музей.
А дом сломают и сделают вход в метро в органичном ансамбле с бизнес-центром, по нынешней моде.
Другого места, видимо, не нашлось.
Женя, давным-давно я ушел из десятого класса школы, недоучившись. Написал заметку в газету про выброшенное в помойку пионерское знамя. Тон заметки был обличительный. А мой папа, твой дед, Евгений Павлович, прочел черновик и сказал:
— Не надо никого обвинять, нужно обнажить проблему. А проблема в том, что эти знамена хранить негде, что они никому не нужны, несмотря на все песни про пионеров-героев и торжественные клятвы в актовых залах. Просто всем до фени, и в этом главная проблема.
При печати заметки редактор допустил нескромность — указал номер школы. Заметка стала обличительной, начался скандал, я ушел.
Отец только сказал:
— Теперь терпи.
Пришло другое время.
Какая-то не очень понятная мне виртуальная эпоха.
Памяти не нужны памятники.
Да и память, видимо, не нужна.
Тотальная бомбардировка.
После будем долго и тщательно все восстанавливать.
А теперь — терпи.
Есть такая боль — фантомная.
Когда что-нибудь отрежут от человека, а оно все равно болит.
Текст, набитый в компьютере, — виртуальная реальность.
Но она — камешек для тебя.
На котором ты что-то построишь.
Если захочешь.
Главное — не закрывать глаза.
Женя, пока.
Папа.

Первый бомбовый удар в блокадном Ленинграде пришелся по этому дому. Но тогда здание выстояло...

 

Алексей ЗЛОБИН, режиссер, актер
Фото ИНТЕРПРЕСС


Официально

Справка «Новой»
Дом 4 по Малой Морской (Кирпичный пер., 1) был построен в первой четверти XIX века; в пушкинские времена здесь располагался «Отель де Пари» с рестораном, где не раз бывал и сам поэт. Здание серьезно пострадало во время Второй мировой войны — в него попал снаряд, фактически срезавший угол дома. Уже в 1947 году его восстановили по проекту архитекторов Б. Р. Рубаненко и И. И. Фомина, отказавшихся от стопроцентного воссоздания утраченного облика в пользу нового решения угловой части.
О возможности сноса здания заговорили еще в середине 1990-х — когда вышло распоряжение за подписью мэра Анатолия Собчака о строительстве станции метро «Адмиралтейская».
Работу над подземной ее частью метростроевцы завершили еще в 1996 году, но вопрос расположения выхода наклонного тоннеля на поверхность не могли решить еще много лет. Рассматривались 18 вариантов — в том числе предусматривавшие организацию наземного павильона в Александровском парке, на пересечении Адмиралтейского проспекта и Гороховой улицы и даже в здании Главного штаба. Но в итоге остановились на варианте размещения выхода в Кирпичном переулке — согласившись, что «дешевле всего» будет снести историческое здание, а потом отстроить новое по его подобию, с вестибюлем метро на первом этаже (как было сделано в случае со станциями «Маяковская» и «Невский проспект»).
Кроме определенного под снос дома 1 в Кирпичном переулке (4 по Малой Морской) решили расселить («в целях обеспечения безопасности на время строительства») флигель дома 3, дом 6 и часть дома 2 по Кирпичному переулку, а также флигель дома 6 по Малой Морской. В общей сложности строительство вестибюля «Адмиралтейской» влекло за собой расселение более 600 жильцов.
7 марта 2007 года губернатор Валентина Матвиенко подписала распоряжение № 19-рп «О мерах по расселению многоквартирных домов по адресам: М. Морская ул., 4/1 и Лиговский пр., 153» (вторая часть распоряжения касается дома, расселяемого ради строительства наземного вестибюля станции «Обводный канал»).
Пункт 2.4 этого распоряжения предписывал: в случае несогласия собственников подготовить постановление правительства СПб об изъятии земли и жилых помещений для государственных нужд.
В доме 1 по Кирпичному переулку проживали 59 собственников, 42 семьи квартировали на условиях социального найма. Администрации удалось «договориться» с 45 собственниками и 31 нанимателем, согласившимися переехать на пр. Энтузиастов, Индустриальный пр. и ул. Осипенко. Не желающие переселяться на окраины собственники судились почти год. В итоге часть из них все-таки приняла условия города, а девять собственников обязали взять выкуп в судебном порядке.
В июне этого года было заявлено о полном расселении дома и его подготовке к сносу.
КГИОП не возражает против уничтожения исторического здания и нового строительства в охранной зоне (хотя и то и другое запрещено законом) — по мнению руководства охранного ведомства, пострадавший во время войны дом на углу Кирпичного и Малой Морской отстроили так, что его следует теперь считать скорее «советским».

Татьяна ЛИХАНОВА