Другие итоги 175-летия
Открытое письмо артистов Михайловского театра на днях направлено президенту РФ Дмитрию Медведеву. Также оно ушло во многие другие адреса в Москве и Петербурге. Редакция «Новой газеты» направила официальные запросы председателю Комитета по культуре Смольного Антону Губанкову и генеральному директору Михайловского театра Владимиру Кехману с просьбой прокомментировать те вопросы, которые затронуты в письме. Непраздничные, беспафосные, неутешительные итоги деятельности театра в изложении артистов разительно отличаются от юбилейной бравады руководства этого учреждения культуры
Письмо артистов Михайловского театра
В 2007 году генеральным директором нашего театра был назначен Владимир Кехман, владелец фирмы JFC, занимающейся импортом фруктов. Он представился как руководитель, который «оптимизирует» работу театра таким образом, что театр «станет самоокупаемым» и артисты «наконец-то будут получать достойную зарплату». К сожалению, плоды деятельности нового руководителя оказались не такими, как ожидалось.
1. В театре нет ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, главного дирижера, главного режиссера, заведующего оперной труппой — все они либо отстранены от работы, либо вынуждены были уйти сами. Происходят бесконечные конфликты с режиссерами А. Н. Сокуровым, М. Г. Дотлибовым, с балетмейстером Г.?А. Ковтуном («Спартак» — единственная СОБСТВЕННАЯ постановка театра за год), с дирижерами А. В. Титовым, В. А. Рыловым, с наследниками С. С. Прокофьева; уволилась Е. В. Образцова. В результате отсутствия ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РУКОВОДСТВА в театре постоянно меняются планы постановок, и произошел срыв открытия 175-летнего юбилейного сезона. Две последние оперные премьеры — купленные спектакли 10–20-летней давности, перенесенные на нашу сцену итальянской постановочной группой, в которых заняты приглашенные солисты.
2. Подавляющая часть оперной труппы осталась без работы, гарантированной трудовым договором (РЕПЕРТУАРНЫЙ театр, ранее дававший 280 спектаклей в год, фактически прекратил свое существование). Высокопрофессиональный актерский ансамбль солистов, большинство из которых находится на вершине своего творческого потенциала, а также молодежь, которая имеет возможность совершенствоваться только в РЕПЕРТУАРНОМ театре, уже полтора года не востребованы.
3. Из репертуара театра исчезли почти все оперы (их было более 20, осталось четыре).
4. Все репетиционные помещения, принадлежавшие опере, переоборудованы в офисы и кабинеты, которые заняты непомерно разросшейся администрацией, а оркестр, хор и солисты вынуждены репетировать в случайных помещениях вне театра (например, в школьном спортивном зале!).
5. Сцена постоянно сдается в аренду, в том числе для проведения корпоративных мероприятий, когда партер превращается в ресторан.
6. Артистам в прошлом году впервые за много лет была задержана зарплата до 15 января. В результате все артисты остались на новогодние праздники без денег.
7. На последнем собрании в октябре 2008 года было объявлено, что у театра образовался 20-миллионный ДОЛГ (?!).
8. Постоянно предпринимаются попытки УВОЛЬНЕНИЯ артистов, состоящих в штате театра. При этом используются методы психологического давления и обман.
9. В 2007-2008 годах ремонт в театре был произведен без согласования с КГИОП и Росохранкультурой.
10. Была предпринята попытка получить театр в аренду. Это не удалось. Сейчас генеральный директор Владимир Кехман пытается отделить от театра одно из зданий, расположенное по адресу: наб. канала Грибоедова, 4, которое десятилетиями использовалось для проживания артистов с семьями, имеющих там ПОСТОЯННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ. Предпринимаются попытки лишения их прав на занимаемую жилплощадь путем изменения адреса здания, угрозы увольнения проживающих вплоть до силовых методов воздействия (таких как ВЗЛОМ комнат и вынос вещей).
11. Работы, связанные с перепланировкой помещений, с переводом ЖИЛЫХ помещений в НЕЖИЛЫЕ, проводятся без согласований с КГИОП. Все действия администрации театра проводятся с многочисленными нарушениями Законодательства РФ, невзирая на то, что здание театра, построенное в 1833 году по проекту архитектора А. П. Брюллова, является памятником архитектуры федерального значения.
12. Работникам театра не дают высказаться в центральных средствах массовой информации, в частности готовый и запланированный к эфиру сюжет на канале ОРТ в передаче «Человек и закон» о положении дел в нашем театре 20 ноября был неожиданно снят по неизвестной причине.
Г-н В. А. Кехман — СТУДЕНТ 2-го курса платного отделения факультета театроведения Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства — назначен СОВЕТНИКОМ ГУБЕРНАТОРА ПЕТЕРБУРГА ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТУРЫ (?!). В настоящее время он осуществляет ЕДИНОЛИЧНОЕ руководство театром, совмещая функции генерального директора и художественного руководителя, что является прямым НАРУШЕНИЕМ Устава театра. Налицо попытка уничтожить репертуарный театр как таковой и использовать здание театра в виде прокатной площадки, а также в целях реализации собственных бизнес-проектов.
Мы надеемся на Вашу помощь в создавшейся ситуации, т. к. коллектив ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА, который является неотъемлемой частью культурной жизни Санкт-Петербурга и России и имеет заслуженное признание за рубежом, находится на грани уничтожения.
Просим посодействовать в пересмотре Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 651-р «О передаче здания театра в собственность города» и вернуть театр в федеральное подчинение, а также провести проверку с целью выявления нарушений законодательства Российской Федерации и Устава Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.?П. Мусоргского — Михайловский театр».
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
Мнение
Сергей Шуб, директор театра «Балтийский дом», заслуженный работник культуры России:
— Конечно, скандалов вокруг театра многовато. Но, если человек решил что-то начать, перестроить дело заново, то, наверное, не обойтись без крови и без каких-то людей обиженных.
Марина Дмитревская, главный редактор «Петербургского театрального журнала»:
— Все происходящее в Михайловском театре и выраженное в письме артистов — безобразная гримаса культурной политики нашего города. Письма недовольных артистов не редкость, они возникают, когда или в театр приходит реформатор, или, действительно, «гиря до полу дошла» от самоуправства, хамства и непрофессионализма. О самоуверенности Кехмана, готовом заменить собою и дирижеров, и балетмейстеров, и артистов, в городе рассказывают «черные» анекдоты. Где это видано, чтобы артисты труппы ходили на генеральные репетиции собственного театра по платным билетам, а торговец фруктами, не имеющий базового театрального образования, прилюдно объявлял, что его не смущают увольнения, ибо он «сам с усам» и не сегодня-завтра сможет дирижировать и танцевать?. Типа — обучаем. Насколько обучаем — сказать не берусь. По стечению обстоятельств студент Владимир Кехман значится в списке той группы «второго платного высшего образования», которую уже год театральной критике учу именно я, и где занимаются проректоры вузов, директора крупных театров России и т. д. Кехмана я за год ни разу не видела, но слышала, что его учит критике по сугубо индивидуальному плану кто-то другой. Кто — не ведаю. Не подумайте, что я претендую учить Кехмана, Боже сохрани, но, столкнувшись с этим фактом, охотно верю артистам Михайловского театра. И хочу, чтобы в наш «Петербургский театральный журнал» перестали приходить из России и из-за границы иронически-негодующие и вопрошающие письма: «Почему вы не звоните во все колокола? Почему не рассказываете, кому в Петербурге выгодно держать Кехмана в Михайловском»? Видимо, гиря до полу дошла.