Мутная история
Всю вторую половину июля аварийные службы города охотились за Обуховским заводом. Нарушитель стравливал в Неву через собственный выпуск - выходящую прямо в речку Мурзинку трубу - мазутную жижу... Эти так называемые выпуски - головная боль Питера. В течение всего лета суда-нефтесборщики очищали Неву, Оккервиль, Екатерингофку и другие реки от нефтепродуктов, мусора и даже химических выбросов. Трудно поверить, но до сих пор одна треть городской канализации, как промышленной, так и бытовой, сбрасывается в реки и каналы безо всякой очистки...
Канализация, сэр
До конца 70-х Питер, точнее, тогда еще Ленинград, вообще не имел очистных сооружений. Ежедневно миллионы мутных кубов со всем естественным содержимым шуровали в Неву, Большую и Малую Невку, Обводный канал, реки Черную, Ждановку, Смоленку...
Только в 1978 году на искусственно намытом острове Белом была пущена в эксплуатацию Центральная станция аэрации городского Водоканала мощностью 750 тысяч кубов сточных вод в сутки. А в 1984 году открыта ее вторая очередь - той же мощности.
В 1986 году Водоканал, к счастью, запустил еще одни - Северные очистные сооружения. К счастью - потому что в те годы по телеку уже с утра до вечера говорил Михаил Сергеевич, а весь Запад таскал футболки со словами «Glastnost» и «Perestroika». А вот заложенным в начале восьмидесятых на другом берегу залива Юго-Западным очистным так и суждено было остаться в эмбриональном состоянии.
Вот почему до сих пор около трети городских стоков по старинке попадают в водные артерии Питера и Невскую губу неочищенными. В цифрах за 2001 год это выглядит так. На очистных сооружениях города ежесуточно перерабатывалось 2,2 миллиона кубометров. За год цифра составила более 800 миллионов кубов. Неочищенными остались 298 миллионов кубических метров, или 27 процентов от общего объема сточных вод...
Если двум третям сточных вод предстоит долгое путешествие по подземным коллекторам - а общая протяженность канализационных коммуникаций в Питере превышает 6 тысяч километров, - то оставшаяся одна треть из зданий прямиком попадает в каналы и реки, вырываясь «на волю» через систему выпусков. Все районы города, за исключением новостроек, буквально пронизаны ими, и в первую очередь Центральный, Кировский, Невский, Красногвардейский, Васильевский остров, Петроградская.
Не удивляйтесь, но свою канализацию прямо в Неву сбрасывают такие уважаемые учреждения, как Военно-исторический музей артиллерии, Александро-Невская лавра. Опять-таки трудно поверить, но еще несколько лет назад большую и малую нужду справлял в Неву Эрмитаж!
Такого конфуза не могли вынести европейцы, которые предложили реконструировать коммуникации всемирно известного музея. Проект финансировали министерство окружающей среды Финляндии, Фонд Европейского союза «Тасис», министерство окружающей среды Дании, муниципалитеты городов немецкого Гамбурга и датского Орхуса, а также Экологический фонд России, комитеты по природопользованию и охране окружающей среды правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отныне репутация Эрмитажа безукоризненна.
Мертвые зоны
А теперь существенный момент: выпуски в Питере делятся на водоканальские и ведомственные, принадлежащие соответственно ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и самым разным предприятиям. Водоканал - безусловный лидер, владеющий 1198 выпусками, а за ведомствами их числится около 240.
Градация водоканальских выпусков такова. Через 122 сбрасываются бытовые, промышленные и ливневые стоки, через 53 - только бытовые, а через 1023 - только ливневые. Причем на каждом выпуске могут находиться по несколько абонентов. К примеру, у выпуска под номером СО-1, выходящего в Неву у отеля «Санкт-Петербург» на Пироговской набережной, - 18 пользователей. Среди них - 4 жилых дома, Военно-медицинская академия, Петербургский метрополитен, сам отель «Санкт-Петербург» и т.д. Кстати, именно СО-1 облюбовали чайки, пристрастившиеся было к недоеденным постояльцами отеля каше и макаронам.
Ну а 240 ведомственных принадлежат самым разным юридическим лицам. Среди них Морской порт Санкт-Петербурга, имеющий целых 20 выпусков (!), следственный изолятор «Кресты» - 3 выпуска, уже упоминавшийся Обуховский завод, заводы «Балтийский», «Северная верфь», «Севкабель», всемирно известная судостроительная фирма «Алмаз»...
И вся вырывающаяся из города грязь концентрируется в Невской губе. Часть оседает на дно, а часть через Финский залив мигрирует в открытую Балтику. Датчане утверждают, что питерские стоки доходят даже до Копенгагена. Вот почему европейцев волнует состояние нашей канализации.
Ну а в мелководной Невской губе ситуация и вовсе аховая. Концентрации болезнетворных микроорганизмов в иные летние сезоны превышают норму в 240 раз! Поэтому пляжи объявляются закрытыми. Ученые обнаружили на дне губы мертвые зоны, на которых нет жизни. Донные отложения здесь для водорослей, рачков, моллюсков, рыбных икринок - что яды с аптечной полки. Причем имеющие свойство растворяться в свежей воде. Нагонит ветер с моря чистой водицы - тут же токсичные илы напитывают ее тяжелыми металлами, фенолами, диоксинами и другой гадостью.
Этот процесс будет длиться многие десятилетия, если не сотни лет. В идеале Невскую губу хорошо бы основательно выскрести. Только куда подевать горы токсичной дряни, где взять фантастические средства? Впрочем, очистка дна - пока бесплодные фантазии.
Нескладухи
Что же делать? Почему до сих пор никто не заглушит эти страшные выпуски? Почему не выведет их в городские канализационные коллекторы?
Как объясняют в Водоканале, этого делать нельзя - мощности станций аэрации попросту не хватит - очистные сооружения «захлебнутся». Спасти Невскую губу, Неву, Оккервиль, Екатерингофку и другие реки способно только строительство замороженных в начале 90-х Юго-Западных очистных сооружений. И к счастью, их достройка - дело реальное.
К проекту привлечены западные инвесторы. Все работы оцениваются в 150 миллионов евро, из которых больше половины оплатят европейцы. Реализация будет осуществляться силами ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и скандинавскими строительными фирмами ЮИТ, СКАНСКА, NCC.
Окончательный ввод в строй Юго-Западных очистных намечен на конец 2004 года. Когда это произойдет, Питер начнет чистить до 85 процентов собственных стоков. А если удастся достроить еще и главный коллектор Северной станции аэрации, уровень очистки городских стоков достигнет 94 процентов. Вот тогда Питер окончательно избавится от позорных канализационных разводов на своем императорском платье.
И все-таки уже сегодня этих позорных пятен могло бы быть меньше. Так считают в Невско-Ладожском бассейно-водном управлении Министерства природных ресурсов России.
- Водоканал должен быть более требователен к абонентам, сбрасывающим сточные воды через выпуски, неподключенные к городским очистным сооружениям, - говорит заместитель начальника отдела государственного водного контроля управления Галина Федотова. - Ведь понадобилось специальное предписание Невско-Ладожского управления, чтобы Водоканал потребовал от отеля «Санкт-Петербург» установить жировые ловушки. Вот почему одним позорным фактом в центре города стало меньше. А если заняться детальной проверкой...
Мало кому известно, что Водоканал получает за обслуживание выпусков огромные деньги. А все потому, что берет с абонентов таковых плату, аналогичную той, что платят пользователи городской канализации. То есть стоки не чистит, а денежки берет. Да при этом еще и вяло контролирует абонентов.
Похоже, существующая система оплаты за водопользование не стимулирует Водоканал ликвидировать выпуски. Судите сами, зачем вкладывать деньги в сооружение коллекторов, установку ловушек, когда доходы останутся неизменными?
А расклад здесь примерно такой. За каждый кубометр стоков пользователи платят Водоканалу 5,15 рубля. Сам же Водоканал расплачивается с государством за водопользование по госрасценкам: 20 рублей, а то и меньше, но уже за 1 тысячу кубов. Прикидываете доходы?
Уточним, если плата предприятий за сбросы через собственные выпуски перечисляется в городской бюджет, то средства пользователей Водоканала оказываются на счетах Водоканала же. И здесь уж монополист - хозяин-барин...
Лина ЗЕРНОВА