Доктор завтра
Появление в составе первой сотни участников «президентского кадрового резерва» вице-губернатора Ленобласти Рашида Исмагилова, по совместительству представителя областных властей при правительстве РФ и главы областной Торгово-промышленной палаты, удивило не многих. Несмотря на, казалось бы, не самую большую публичность, Рашид Фаатович славится своими широкими и давними деловыми и политическими связями не только на берегах Невы или Вуоксы…
Синтетический я, синтетический ты
Напомним, что выдвинутая Дмитрием Медведевым программа обновления (читай – омоложения) государственного аппарата, в том числе и высшего управленческого звена, подразумевает формирование кадрового резерва. Первая сотня президентских резервистов была обнародована 18 февраля и сразу вызвала всплеск интереса к тем счастливчикам, кто умудрился попасть в официальные кандидаты в новую элиту страны. Отбор велся по сотням критериев, на основании предложений экспертов и доскональной проверки, вероятно, и по линии спецслужб – на предмет отсутствия судимостей и возможной причастности к коррупционным схемам; было названо 1211 фамилий, из которых и вышло «сто медведев». Г-н Исмагилов оказался единственным представителем Ленинградской области.
Официальная биография 48-летнего г-на Исмагилова типична для чиновника «путинского призыва». Юрфак, бизнес, связи, идущие из 90-х, со многими влиятельными ныне «московскими петербуржцами»; первый мэр северной столицы в научных руководителях при подготовке диссертации; участие — как правило, не очень удачное — в разного рода избирательных кампаниях…
В последние месяцы стало хорошим тоном рассуждать о якобы подспудно тлеющем и чем дальше, тем больше разгорающемся конфликте «кремлевских либералов» и «правительственных силовиков». И всех значимых фигурантов (чиновников, политиков, топ-менеджеров) маститые политологи пытаются отнести к креатурам той или иной властной группировки.
В случае с доктором Исмагиловым сделать это не так-то просто. С одной стороны, явный «либерал» — был депутатом Госдумы первого созыва от гайдаровского «Выбора России»; поддерживает, по некоторым данным, тесные связи с такой «молодой надеждой реформаторов-рыночников», как помощник президента Медведева Аркадий Дворкович; вполне нашел себя в неоэкономике. С другой стороны, демонстративно афишируемые контакты с такими влиятельными в недавнем прошлом шефами спецслужб, как Евгений Примаков и Сергей Степашин; активное участие в черномырдинском НДР и руководство областным предвыборным штабом «ЕдРа» на думских выборах 2007 года. Впрочем, не исключено, что именно такие, синтетические фигуры и окажутся наиболее востребованными.
Два стула лучше, чем один
Президентский резервист – человек, мягко говоря, небедный, и, даже состоя на госслужбе, от бизнеса не так уж далек. Занимая пост заместителя губернатора Ленинградской области, он вполне успешно совмещает его с должностью президента областной Торгово-промышленной палаты.
Впрочем, деловая активность г-на Исмагилова была хорошо заметна не только в области, но и в Петербурге. В свое время охотно цитировалась фраза Рашида Фаатовича о том, что «какие-либо препятствия для экономического развития двух регионов, зависящие от имеющихся на сегодняшний день административных границ, отсутствуют». Сказано это было в прошлом году, когда смольнинские функционеры подняли на щит идею объединения города и области в рамках кампании по укрупнению субъектов Федерации, а областная власть во главе с губернатором Валерием Сердюковым им в этих намерениях активно противостояла.
Как видим, предусмотрительный г-н Исмагилов не мог не поддержать своего непосредственного руководителя — но сделал это в столь аккуратных формулировках, что вряд ли испортил отношения с нынешними обитателями Смольного и такими влиятельными сторонниками объединения, как первый зампредседателя правительства РФ Игорь Шувалов. (Сравним хотя бы взвешенность и восточную мягкость оценок, прозвучавших из уст г-на Исмагилова, с тем, что тогда же и по тому же поводу эмоционально изрекали его коллеги по областному правительству Григорий Двас и Александр Дрозденко.)
В этой истории, возможно, вся суть президентского кадрового резерва новой волны: предельная осторожность, желание быть в меру сил и возможностей хорошим для всех (конечно, сильных мира сего), не портить отношения ни с одной из серьезных властных группировок, не сжигать за собой мосты, неизменно думая о собственной карьере и деловых интересах.
Чиновник «новой России», уже не просто постсоветской, а, не исключено, и постпутинской… Будучи в хороших отношениях с экс-губернатором Ленобласти Вадимом Густовым (Исмагилов поддерживал его на губернаторских выборах 1996 года), Рашид Фаатович сумел не только не поссориться с его злейшим политическим противником Валерием Сердюковым, но и на протяжении стольких лет пользоваться покровительством последнего – просто высший пилотаж!
Его коллега по «медведевской сотне» Андрей Турчак, с отцом которого, руководителем НПО «Ленинец», г-н Исмагилов, говорят, имел немало общих дел в бурные 90-е, только что стал губернатором Псковской области. Не исключено, что и г-н Исмагилов всерьез примеривается к должности губернатора одного из российских регионов, а то и руководителя федерального агентства или министерства. Тем более что слухи о его возможном переводе на ответственный пост в аппарат правительства РФ появляются с завидной регулярностью…
А там, глядишь, и кресло губернатора Ленобласти опустеет…
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Подтекст
Другая жизнь
Карьера Рашида Исмагилова развивалась не только по безупречной прямой. Ему приписывают тесное знакомство с бывшим сенатором от Ненецкого автономного округа и водочным королем Александром Сабадашем. Интересно, что при попытке задержания Сабадаша в Выборге сотрудники правоохранительных органов обнаружили на месте Исмагилова и криминального авторитета Илью Трабера. Предположительно, они встречались с Сабадашем.
Имя Исмагилова некоторые эксперты связывают также с Академией безопасности, не раз упоминавшейся в связи с заказными убийствами и покушениями – например, на Михаила Ошерова (доверенное лицо Геннадия Селезнева). Также Академия безопасности всплывала в российских СМИ применительно к убийству депутата Госдумы Галины Старовойтовой.
В 2000 г. было произведено покушение на Кияма Курмакаева — директора гатчинской фирмы «Кредо-Приорат». По словам Курмакаева, заказчиком покушения был Исмагилов. После покушения областной бизнесмен скрылся за границей.
Сам Исмагилов ни разу не фигурировал в уголовных делах, за исключением разве что дела по обвинению в попытке организации заказного убийства одного из бывших сотрудников следственного управления прокуратуры Санкт-Петербурга. Якобы сотрудник, расследовавший дело о создании за счет бюджета корпорации АПЕКС, случайно узнал, что на него готовится покушение. Об уголовном деле благополучно забыли, когда Исмагилов стал депутатом Госдумы и получил депутатскую неприкосновенность.
Известно также, что в мае 2000 г. Рашид Исмагилов был на короткое время задержан за злостное неповиновение сотруднику милиции.