Отказные дети подземелья
Городской метрополитен пытается проверять документы у дошкольников
Начиная со среды петербургский метрополитен начал требовать с родителей дошкольников свидетельства о рождении, подтверждающие их право ездить бесплатно. В нашем городе дети до семи лет всегда имели право бесплатного проезда, и никогда никто не спрашивал документов. Теперь спрашивают. Более того, обещают требовать еще и документ, подтверждающий регистрацию в Петербурге. И ссылаются при этом на городской закон от 9 июля 2008 года № 472-76, вступивший в силу с 1 января 2009 года.
О каком законе речь? Это не самостоятельный закон, а лишь изменения к принятому в мае 2005 года, вскоре после начала монетизации льгот, закону «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге». В него вводится новая статья 1-1, где говорится, что право на проезд на метро за счет средств местного бюджета «имеют дети, являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие место жительства в Санкт-Петербурге, до достижения ими возраста семи лет». При этом действующие правила пользования метрополитеном как давали, так и дают пассажиру право «бесплатно провозить одного ребенка в возрасте до 7 лет включительно».
И что изменилось? Где в законе записано, что надо предъявлять документы, подтверждающие возраст ребенка и его место жительства? По Гражданскому кодексу (статья 20) местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Так что получается: если родители везут ребенка — им надо показывать не только его свидетельство, но и свой паспорт с регистрацией? А если его везет бабушка? А если его везет вообще не родственник, а кто-то из знакомых? Брать «форму девять» из жилконторы? Но она действует только на протяжении месяца. Закончится срок — бежать за новой справкой?
В отделе по работе с пассажирами Петербургского метрополитена заявили: «А как контролер узнает, что ребенку семь лет? Не восемь, а семь? У него же на лбу не написано». Но ведь раньше как-то узнавали — никогда не было проблем. И уж тем более не проверяли, где зарегистрирован ребенок. «Мы будем смотреть, где выдано свидетельство о рождении», — заявила мне контролер на одной из станций. А если ребенок родился не в Петербурге, а теперь здесь живет? Перечень подобных ситуаций, усложняющий родителям жизнь, можно легко продолжить. И кто же такое придумал? И зачем? Когда, наконец, должностные лица будут сперва думать, а потом делать? И к тому же делать так, чтобы было удобно гражданам, а не им?
Да, теоретически можно предположить, что в метро попытаются бесплатно провезти ребенка, которому на самом деле уже исполнилось восемь лет. Или — о ужас! — ребенка, который живет в другом городе, а сейчас приехал в Петербург — на экскурсию, в гости, на лечение и так далее. Без сомнения, бюджет Петербурга не выдержит этих непосильных трат. Шесть миллиардов рублей на ЗСД, два миллиарда рублей на порт, еще шесть миллиардов рублей, ежегодно прощаемых «Газпром нефти» в виде налоговых льгот — выдержит, а на проезде детей рухнет в финансовую яму…
— Дикость какая-то, — говорит ответственный секретарь Правозащитного совета, а ранее председатель комиссии ЗакСа по социальным вопросам Наталия Евдокимова. — Право детей до семи лет на бесплатный проезд на любом общественном транспорте было введено очень давно, и для проезда не требовалось никаких документов. Более того, в 2005 году, когда началась монетизация, мы расширили список детей, имеющих право ездить бесплатно: я сама вносила эти проекты. Почему в июле вдруг перестали пускать детей без документов и ссылаются при этом на закон, вступивший в силу еще с января? Что такое сейчас произошло на метрополитене? Почему, если закон был принят в июле 2008 года, за все это время ни в метрополитене, ни в Смольном не подготовились к его реализации? Почему никого не оповестили об изменении правил? Почему не разработали механизм его исполнения? Где был Комитет по транспорту? Наконец, зачем требовать документы? Боятся, что кто-то проедет обманным путем? Но в Гражданском кодексе записано, что «разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются». То есть законодатель исходит из того, что граждане — а пользователи услуг метрополитена вступают с ним в гражданские правоотношения, на основе публичного договора — являются добросовестными. А наши чиновники исходят из противоположного принципа — «презумпции недобросовестности граждан», полагая, что они обязательно попытаются обмануть государство, схитрить, словчить, бесплатно провезти детей, не имея на это права… И это не только к этому случаю относится.
«Безобразие. Разберусь как можно быстрее» — так отреагировал на информацию о происходящем в метрополитене председатель Комитета по социальной политике Александр Ржаненков. Возможно, его вмешательство, а также информация в СМИ и звонки взбешенных родителей заставили пресс-службу Комитета по транспорту вечером в пятницу выступить с заявлением.
В нем сообщается, что «для обеспечения проезда за счет средств бюджета Петербурга детей, указанных в законе (имеется в виду упомянутый выше закон. — Б. В.), Комитетом по транспорту заключен договор о представлении субсидий ГУП «Петербургский метрополитен» на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу, в котором предусмотрена обязанность осуществлять бесплатную перевозку детей, указанных в законе… Порядок проезда подготовлен Комитетом по транспорту, согласован со всеми заинтересованными организациями и в ближайшее время будет представлен на утверждение правительству СПб. Порядок предусматривает, что проезд детей, указанных в законе, на метрополитене будет осуществляться по проездному документу установленного образца, который будет выдаваться администрациями районов по месту жительства. До установления порядка проезда в метрополитене все дети, являющиеся гражданами РФ и имеющие место жительства в Петербурге, до достижения ими возраста семи лет имеют право проезда без оплаты, за счет средств бюджета. Какие-либо ограничения, связанные с их проездом, в том числе обязательное предъявление документов, не имеют правового обоснования».
Иначе говоря, сейчас метрополитен НЕ ИМЕЕТ ПРАВА требовать с родителей документы на детей? И на том спасибо. А что потом? Надо будет бежать в районную администрацию и получать на ребенка специальный документ? Будет чем заняться сотням тысяч родителей…
Может, проще сохранить тот порядок, который есть, и исходить из того, что петербуржцы — честные люди, а не мошенники?
Начиная со среды петербургский метрополитен начал требовать с родителей дошкольников свидетельства о рождении, подтверждающие их право ездить бесплатно. В нашем городе дети до семи лет всегда имели право бесплатного проезда, и никогда никто не спрашивал документов. Теперь спрашивают. Более того, обещают требовать еще и документ, подтверждающий регистрацию в Петербурге. И ссылаются при этом на городской закон от 9 июля 2008 года № 472-76, вступивший в силу с 1 января 2009 года.
О каком законе речь? Это не самостоятельный закон, а лишь изменения к принятому в мае 2005 года, вскоре после начала монетизации льгот, закону «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге». В него вводится новая статья 1-1, где говорится, что право на проезд на метро за счет средств местного бюджета «имеют дети, являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие место жительства в Санкт-Петербурге, до достижения ими возраста семи лет». При этом действующие правила пользования метрополитеном как давали, так и дают пассажиру право «бесплатно провозить одного ребенка в возрасте до 7 лет включительно».
И что изменилось? Где в законе записано, что надо предъявлять документы, подтверждающие возраст ребенка и его место жительства? По Гражданскому кодексу (статья 20) местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Так что получается: если родители везут ребенка — им надо показывать не только его свидетельство, но и свой паспорт с регистрацией? А если его везет бабушка? А если его везет вообще не родственник, а кто-то из знакомых? Брать «форму девять» из жилконторы? Но она действует только на протяжении месяца. Закончится срок — бежать за новой справкой?
В отделе по работе с пассажирами Петербургского метрополитена заявили: «А как контролер узнает, что ребенку семь лет? Не восемь, а семь? У него же на лбу не написано». Но ведь раньше как-то узнавали — никогда не было проблем. И уж тем более не проверяли, где зарегистрирован ребенок. «Мы будем смотреть, где выдано свидетельство о рождении», — заявила мне контролер на одной из станций. А если ребенок родился не в Петербурге, а теперь здесь живет? Перечень подобных ситуаций, усложняющий родителям жизнь, можно легко продолжить. И кто же такое придумал? И зачем? Когда, наконец, должностные лица будут сперва думать, а потом делать? И к тому же делать так, чтобы было удобно гражданам, а не им?
Да, теоретически можно предположить, что в метро попытаются бесплатно провезти ребенка, которому на самом деле уже исполнилось восемь лет. Или — о ужас! — ребенка, который живет в другом городе, а сейчас приехал в Петербург — на экскурсию, в гости, на лечение и так далее. Без сомнения, бюджет Петербурга не выдержит этих непосильных трат. Шесть миллиардов рублей на ЗСД, два миллиарда рублей на порт, еще шесть миллиардов рублей, ежегодно прощаемых «Газпром нефти» в виде налоговых льгот — выдержит, а на проезде детей рухнет в финансовую яму…
— Дикость какая-то, — говорит ответственный секретарь Правозащитного совета, а ранее председатель комиссии ЗакСа по социальным вопросам Наталия Евдокимова. — Право детей до семи лет на бесплатный проезд на любом общественном транспорте было введено очень давно, и для проезда не требовалось никаких документов. Более того, в 2005 году, когда началась монетизация, мы расширили список детей, имеющих право ездить бесплатно: я сама вносила эти проекты. Почему в июле вдруг перестали пускать детей без документов и ссылаются при этом на закон, вступивший в силу еще с января? Что такое сейчас произошло на метрополитене? Почему, если закон был принят в июле 2008 года, за все это время ни в метрополитене, ни в Смольном не подготовились к его реализации? Почему никого не оповестили об изменении правил? Почему не разработали механизм его исполнения? Где был Комитет по транспорту? Наконец, зачем требовать документы? Боятся, что кто-то проедет обманным путем? Но в Гражданском кодексе записано, что «разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются». То есть законодатель исходит из того, что граждане — а пользователи услуг метрополитена вступают с ним в гражданские правоотношения, на основе публичного договора — являются добросовестными. А наши чиновники исходят из противоположного принципа — «презумпции недобросовестности граждан», полагая, что они обязательно попытаются обмануть государство, схитрить, словчить, бесплатно провезти детей, не имея на это права… И это не только к этому случаю относится.
«Безобразие. Разберусь как можно быстрее» — так отреагировал на информацию о происходящем в метрополитене председатель Комитета по социальной политике Александр Ржаненков. Возможно, его вмешательство, а также информация в СМИ и звонки взбешенных родителей заставили пресс-службу Комитета по транспорту вечером в пятницу выступить с заявлением.
В нем сообщается, что «для обеспечения проезда за счет средств бюджета Петербурга детей, указанных в законе (имеется в виду упомянутый выше закон. — Б. В.), Комитетом по транспорту заключен договор о представлении субсидий ГУП «Петербургский метрополитен» на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу, в котором предусмотрена обязанность осуществлять бесплатную перевозку детей, указанных в законе… Порядок проезда подготовлен Комитетом по транспорту, согласован со всеми заинтересованными организациями и в ближайшее время будет представлен на утверждение правительству СПб. Порядок предусматривает, что проезд детей, указанных в законе, на метрополитене будет осуществляться по проездному документу установленного образца, который будет выдаваться администрациями районов по месту жительства. До установления порядка проезда в метрополитене все дети, являющиеся гражданами РФ и имеющие место жительства в Петербурге, до достижения ими возраста семи лет имеют право проезда без оплаты, за счет средств бюджета. Какие-либо ограничения, связанные с их проездом, в том числе обязательное предъявление документов, не имеют правового обоснования».
Иначе говоря, сейчас метрополитен НЕ ИМЕЕТ ПРАВА требовать с родителей документы на детей? И на том спасибо. А что потом? Надо будет бежать в районную администрацию и получать на ребенка специальный документ? Будет чем заняться сотням тысяч родителей…
Может, проще сохранить тот порядок, который есть, и исходить из того, что петербуржцы — честные люди, а не мошенники?
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА
P.S. Сообщение пресс-службы Комитета по транспорту было разослано около пяти часов вечера 17 июля, а в семь часов пришло другое сообщение: «Приносим свои извинения, в предыдущей рассылке по поводу проезда детей в Санкт-Петербургском метрополитене была допущена ошибка, просим вас обратить на это внимание и не использовать ее, в ближайшее время мы направим вам достоверную информацию»(!).
То есть опять ничего не ясно? Будем ждать «достоверной информации»? На момент публикации статьи она еще не поступала.