Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Смс для поросенка хрюни

18 января 2010 10:00

Одно из грандиознейших достижений современности — сеть Интернет — называют большой помойкой, что совершенно верно ее характеризует: рядом с чрезвычайно полезными вещами там могут оказаться совершенно мерзкие. Количество людей, которые потеряли довольно крупные суммы денег в результате неосторожного пользования Всемирной паутиной, исчисляется миллионами. Самые жульнические предложения могут выглядеть совсем невинно и привлекательно.

Интернет нередко обходится со своими пользователями по-свински



Вот рассказ одного молодого человека:
«Мой приятель решил однажды разыскать старого друга. Набрав «найти человека», он вылез на некий сайт. «Детектив онлайн — мы знаем все о каждом!» — гласил заголовок. «Ага, вот это именно то, что мне нужно!» — радостно подумал он. Набрав фамилию и имя, он нажал кнопу «поиск». Апплет зашуршал, проверяя базы данных. «Скрыто», — гласила надпись. «Отправьте SMS на 3649», — гласила другая. «Стоимость одного поиска 15 рублей», — гласила третья.
Приятель решил, что цена в общем приемлемая и, не вдаваясь в подробности, совершил предлагаемое действо. В ответ на SMS пришли код и заманчивое предложение получить доступ на месяц, отправив вторую SMS. Он так и поступил, решив что 15 х 2 = 30 руб. — вполне нормальная цена за подобный сервис. «Заодно еще пару человек найду», — прикинул он.
Первые неприятные эмоции он испытал, когда после ввода кода искомого старого друга в базе не оказалось. Как, впрочем, и двух остальных и еще подруги, с которой он расстался пару лет назад, уничтожив в порыве эмоций все контактные данные.
Впав в некоторую задумчивость и решив устроить краш-тест системе, приятель завершил сеанс, переоткрыл окно и набрал в поиске «Капитан Врунгель», а затем «Поросенок Хрюня». В обоих случаях, загадочно пошуршав, система выдала многозначительное «скрыто». «Мля, вот уроды», — подумал он, остро переживая потерю 30 рублей, сплюнул и пошел спать.
Пробуждение было вызвано телефонным звонком на сотовый. Пока он вылавливал аппарат в кровати, звонок затих. Звонок был от знакомого, и приятель набрал ответ. «Недостаточно средств на счете», — проникновенно сообщил женский голос. Он набрал проверку баланса и несколько раз протер глаза, рассматривая «-500 р.» на своем счету. Приятель сразу понял, откуда ветер дует, и побежал к компьютеру. Открыв знакомую страницу, он стал ее тщательно изучать. Его внимание привлекла скромная надпись «Стоимость» в правом нижнем углу. По клику открылось еще одно окно, где указывалась цена SMS в зависимости от оператора, составляющая 2–4 рубля. Заподозрив подвох, приятель открыл окно полностью, и убедился, что данные указаны для короткого номера 1171. Набрав вместо него 3649, который был использован вчера, приятель с грустью убедился, что цифры поменялись, с 2–4 до 260–310 р.
Ругая себя за невнимательность и доверчивость, он решил изучить вопрос глубже и погрузился в пучины интернета, набрав злосчастные цифры 3649 в поисковике. Час, проведенный за компом, принес ему следующую информацию: таких, как он, много, и 600 рублей — не самая крупная сумма; деньги вернуть практически нереально, т. к. он сам послал SMS; перед отправкой надо было проверить стоимость у своего оператора; надо было внимательнее изучать условия на сайте, надо было…»

— Может ли в такой ситуации помочь обращение к специалистам по информационным технологиям? — мы спросили об этом руководителя портала «Oglaska.spb.ru» Андрея Зыкова.
— Роль средств массовой информации — информировать и предостерегать. Поэтому только широкое освещение в прессе таких историй поможет многим людям не попасть в них.
— Но человека, который уже пострадал, прежде всего интересует возможность выпутаться из собственной проблемы. Вы можете ему в этом помочь?
— Это зависит от конкретной ситуации. Если убытки человека связаны с пользованием легальным сайтом, зарегистрированным на реальных лиц, которые заботятся о своей репутации, то с ними возможен диалог, они могут согласиться компенсировать ущерб только для сохранения доброго имени. Не исключен и аналогичный диалог, например, с сотовым оператором, через которого таким образом взимались с потерпевшего деньги. Но вообще, даже в практике правоохранительных органов преступления, совершенные с помощью сети Интернет, самые тяжело раскрываемые.
— Кажется, слишком много «если»…
— Так и есть — мы же говорим не о магазине на Невском проспекте, а о Всемирной сети. Но потерпевший должен понимать: после обращения к нам его история может быть предана огласке, благодаря чему его обидчики лишатся немалой доли потенциальных клиентов. Хоть какая, но сатисфакция.

Леонид ШУМСКИЙ




Информационная защита прав потребителей — это:
— поиск информации;
— информационное сопровождение потребительских конфликтов;
— предание огласке случаев обмана потребителей.

Обращайтесь к нам:
+7-911-987-81-72
Email: [email protected]
http://www.oglaska.spb.ru