Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Торгующие при храме

5 апреля 2010 10:00

Хаотичное строительство у Сенной продолжат, не дожидаясь утверждения единой концепции ее развития. Воссоздание храма, под предлогом которого затевались бурные общественные обсуждения новых проектов, в повестке дня не стоит.

На Сенную придет еще один монстр из стекла и металла



«Достойное завершение сохраняемой зоны»
«Достойное завершение сохраняемой зоны»


Большая зачистка
Правительство Петербурга санкционировало проведение проектно-строительных работ по сооружению гостиничного комплекса на Гороховой улице с устройством торгово-пешеходной зоны через Сенную площадь к улице Ефимова. Согласно планам, заявленным инвестором (ЗАО «Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом»), предполагается реконструировать корпуса дома № 47 (лит. А, Б) и осуществить новое строительство на месте флигеля под литерой В и дома № 49 (лит. А) по Гороховой улице.
Дом № 47 (здание «Компании для хранения и залога громоздких движимостей»), перестроенный во второй половине XIX в. по проекту архитектора Павла Сюзора, имеет статус памятника регионального значения. Мемориальная доска, установленная на его фасаде, напоминает: «Охраняется государством».
Расположенные во дворе корпуса, ныне безапелляционно признанные аварийными и подлежащими сносу, — склады второй половины XIX в., сооруженные по проекту архитектора Николая Басина.
Здание по адресу Гороховая, 49, — дом при словолитне и складах О. И. Лемана, создано в 1905–1906 гг. гражданскими инженерами В. А. Козловским и И. П. Макаровым (с включением более ранней постройки).
Во дворе — корпуса складов бутылочного стекла А. М. Северова (1859–1860 гг., инженер-архитектор Н. А. Сычев), здания словолитни и складов О. И. Лемана (1890–1891 гг., гражданский инженер Л. П. Андреев — перестройка и расширение).
Для исследователей Петербурга сохранившаяся застройка позапрошлого века представляется ценным материальным свидетельством жизни и быта города в разные периоды его существования. Для инвесторов и чиновников — это никчемная «рухлядь», мешающая коммерческому освоению золотых участков в историческом центре. Бизнесмены подсчитывают ожидаемую прибыль, которую принесут гостиница, двухуровневая парковка, торговые зоны: общая площадь будущего комплекса составит 63,7 тыс. кв. м. Ну а то, что при этом окончательно будет угроблена одна из главных площадей северной столицы, стремительно превращающаяся в заваленную всяким архитектурным хламом территорию, инвестора нисколько не волнует. Он уже заручился экспертизой Татьяны Славиной, известной своей чуткостью к нуждам бизнеса. В ее выводах признается, что «наиболее интересным элементом планировочной структуры рассматриваемой территории» является трассировка границ участков домов № 47, 49 и «хорошо сохранившийся фрагмент городской среды, сформировавшейся в конце XVIII в. — первой половине XIX в.», но противоречий между задачами ее сохранения и планами новой тотальной застройки госпожа Славина не видит.
«Достойным завершением сохраняемой зоны является пристраиваемый объем нового гостиничного комплекса, выполненный в современных строительных материалах», — уверяет инвестор на своем официальном сайте. Притом что эти самые материалы (анонсированные тонированное стекло и металл) никак не соответствуют допустимым в зоне сложившейся исторической застройки и обеспечат не «достойное завершение», а резкий диссонанс. Что бы они там ни декларировали, обещая «постепенное преобразование фасада из фрагментов историзма в многогранную стеклянную структурированную ткань», угрожая попутно «четырехъярусной стилизованной брутальной аркадой».

Гороховая ул., 47. «Хорошо сохранившийся фрагмент городской среды», которой грозит реконструкция
Гороховая ул., 47. «Хорошо сохранившийся фрагмент городской среды», которой грозит реконструкция


Утром — стройка, вечером — концепция
Еще в октябре прошлого года этот проект был представлен в Союзе архитекторов. Дискуссия, в которой приняли участие три главных архитектора разных времен: Сергей Соколов, Александр Викторов, Юрий Митюрев, — завершилась признанием необходимости сначала разработать и утвердить концепцию развития Сенной площади и прилегающих к ней территорий, и только после этого браться за рассмотрение локальных проектов, предлагаемых к реализации в данной зоне. Порешили как можно скорее объявить конкурс на лучшую концепцию. Месяцем позже это предложение было поддержано Советом по сохранению культурного наследия и лично главой КГИОП. Вера Дементьева подчеркнула, что участникам конкурса должны предъявляться разработанные ее ведомством требования к архитектурному облику зданий, проектируемых в ареале Сенной.
В декабре Юрий Митюрев сообщил, что конкурс на разработку концепции реконструкции Сенной будет объявлен в начале 2010 года. Что не помешало главному архитектору в том же месяце вынести на рассмотрение Градостроительного совета предложения по развитию двух отдельных кварталов «в контексте формирования нового ансамбля Сенной площади» и, несмотря на высказанные экспертами критические замечания, протащить решение о принципиальном одобрении представленных материалов. При этом конкурс на единую концепцию развития Сенной обещалось объявить весной. Весна принесла лишь утвержденное Смольным решение о проектировании и строительстве гостиничного комплекса на Гороховой. И новое обещание Юрия Митюрева — провести конкурс по концепциям «ориентировочно летом».

Невосполнимая утрата
Задача воссоздания утраченного храма Успения Пресвятой Богородицы, ставшая предлогом к новому обсуждению проектов «реконструкции» Сенной площади, похоже, вовсе не относится к числу первоочередных планов городского руководства. Хотя еще в 2001 году проект воссоздания церкви — результат почти 40-летних трудов архитектора Дмитрия Бутырина — получил все необходимые согласования, включая визы КГА и КГИОП. А совет по развитию и реконструкции Сенной площади был создан еще в 1998 году и включал три этапа: от благоустройства и реновации прилегающих территорий до восстановления храма. На этом пути новое руководство КГИОП преуспело лишь в одном — самовольно, без санкции Росохранкультуры и без проведения историко-культурной экспертизы, изменило границы памятника, «по просьбе метрополитена» исключив из них часть территории объекта культурного наследия. Каким образом теперь возможно исполнить заложенную в законе «О границах и режимах зон охраны» рекомендацию восстановить церковь Успения Пресвятой Богородицы, вернув площади ее историческую доминанту?
«Речь может идти только о возвращении исторического облика площади, камертоном которой всегда был и должен оставаться православный храм», — говорил Дмитрий Бутырин, комментируя новые идеи застройки Сенной. Он сам был камертоном честного, порядочного и чистосердечного отношения к городу и профессии архитектора, настоящим Рыцарем — как назовут его соратники, прощаясь с Дмитрием Александровичем на Смоленском кладбище и с горечью признавая, что «в последние годы каждая пощечина старому Городу для него была как рана…».
Дело всей его жизни осталось незавершенным. Остановить занесенную для нового удара руку — долг соратников Дмитрия Бутырина и всех тех, кто еще слышит заданный тем камертоном чистый звук.

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото www.cityagency.ru