Торгующие при храме
Хаотичное строительство у Сенной продолжат, не дожидаясь утверждения единой концепции ее развития. Воссоздание храма, под предлогом которого затевались бурные общественные обсуждения новых проектов, в повестке дня не стоит.
На Сенную придет еще один монстр из стекла и металла
Большая зачистка
Правительство Петербурга санкционировало проведение проектно-строительных работ по сооружению гостиничного комплекса на Гороховой улице с устройством торгово-пешеходной зоны через Сенную площадь к улице Ефимова. Согласно планам, заявленным инвестором (ЗАО «Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом»), предполагается реконструировать корпуса дома № 47 (лит. А, Б) и осуществить новое строительство на месте флигеля под литерой В и дома № 49 (лит. А) по Гороховой улице.
Дом № 47 (здание «Компании для хранения и залога громоздких движимостей»), перестроенный во второй половине XIX в. по проекту архитектора Павла Сюзора, имеет статус памятника регионального значения. Мемориальная доска, установленная на его фасаде, напоминает: «Охраняется государством».
Расположенные во дворе корпуса, ныне безапелляционно признанные аварийными и подлежащими сносу, — склады второй половины XIX в., сооруженные по проекту архитектора Николая Басина.
Здание по адресу Гороховая, 49, — дом при словолитне и складах О. И. Лемана, создано в 1905–1906 гг. гражданскими инженерами В. А. Козловским и И. П. Макаровым (с включением более ранней постройки).
Во дворе — корпуса складов бутылочного стекла А. М. Северова (1859–1860 гг., инженер-архитектор Н. А. Сычев), здания словолитни и складов О. И. Лемана (1890–1891 гг., гражданский инженер Л. П. Андреев — перестройка и расширение).
Для исследователей Петербурга сохранившаяся застройка позапрошлого века представляется ценным материальным свидетельством жизни и быта города в разные периоды его существования. Для инвесторов и чиновников — это никчемная «рухлядь», мешающая коммерческому освоению золотых участков в историческом центре. Бизнесмены подсчитывают ожидаемую прибыль, которую принесут гостиница, двухуровневая парковка, торговые зоны: общая площадь будущего комплекса составит 63,7 тыс. кв. м. Ну а то, что при этом окончательно будет угроблена одна из главных площадей северной столицы, стремительно превращающаяся в заваленную всяким архитектурным хламом территорию, инвестора нисколько не волнует. Он уже заручился экспертизой Татьяны Славиной, известной своей чуткостью к нуждам бизнеса. В ее выводах признается, что «наиболее интересным элементом планировочной структуры рассматриваемой территории» является трассировка границ участков домов № 47, 49 и «хорошо сохранившийся фрагмент городской среды, сформировавшейся в конце XVIII в. — первой половине XIX в.», но противоречий между задачами ее сохранения и планами новой тотальной застройки госпожа Славина не видит.
«Достойным завершением сохраняемой зоны является пристраиваемый объем нового гостиничного комплекса, выполненный в современных строительных материалах», — уверяет инвестор на своем официальном сайте. Притом что эти самые материалы (анонсированные тонированное стекло и металл) никак не соответствуют допустимым в зоне сложившейся исторической застройки и обеспечат не «достойное завершение», а резкий диссонанс. Что бы они там ни декларировали, обещая «постепенное преобразование фасада из фрагментов историзма в многогранную стеклянную структурированную ткань», угрожая попутно «четырехъярусной стилизованной брутальной аркадой».
Утром — стройка, вечером — концепция
Еще в октябре прошлого года этот проект был представлен в Союзе архитекторов. Дискуссия, в которой приняли участие три главных архитектора разных времен: Сергей Соколов, Александр Викторов, Юрий Митюрев, — завершилась признанием необходимости сначала разработать и утвердить концепцию развития Сенной площади и прилегающих к ней территорий, и только после этого браться за рассмотрение локальных проектов, предлагаемых к реализации в данной зоне. Порешили как можно скорее объявить конкурс на лучшую концепцию. Месяцем позже это предложение было поддержано Советом по сохранению культурного наследия и лично главой КГИОП. Вера Дементьева подчеркнула, что участникам конкурса должны предъявляться разработанные ее ведомством требования к архитектурному облику зданий, проектируемых в ареале Сенной.
В декабре Юрий Митюрев сообщил, что конкурс на разработку концепции реконструкции Сенной будет объявлен в начале 2010 года. Что не помешало главному архитектору в том же месяце вынести на рассмотрение Градостроительного совета предложения по развитию двух отдельных кварталов «в контексте формирования нового ансамбля Сенной площади» и, несмотря на высказанные экспертами критические замечания, протащить решение о принципиальном одобрении представленных материалов. При этом конкурс на единую концепцию развития Сенной обещалось объявить весной. Весна принесла лишь утвержденное Смольным решение о проектировании и строительстве гостиничного комплекса на Гороховой. И новое обещание Юрия Митюрева — провести конкурс по концепциям «ориентировочно летом».
Невосполнимая утрата
Задача воссоздания утраченного храма Успения Пресвятой Богородицы, ставшая предлогом к новому обсуждению проектов «реконструкции» Сенной площади, похоже, вовсе не относится к числу первоочередных планов городского руководства. Хотя еще в 2001 году проект воссоздания церкви — результат почти 40-летних трудов архитектора Дмитрия Бутырина — получил все необходимые согласования, включая визы КГА и КГИОП. А совет по развитию и реконструкции Сенной площади был создан еще в 1998 году и включал три этапа: от благоустройства и реновации прилегающих территорий до восстановления храма. На этом пути новое руководство КГИОП преуспело лишь в одном — самовольно, без санкции Росохранкультуры и без проведения историко-культурной экспертизы, изменило границы памятника, «по просьбе метрополитена» исключив из них часть территории объекта культурного наследия. Каким образом теперь возможно исполнить заложенную в законе «О границах и режимах зон охраны» рекомендацию восстановить церковь Успения Пресвятой Богородицы, вернув площади ее историческую доминанту?
«Речь может идти только о возвращении исторического облика площади, камертоном которой всегда был и должен оставаться православный храм», — говорил Дмитрий Бутырин, комментируя новые идеи застройки Сенной. Он сам был камертоном честного, порядочного и чистосердечного отношения к городу и профессии архитектора, настоящим Рыцарем — как назовут его соратники, прощаясь с Дмитрием Александровичем на Смоленском кладбище и с горечью признавая, что «в последние годы каждая пощечина старому Городу для него была как рана…».
Дело всей его жизни осталось незавершенным. Остановить занесенную для нового удара руку — долг соратников Дмитрия Бутырина и всех тех, кто еще слышит заданный тем камертоном чистый звук.
«Достойное завершение сохраняемой зоны»
Большая зачистка
Правительство Петербурга санкционировало проведение проектно-строительных работ по сооружению гостиничного комплекса на Гороховой улице с устройством торгово-пешеходной зоны через Сенную площадь к улице Ефимова. Согласно планам, заявленным инвестором (ЗАО «Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом»), предполагается реконструировать корпуса дома № 47 (лит. А, Б) и осуществить новое строительство на месте флигеля под литерой В и дома № 49 (лит. А) по Гороховой улице.
Дом № 47 (здание «Компании для хранения и залога громоздких движимостей»), перестроенный во второй половине XIX в. по проекту архитектора Павла Сюзора, имеет статус памятника регионального значения. Мемориальная доска, установленная на его фасаде, напоминает: «Охраняется государством».
Расположенные во дворе корпуса, ныне безапелляционно признанные аварийными и подлежащими сносу, — склады второй половины XIX в., сооруженные по проекту архитектора Николая Басина.
Здание по адресу Гороховая, 49, — дом при словолитне и складах О. И. Лемана, создано в 1905–1906 гг. гражданскими инженерами В. А. Козловским и И. П. Макаровым (с включением более ранней постройки).
Во дворе — корпуса складов бутылочного стекла А. М. Северова (1859–1860 гг., инженер-архитектор Н. А. Сычев), здания словолитни и складов О. И. Лемана (1890–1891 гг., гражданский инженер Л. П. Андреев — перестройка и расширение).
Для исследователей Петербурга сохранившаяся застройка позапрошлого века представляется ценным материальным свидетельством жизни и быта города в разные периоды его существования. Для инвесторов и чиновников — это никчемная «рухлядь», мешающая коммерческому освоению золотых участков в историческом центре. Бизнесмены подсчитывают ожидаемую прибыль, которую принесут гостиница, двухуровневая парковка, торговые зоны: общая площадь будущего комплекса составит 63,7 тыс. кв. м. Ну а то, что при этом окончательно будет угроблена одна из главных площадей северной столицы, стремительно превращающаяся в заваленную всяким архитектурным хламом территорию, инвестора нисколько не волнует. Он уже заручился экспертизой Татьяны Славиной, известной своей чуткостью к нуждам бизнеса. В ее выводах признается, что «наиболее интересным элементом планировочной структуры рассматриваемой территории» является трассировка границ участков домов № 47, 49 и «хорошо сохранившийся фрагмент городской среды, сформировавшейся в конце XVIII в. — первой половине XIX в.», но противоречий между задачами ее сохранения и планами новой тотальной застройки госпожа Славина не видит.
«Достойным завершением сохраняемой зоны является пристраиваемый объем нового гостиничного комплекса, выполненный в современных строительных материалах», — уверяет инвестор на своем официальном сайте. Притом что эти самые материалы (анонсированные тонированное стекло и металл) никак не соответствуют допустимым в зоне сложившейся исторической застройки и обеспечат не «достойное завершение», а резкий диссонанс. Что бы они там ни декларировали, обещая «постепенное преобразование фасада из фрагментов историзма в многогранную стеклянную структурированную ткань», угрожая попутно «четырехъярусной стилизованной брутальной аркадой».
Гороховая ул., 47. «Хорошо сохранившийся фрагмент городской среды», которой грозит реконструкция
Утром — стройка, вечером — концепция
Еще в октябре прошлого года этот проект был представлен в Союзе архитекторов. Дискуссия, в которой приняли участие три главных архитектора разных времен: Сергей Соколов, Александр Викторов, Юрий Митюрев, — завершилась признанием необходимости сначала разработать и утвердить концепцию развития Сенной площади и прилегающих к ней территорий, и только после этого браться за рассмотрение локальных проектов, предлагаемых к реализации в данной зоне. Порешили как можно скорее объявить конкурс на лучшую концепцию. Месяцем позже это предложение было поддержано Советом по сохранению культурного наследия и лично главой КГИОП. Вера Дементьева подчеркнула, что участникам конкурса должны предъявляться разработанные ее ведомством требования к архитектурному облику зданий, проектируемых в ареале Сенной.
В декабре Юрий Митюрев сообщил, что конкурс на разработку концепции реконструкции Сенной будет объявлен в начале 2010 года. Что не помешало главному архитектору в том же месяце вынести на рассмотрение Градостроительного совета предложения по развитию двух отдельных кварталов «в контексте формирования нового ансамбля Сенной площади» и, несмотря на высказанные экспертами критические замечания, протащить решение о принципиальном одобрении представленных материалов. При этом конкурс на единую концепцию развития Сенной обещалось объявить весной. Весна принесла лишь утвержденное Смольным решение о проектировании и строительстве гостиничного комплекса на Гороховой. И новое обещание Юрия Митюрева — провести конкурс по концепциям «ориентировочно летом».
Невосполнимая утрата
Задача воссоздания утраченного храма Успения Пресвятой Богородицы, ставшая предлогом к новому обсуждению проектов «реконструкции» Сенной площади, похоже, вовсе не относится к числу первоочередных планов городского руководства. Хотя еще в 2001 году проект воссоздания церкви — результат почти 40-летних трудов архитектора Дмитрия Бутырина — получил все необходимые согласования, включая визы КГА и КГИОП. А совет по развитию и реконструкции Сенной площади был создан еще в 1998 году и включал три этапа: от благоустройства и реновации прилегающих территорий до восстановления храма. На этом пути новое руководство КГИОП преуспело лишь в одном — самовольно, без санкции Росохранкультуры и без проведения историко-культурной экспертизы, изменило границы памятника, «по просьбе метрополитена» исключив из них часть территории объекта культурного наследия. Каким образом теперь возможно исполнить заложенную в законе «О границах и режимах зон охраны» рекомендацию восстановить церковь Успения Пресвятой Богородицы, вернув площади ее историческую доминанту?
«Речь может идти только о возвращении исторического облика площади, камертоном которой всегда был и должен оставаться православный храм», — говорил Дмитрий Бутырин, комментируя новые идеи застройки Сенной. Он сам был камертоном честного, порядочного и чистосердечного отношения к городу и профессии архитектора, настоящим Рыцарем — как назовут его соратники, прощаясь с Дмитрием Александровичем на Смоленском кладбище и с горечью признавая, что «в последние годы каждая пощечина старому Городу для него была как рана…».
Дело всей его жизни осталось незавершенным. Остановить занесенную для нового удара руку — долг соратников Дмитрия Бутырина и всех тех, кто еще слышит заданный тем камертоном чистый звук.
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото www.cityagency.ru