Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Почетный знак феодализма

19 апреля 2010 10:00

Прекращает свое действие, наверное, самый скандальный городской закон — «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного и дачного строительства». Соответствующая инициатива, внесенная губернатором, была принята на последнем заседании городского парламента: больше никто «за особые заслуги» не получит бесплатно земельных участков, стоящих на рынке до миллиона долларов. То ли потому, что все, кому в Смольном хотели сделать подобные «подарки», их уже получили, то ли потому, что предоставление бесплатных земель рождало все больше и больше неприятных вопросов…





Особые заслуги перед Смольным
Закон, о котором идет речь, был принят в 2005 году. Он устанавливал перечень категорий граждан, которые могли бесплатно получать в собственность земельные участки (остальные желающие получить землю должны были, во-первых, платить за нее, а во-вторых, покупать только на торгах). К ним отнесли тех, кто удостоен звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или является полным кавалером ордена Славы (они могли претендовать на 24 сотки земли), и тех, кто удостоен звания Героя Социалистического Труда или является полным кавалером ордена Трудовой Славы (они могли получить по 12 соток). А также — и это было самым любопытным местом в законе — граждан, имеющих «особые заслуги перед Российской Федерацией и Санкт-Петербургом в развитии экономики, науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, спорта, законодательства и просвещения» (им тоже полагалось по 12 соток).
Что понимается под «особыми заслугами», в законе не конкретизировалось. Но эту проблему с легкостью решил Смольный — своим постановлением от 3 апреля 2006 года № 343. К «особо заслуженным» гражданам отнесли тех, кто награжден орденом Андрея Первозванного, орденом «За заслуги перед Отечеством» первых четырех степеней, почетных граждан Санкт-Петербурга и… «граждан Российской Федерации, награжденных почетным знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом».
В свою очередь, данный знак был утвержден правительством города еще в апреле 2004 года как «вид поощрения губернатором Санкт-Петербурга граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства за заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, образовании, благотворительной деятельности, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, а также за иные заслуги». Поскольку степень заслуг награждаемого определялась лично губернатором (получить награду можно было даже за «активное содействие развитию взаимовыгодного сотрудничества с субъектами Российской Федерации и дружественных отношений с иностранными государствами»), выстраивалась простейшая цепочка дарования земельных наделов верноподданным…

Им не хватало земли
Кто же получил эти наделы за минувшие годы? Надо сказать, что среди тех решений, которые принимает городское правительство (а участки выделяет именно оно), эти одни из самых засекреченных. Часть постановлений (ежегодно, как говорят чиновники, выделялось от 50 до 70 участков, при этом наиболее популярными были, естественно, Курортный и Приморский районы) удается найти в базе данных, но нет никакой уверенности, что соответствующий список является исчерпывающим.
Известно, что землю получили почетные граждане Петербурга: Алиса Фрейндлих, Тамара Москвина, Феликс Кармазинов, Михаил Бобров, Валерий Гергиев, Людмила Вербицкая, Любовь Егорова, Ирина Богачева, Юрий Тюкалов, Юрий Темирканов и митрополит Владимир, а также Борис Эйфман, Вячеслав Екимов, Станислав Гаудасинский, Герой Советского Союза подводник-испытатель (ныне гендиректор ОАО «Климов») Александр Ватагин, Герой России гидронавт (ныне гендиректор Тверского мясокомбината) Александр Зажигаев. Все они — люди действительно заслуженные (хотя, как представляется, среди них есть те, кто вполне мог бы позволить себе приобрести землю за свои средства, а не получать ее от города бесплатно).
Однако продолжим список: Теймураз Боллоев (бывший глава компании «Балтика»), Владимир Ходырев (бывший председатель Ленгорисполкома и прямой начальник Валентины Матвиенко), Александр Колякин (директор Музея истории Петербурга, в прошлом — первый секретарь Ленинградского ВЛКСМ и также начальник Матвиенко, а затем секретарь ЦК ВЛКСМ), Анатолий Герасимов (бывший первый секретарь Ленинградского горкома КПСС), Юрий Игнащенков (начальник Управления ФСБ России), вице-губернатор Александр Вахмистров. Вот тут, что называется, есть вопросы: далеко не все из перечисленных, как представляется, заслужили бесплатную землю от города.
Так, хотелось бы понять: за какие заслуги получил ее генерал-полковник Игнащенков? (Ему достался участок в Сестрорецке рыночной стоимостью на тот момент около миллиона долларов.) За трехлетнее руководство в 2004–2007 годах управлением ФСБ по Петербургу и области? Или за научные труды типа «К вопросу о допустимости проведения прослушивания телефонных переговоров по преступлениям небольшой и средней тяжести» или «Об истории возникновения и развития контроля почтовых отправлений»? А чем заслужил земельный надел Владимир Ходырев, впервые после войны посадивший Ленинград на продовольственные карточки в конце 80-х годов? Чем именно отличился Александр Вахмистров — уплотнительной застройкой или уничтожением зеленых зон (и настолько ли он беден, что не мог сам решить свой земельный вопрос)?
Но ответов нет: Смольный не мотивирует свои решения. А когда журналисты и депутаты пытаются спрашивать — следуют или молчание, или отписки.

Читайте между строк
«Новая газета» дважды обращалась в администрацию с просьбой сообщить, кто и за какие именно заслуги получил от города землю. В ответ — тишина: Смольный просто не удостоил нас ответами. Тогда по нашей просьбе запрос на имя Валентины Матвиенко написала депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Полагая, что получение от города бесплатной земли «не может быть фактом частной жизни соответствующих граждан», депутат просила сообщить, кто, когда, какой площади и за какие заслуги получил земельные участки, какова их примерная рыночная стоимость и учитывалось ли при решении вопроса о бесплатном предоставлении гражданам земельных участков материальное положение соответствующих граждан. Также Дмитриева просила сообщить, кто был в 2004–2009 годах награжден знаком «За заслуги перед Петербургом».
Ответ был, по сути, издевательским. Число предоставленных участков не сообщалось. Рыночная оценка участков якобы «не производится». Участки получали граждане, «соответствующие требованиям закона» (кто — не сообщалось). Кто получил знак заслуженного — также не указывалось. Тогда Дмитриева направила повторный запрос, требуя конкретных данных и недвусмысленно указывая, что «отсутствие ответа может быть рассмотрено как непредоставление информации депутату Государственной Думы ФС РФ», что влечет за собой административный штраф. Правда, небольшой — но сам по себе прецедент штрафования питерского губернатора был бы крайне примечательным, если бы правоохранительные органы решились его создать…
Почему Смольный с таким упорством отказывается предоставить указанную информацию (которая не может быть закрытой — ведь речь идет о распоряжении городскими ресурсами)? Ответ напрашивается: по всей видимости, в этом списке есть немало не упомянутых выше граждан, наделение которых бесплатной землей может вызвать общественное возмущение. И случайно ли настойчивые запросы Дмитриевой совпали с решением правительства города отказаться от данной практики? Правда, официальное объяснение — совсем другое: мол, приходится время от времени объяснять заслуженным людям, что их заслуг недостаточно, и существование этого закона «формирует негативное мнение о работе правительства Петербурга».

Боевые ордена не чета почетному знаку
Одного такого — чьих заслуг оказалось «недостаточно» — нельзя не назвать. Это гвардии майор в отставке Виктор Касаткин, награжденный за Великую Отечественную войну шестью боевыми орденами, несколько лет пытавшийся получить земельный участок (ранее он стоял на очереди как инвалид войны, но после монетизации утратил право получить землю). Тщетно: Смольный презрительно отвечал ему, что к перечисленным в законе льготным категориям майор Касаткин не относится, и предлагал ему приобретать земельный участок «исключительно на торгах». В честном денежном соревновании с другими, кто пожелает купить землю.
Пошел в суд майор Касаткин — и в двух инстанциях получил отказы. На кассационном рассмотрении в Городском суде он уже не присутствовал — умер незадолго. И так и не услышал решения суда о том, что его заслуги перед городом и страной куда меньше, чем заслуги Александра Колякина или Александра Вахмистрова, Теймураза Боллоева или Юрия Игнащенкова…

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА