Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Суд над равнодушием

8 июля 2010 10:00

В Василеостровский районный суд подан иск, ответчиками по которому являются городское правительство, Комитет финансов, ГУ «Центр по работе с кредитами банков» и ЗАО «Балтийская жемчужина». Истец — военно-патриотическая поисковая общественная организация «Возвращение», которая хочет заставить чиновников и коммерсантов возместить ветеранам и блокадникам моральный ущерб за то, что «стратегические проекты» Смольного реализуются в буквальном смысле на костях.

Погибших под Ленинградом не вернуть. Но можно заставить чиновников уважать их память





Бесследная оборона
О том, как общественники (эту работу много лет возглавляет экс-председатель Ленгорисполкома экс-депутат ЗакСа Александр Щелканов) пытаются заставить питерскую администрацию обследовать земельные участки вокруг города, где реализуются масштабные стратегические проекты, на предмет обнаружения там останков защитников Ленинграда, «Новая газета» рассказывала дважды — в 2007 и 2008 годах. Как и о том, что чиновники неизменно отвечают: никаких боев в этих местах не было, и никаких захоронений нет и быть не может.
Ларчик открывается просто: закон обязывает власти перед проведением работ на территориях боевых действий провести обследование, при нахождении останков обеспечить их перезахоронение, а затем использовать территорию только по истечении двадцати лет и только под зеленые насаждения: строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается. И если признать правоту поисковиков, придется закрыть такие амбициозные проекты, как Пулково-3 и «Балтийская жемчужина». На что, понятное дело, чиновники идти не хотят, и потому отрицают и то, что здесь шли бои (вопреки архивным документам), и наличие воинских захоронений.
В итоге, после нескольких лет безуспешной переписки с инстанциями, поисковики обратились в суд (иск подал руководитель «Возвращения» Георгий Стрелец).
В иске они указывают, что территория в Красносельском районе, где строится «Балтийская жемчужина», была предоставлена одноименному ЗАО в аренду на инвестиционных условиях в апреле 2005 года. До этого, полагают истцы, городское правительство было обязано обследовать местность на предмет выявления возможных неизвестных захоронений павших советских солдат, но этого не сделало. В результате земельный участок, по которому проходила передовая линия обороны Ленинграда (оборону осуществлял 2-й батальон 14-го полка 109-й дивизии 4-й армии), был передан под строительство без этого предварительного обследования.

Бульдозером по памяти
Строительные работы начались летом 2005 года, строителями были обнаружены человеческие останки — однако работы не приостановили. Закон обязывает «Балтийскую жемчужину», являвшуюся инвестором и застройщиком, сообщить властям о найденных захоронениях и возлагает на нее ответственность за их сохранность. Однако застройщик не сообщил в городскую администрацию о своих находках. При этом поисковики «Возвращения» самостоятельно обследовали ряд участков на территории, отведенной под строительство, и дважды находили человеческие кости, остатки ремней, сапог, кружки, каски, красноармейские медальоны, которые были частично «перемешаны бульдозерами и растащены по местности».

Иск в пользу ветеранов
Что касается деловой зоны «Пулково-3» (где также проходила линия обороны города), то здесь городская администрация в мае 2001 года заключила договор с ЗАО «Искатель» по «очистке территории от взрывоопасных предметов и по поиску захоронений останков погибших воинов». Общественникам сообщили, что никаких захоронений и братских могил не нашли. Между тем, во-первых, такие работы, по федеральному закону, может вести только организация, имеющая соответствующее разрешение или лицензию. У «Возвращения» оно есть — а у «Искателя» нет. А во-вторых, как признала прокуратура города, никакого обследования местности в целях выявления захоронений городская администрация так и не организовала: «Искатель» проводил лишь работы по разминированию. Что называется, две большие разницы.
А когда свое обследование в Пулково начало «Возвращение» — выяснилось, что строительная техника ездит прямо по костям солдат: были найдены останки 34 красноармейцев. Заказчиком работ по созданию Пулково-3 был «Центр по работе с кредитами банков» — но и он, вопреки закону, не сообщил об обнаружении останков ни в правоохранительные органы, ни в городскую администрацию.
Почему заказчики и при строительстве «Балтийской жемчужины», и при строительстве Пулково-3 так себя вели — понять несложно. По мнению Александра Щелканова, «компании-застройщику проще сровнять с землей и уничтожить захоронение, чем соблюдать определенный порядок действий, установленный законодательством, которым предписано останавливать работы. Поэтому они умышленно скрывают данные факты и уничтожают обнаруженные захоронения…»
«В результате неисполнения правительством Санкт-Петербурга лежащих на нем обязанностей, — указывается в иске, — были растащены по местности и уничтожены останки погибших защитников Отечества, которые должны были находиться под охраной с последующим перезахоронением с отданием воинских почестей». Поскольку по закону уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества является «священным долгом всех граждан», по мнению истцов, в результате «вышеперечисленных циничных, равнодушных, бесчеловечных и кощунственных действий», совершенных ответчиками, были не только попраны нравственные и общечеловеческие нормы, но и нарушены права ветеранов и блокадников на память о погибших. Между тем для них это «не только память о давно минувших днях, но и часть жизни, прожитой в борьбе с общим врагом при защите Отечества».
Полагая, что действия ответчиков принесли ветеранам и блокадникам нравственные страдания (при этом даже после того, как обнаружились факты нарушения закона, ответчики не предприняли никаких действий для их устранения), «Возвращение» как общественная организация в соответствии с федеральным законом обратилась в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц. И требует взыскать с ответчиков солидарно от 5 до 10 тысяч рублей в пользу каждого ветерана и жителя блокадного Ленинграда, в защиту чьих прав и законных интересов был подан иск.
Без сомнения, легким это судебное дело не будет — и не очень вероятно, что удастся взыскать в пользу ветеранов хоть какие-то суммы. Но если в суде будет доказана незаконность действий чиновников и поддерживаемых ими застройщиков — это не только позволит привлечь наконец к ответственности тех, кто равнодушен к памяти погибших защитников Ленинграда, но и заставит их совсем иначе, чем сейчас, относиться к этой памяти.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА