Егэ: единый, непобедимый
1 сентября начинается новый образовательный марафон, на финише — 710 петербургских школ. Но прежним остается, похоже, уже окончательно и бесповоротно внедренный в нашу жизнь инструмент ЕГЭ, о котором спорят все тише, но от этого острота проблем не снижается.
Уровень школьного образования считают хорошим меньше 10% россиян
Корова через «а»
Результаты ЕГЭ общедоступны, и нетрудно сравнить: например, «единый, непобедимый» по русскому языку на 100 баллов в нашей культурной столице сдали всего 29 человек, в то время как в Москве — 280. Причем стоит учесть существенную деталь: в Петербурге выпускников — 34143, а в Москве — 52756.
Выходит, мы заметно отстаем: разница в количестве выпускников в полтора раза, а «звездочек» по части знания великого и могучего — в 10 раз меньше.
— Письма на деревню дедушке современные дети, конечно, уже не пишут — сочиняют по-быстрому, не задумываясь, электронные, зачастую коверкая и сокращая слова, игнорируя знаки препинания, и родной язык в числе главных предметов мало кто почитает, — считает педагог, редактор «Газеты для родителей» Михаил Эпштейн. — Да и в целом учителя жалуются: слишком часто отсутствует мотивация у детей к получению знаний и в процессе учебы, и при итоговой проверке — сдаче единого госэкзамена, сводящего к минимуму способность мыслить и рассуждать.
По его мнению, будущее, если мы хотим видеть заинтересованных, думающих детей, — за школой проектов, идею которых давным-давно выразил замечательный российский педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский (Викниксор) — директор школы, жизнь которой была описана в знаменитой «Республике ШКИД»: «Каждое знание — превращать в деяние». То есть, делая что-то интересное и нужное другим, ребенок приобретает новые знания, используя ранее полученные, а заодно — ставит цели и достигает их, учится анализировать сделанное, работать с разными источниками информации.
На днях губернатор сказал, что будущее Петербурга — школы без мела, электронные дневники и президентский лицей для самых одаренных детей Северо-Запада, но мел и электронные оценки — только внешняя сторона дела, одна из технических составляющих учебного процесса, а президентский лицей — далеко не для всех…
Интересно, что на традиционном августовском педсовете Валентина Матвиенко заявила, что сдача экзаменов в форме ЕГЭ — способ увидеть проблемы в образовании, и привела пример: если в городе восемь школ с углубленным изучением испанского языка, то почему в рамках единого госэкзамена по выбору никто не сдавал этот испанский? «Зачем тогда нужны эти школы?» — задала вопрос губернатор, пообещав предъявлять повышенные требования к статусным школам.
Но ведь в северной столице отсутствуют школы с углубленным изучением русского языка, хотя среди дисциплин ЕГЭ этот предмет — в числе обязательных, и, судя по прошлогодним результатам экзамена, такие образовательные учреждения уже пора открывать.
Репетиторство превращается в монстра
ЕГЭ не только помог увидеть проблемы в образовании, но и усугубил их: в частности, превращая в настоящего монстра вспомогательную индустрию услуг по сдаче единого госа. Эксперты подсчитали, что если в 2004 году услуги школьного репетитора начинались со 140 рублей в час, то теперь начинаются чаще всего с 500.
Появились и платные центры подготовки к экзамену. Рособрнадзор высказался против платной подготовки к ЕГЭ, и глава этого ведомства Любовь Глебова заявила, что пора «способствовать тому, чтобы в вузах не было соблазна за деньги давать то, что положено давать в школе, — а именно ужесточить правила лицензирования подготовительных курсов при вузах. И еще лишать части зарплаты учителей, которые занимаются репетиторством со своими учениками за деньги». Но вот вопрос: каким образом это отслеживать?
Традиционными остаются и проблемы со школьными кадрами. Особенно, по словам чиновников, трудности характерны для начальной школы: одна из главных причин — слишком низко оценивает государство их труд. Это плачевно еще и потому, что первоклашкам требуется повышенное внимание, и они часто бывают не готовы к школьному старту. Свои первые уроки дети по большей части получают от детсадовских педагогов. Но проблемы устройства в детские дошкольные учреждения Петербурга все еще актуальны.
Петербургские власти обещают, что в новом учебном году в городских детских садах появится 9,7 тысячи новых мест. Вместе с тем в десяти районах Петербурга сохраняется очередь (по оценкам чиновников, около 4 тысяч), причем мамам часто приходится слышать: вряд ли попадете в этом году, рассчитывайте на следующий. Особенно остро проблема стоит в Приморском, Выборгском и Колпинском районах. То, что напряженность сохранится, подтверждают демографические прогнозы: наплыв дошколят ожидается до 2013 года.
Реальностью стала смена 25 директоров петербургских школ. Как утверждают в Комитете по образованию, кадровые замены связаны преимущественно с выходом директоров на пенсию — можно считать, что они провалили свой ЕГЭ для руководства.
В целом авторам российских образовательных реформ оценок сегодня никто не ставит — их никто не заставляет сдавать единый госэкзамен, но, безусловно, оценку выставит время.
Корова через «а»
Результаты ЕГЭ общедоступны, и нетрудно сравнить: например, «единый, непобедимый» по русскому языку на 100 баллов в нашей культурной столице сдали всего 29 человек, в то время как в Москве — 280. Причем стоит учесть существенную деталь: в Петербурге выпускников — 34143, а в Москве — 52756.
Выходит, мы заметно отстаем: разница в количестве выпускников в полтора раза, а «звездочек» по части знания великого и могучего — в 10 раз меньше.
— Письма на деревню дедушке современные дети, конечно, уже не пишут — сочиняют по-быстрому, не задумываясь, электронные, зачастую коверкая и сокращая слова, игнорируя знаки препинания, и родной язык в числе главных предметов мало кто почитает, — считает педагог, редактор «Газеты для родителей» Михаил Эпштейн. — Да и в целом учителя жалуются: слишком часто отсутствует мотивация у детей к получению знаний и в процессе учебы, и при итоговой проверке — сдаче единого госэкзамена, сводящего к минимуму способность мыслить и рассуждать.
По его мнению, будущее, если мы хотим видеть заинтересованных, думающих детей, — за школой проектов, идею которых давным-давно выразил замечательный российский педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский (Викниксор) — директор школы, жизнь которой была описана в знаменитой «Республике ШКИД»: «Каждое знание — превращать в деяние». То есть, делая что-то интересное и нужное другим, ребенок приобретает новые знания, используя ранее полученные, а заодно — ставит цели и достигает их, учится анализировать сделанное, работать с разными источниками информации.
На днях губернатор сказал, что будущее Петербурга — школы без мела, электронные дневники и президентский лицей для самых одаренных детей Северо-Запада, но мел и электронные оценки — только внешняя сторона дела, одна из технических составляющих учебного процесса, а президентский лицей — далеко не для всех…
Интересно, что на традиционном августовском педсовете Валентина Матвиенко заявила, что сдача экзаменов в форме ЕГЭ — способ увидеть проблемы в образовании, и привела пример: если в городе восемь школ с углубленным изучением испанского языка, то почему в рамках единого госэкзамена по выбору никто не сдавал этот испанский? «Зачем тогда нужны эти школы?» — задала вопрос губернатор, пообещав предъявлять повышенные требования к статусным школам.
Но ведь в северной столице отсутствуют школы с углубленным изучением русского языка, хотя среди дисциплин ЕГЭ этот предмет — в числе обязательных, и, судя по прошлогодним результатам экзамена, такие образовательные учреждения уже пора открывать.
Репетиторство превращается в монстра
ЕГЭ не только помог увидеть проблемы в образовании, но и усугубил их: в частности, превращая в настоящего монстра вспомогательную индустрию услуг по сдаче единого госа. Эксперты подсчитали, что если в 2004 году услуги школьного репетитора начинались со 140 рублей в час, то теперь начинаются чаще всего с 500.
Появились и платные центры подготовки к экзамену. Рособрнадзор высказался против платной подготовки к ЕГЭ, и глава этого ведомства Любовь Глебова заявила, что пора «способствовать тому, чтобы в вузах не было соблазна за деньги давать то, что положено давать в школе, — а именно ужесточить правила лицензирования подготовительных курсов при вузах. И еще лишать части зарплаты учителей, которые занимаются репетиторством со своими учениками за деньги». Но вот вопрос: каким образом это отслеживать?
Традиционными остаются и проблемы со школьными кадрами. Особенно, по словам чиновников, трудности характерны для начальной школы: одна из главных причин — слишком низко оценивает государство их труд. Это плачевно еще и потому, что первоклашкам требуется повышенное внимание, и они часто бывают не готовы к школьному старту. Свои первые уроки дети по большей части получают от детсадовских педагогов. Но проблемы устройства в детские дошкольные учреждения Петербурга все еще актуальны.
Петербургские власти обещают, что в новом учебном году в городских детских садах появится 9,7 тысячи новых мест. Вместе с тем в десяти районах Петербурга сохраняется очередь (по оценкам чиновников, около 4 тысяч), причем мамам часто приходится слышать: вряд ли попадете в этом году, рассчитывайте на следующий. Особенно остро проблема стоит в Приморском, Выборгском и Колпинском районах. То, что напряженность сохранится, подтверждают демографические прогнозы: наплыв дошколят ожидается до 2013 года.
Реальностью стала смена 25 директоров петербургских школ. Как утверждают в Комитете по образованию, кадровые замены связаны преимущественно с выходом директоров на пенсию — можно считать, что они провалили свой ЕГЭ для руководства.
В целом авторам российских образовательных реформ оценок сегодня никто не ставит — их никто не заставляет сдавать единый госэкзамен, но, безусловно, оценку выставит время.
Евгения ДЫЛЕВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
Справка «Новой»
По результатам опросов фонда «Общественное мнение», уровень школьного образования считают высоким меньше 10% россиян, удовлетворительную оценку системе ставят 35%. На двойку и единицу («плохо» и «очень плохо») оценивают ее 40% сограждан.