Бумажные баррикады на пути русского фашизма
В новой книге Нины Катерли — «последовательного борца против русского нацизма» (по выражению Бориса Стругацкого) и лауреата многих литературных премий, — которую она представляла во вторник в Санкт-Петербургском ПЕН-клубе, собраны ее публицистические статьи более чем двух десятилетий.
Вышла новая книга известной петербургской писательницы Нины Катерли
Сборник статей охватывает период с 1988 по 2010 год и повествует о родившемся и на глазах набирающем силу фашизме, о ксенофобии, направленной теперь не только на евреев, преследовавшихся и в царской, и в советской России, но и на кавказцев, выходцев из Средней Азии, и вообще на людей «не той» крови или «не того» цвета кожи. Писательница обсуждает проникновение в нашу жизнь метастаз сталинизма, арестов и судов над неугодными по сфальсифицированным делам, ошибки, в свое время допущенные пришедшими на короткое время к власти либералами и демократами, отношение к общественной жизни и друг к другу людей, так и не ставших гражданами, а остающихся подданными, «населением».
Многие из статей, вошедших в сборник, в свое время становились событиями в общественной жизни. И самая первая — знаменитая «Дорога к памятникам», напечатанная в 1988 году в «Ленинградской правде»: тогда она произвела на ленинградскую (и не только ленинградскую) интеллигенцию оглушительное впечатление.
Первой в городе и в стране Нина Катерли поняла надвигающуюся опасность отечественного фашизма — и первой забила тревогу. Тогда в Ленинграде начались печально известные митинги «Памяти» в Румянцевском саду, на которых ораторы взахлеб объясняли, что все беды России — от «инородцев»: большей частью от евреев, а также латышей и прочих лиц «некоренной национальности». А настольной книгой для них стала выпущенная в 1975 году при поддержке обкома КПСС и лично первого секретаря Григория Романова книга А. Романенко «О классовой сущности сионизма», где зоологический антисемитизм автора лишь слегка маскировался под обликом «антисионизма». Романенко подал на Катерли в суд, обвинив ее в клевете, но потерпел сокрушительное поражение. А слова, завершающие статью, оказались, увы, пророческими.
— Уже тогда для внимательного наблюдателя, — скажет в предисловии к книге доктор исторических наук и известный эксперт по делам о разжигании межнациональной вражды Ирина Левинская, — было очевидно, что националистическая демагогия румянцевских ораторов стоит в начале дороги, которая ведет к убийствам на национальной почве.
«Эта дорога длинная, — напишет Катерли, — но «Память» уже вступила на нее». Дорога оказалась не слишком длинной — потребовалось не более десяти лет, чтобы по ней пройти. При этом долгое время российские власти относились со смертоубийственной толерантностью к разгулу насилия на национальной и расовой почве. И только за последние несколько лет ситуация начала медленно меняться…
«Когда я вижу книги такого ярко выраженного правозащитного содержания, как книга Нины Катерли, — заметил на презентации известный литературовед и председатель исполкома Санкт-Петербургского ПЕН-клуба Константин Азадовский, — я думаю, что великая традиция русской литературы от Радищева до Короленко заключается в том, что писатель у нас всегда был не только писателем, но и гражданином и по сути — правозащитником. Сейчас этой традиции следует лишь сравнительно небольшая группа писателей, возвышающих свой голос против безобразий, происходящих в стране. И книги, подобные книге Нины Катерли, и люди, подобные ей, представляют собой явление уникальное. Главная движущая сила ее творчества — совесть».
«Бесценным историческим источником» и «публицистикой высокого уровня» назвали книгу писатель Елена Чижова и правозащитник Юрий Вдовин, известный историк цензуры Арлен Блюм, координатор движения «За Россию без расизма» Александр Винников и другие. И буквально в каждом выступлении говорилось о том, что антифашистский пафос Катерли, увы, сохраняет актуальность и по сей день.
«Я долго думала, стоит ли выпускать такую книгу? — скажет Нина Катерли. — Ведь статьи эти написаны много лет назад. С тех пор появилась новая журналистика и новая публицистика, и она отличается от прежней. Да и проблемы были другие. Тогда мы думали: чья возьмет? Мы — или красные и черные? Не будет ли в стране президент фашист? Что будет со страной завтра? А таких проблем, как сейчас, со строительством башни Газпрома, тогда не было. Но потом я решила: нет, книга нужна! Ведь то, что я писала, отражает свой кусок истории».
Нина Катерли
Сборник статей охватывает период с 1988 по 2010 год и повествует о родившемся и на глазах набирающем силу фашизме, о ксенофобии, направленной теперь не только на евреев, преследовавшихся и в царской, и в советской России, но и на кавказцев, выходцев из Средней Азии, и вообще на людей «не той» крови или «не того» цвета кожи. Писательница обсуждает проникновение в нашу жизнь метастаз сталинизма, арестов и судов над неугодными по сфальсифицированным делам, ошибки, в свое время допущенные пришедшими на короткое время к власти либералами и демократами, отношение к общественной жизни и друг к другу людей, так и не ставших гражданами, а остающихся подданными, «населением».
Многие из статей, вошедших в сборник, в свое время становились событиями в общественной жизни. И самая первая — знаменитая «Дорога к памятникам», напечатанная в 1988 году в «Ленинградской правде»: тогда она произвела на ленинградскую (и не только ленинградскую) интеллигенцию оглушительное впечатление.
Первой в городе и в стране Нина Катерли поняла надвигающуюся опасность отечественного фашизма — и первой забила тревогу. Тогда в Ленинграде начались печально известные митинги «Памяти» в Румянцевском саду, на которых ораторы взахлеб объясняли, что все беды России — от «инородцев»: большей частью от евреев, а также латышей и прочих лиц «некоренной национальности». А настольной книгой для них стала выпущенная в 1975 году при поддержке обкома КПСС и лично первого секретаря Григория Романова книга А. Романенко «О классовой сущности сионизма», где зоологический антисемитизм автора лишь слегка маскировался под обликом «антисионизма». Романенко подал на Катерли в суд, обвинив ее в клевете, но потерпел сокрушительное поражение. А слова, завершающие статью, оказались, увы, пророческими.
— Уже тогда для внимательного наблюдателя, — скажет в предисловии к книге доктор исторических наук и известный эксперт по делам о разжигании межнациональной вражды Ирина Левинская, — было очевидно, что националистическая демагогия румянцевских ораторов стоит в начале дороги, которая ведет к убийствам на национальной почве.
«Эта дорога длинная, — напишет Катерли, — но «Память» уже вступила на нее». Дорога оказалась не слишком длинной — потребовалось не более десяти лет, чтобы по ней пройти. При этом долгое время российские власти относились со смертоубийственной толерантностью к разгулу насилия на национальной и расовой почве. И только за последние несколько лет ситуация начала медленно меняться…
«Когда я вижу книги такого ярко выраженного правозащитного содержания, как книга Нины Катерли, — заметил на презентации известный литературовед и председатель исполкома Санкт-Петербургского ПЕН-клуба Константин Азадовский, — я думаю, что великая традиция русской литературы от Радищева до Короленко заключается в том, что писатель у нас всегда был не только писателем, но и гражданином и по сути — правозащитником. Сейчас этой традиции следует лишь сравнительно небольшая группа писателей, возвышающих свой голос против безобразий, происходящих в стране. И книги, подобные книге Нины Катерли, и люди, подобные ей, представляют собой явление уникальное. Главная движущая сила ее творчества — совесть».
«Бесценным историческим источником» и «публицистикой высокого уровня» назвали книгу писатель Елена Чижова и правозащитник Юрий Вдовин, известный историк цензуры Арлен Блюм, координатор движения «За Россию без расизма» Александр Винников и другие. И буквально в каждом выступлении говорилось о том, что антифашистский пафос Катерли, увы, сохраняет актуальность и по сей день.
«Я долго думала, стоит ли выпускать такую книгу? — скажет Нина Катерли. — Ведь статьи эти написаны много лет назад. С тех пор появилась новая журналистика и новая публицистика, и она отличается от прежней. Да и проблемы были другие. Тогда мы думали: чья возьмет? Мы — или красные и черные? Не будет ли в стране президент фашист? Что будет со страной завтра? А таких проблем, как сейчас, со строительством башни Газпрома, тогда не было. Но потом я решила: нет, книга нужна! Ведь то, что я писала, отражает свой кусок истории».
Борис ВИШНЕВСКИЙ