Совсем обледенели
13 января в Петербурге погиб ребенок (уже второй за эту зиму). Десятки травмированных детей — в больницах. Покалеченных взрослых, по данным медиков, сотни, погибших — не меньше трех. Возраст пострадавших от падения с крыш льда и снега — от полугода (сосулька угодила в коляску) до 97 лет.
Двадцатикилограммовая глыба льда (по словам очевидцев, размером с дверь) упала на шестилетнего Ваню Завьялова с высоты пятиэтажного дома. Он не играл под крышей здания, не стоял возле него даже двух минут. Мальчик вместе с бабушкой направлялся в поликлинику за справкой для детского сада. Пожилая женщина и ребенок около 11.30 утра вышли из подъезда и зашагали по расчищенной пешеходной дорожке вдоль дома. Другого пути, свободного от снега, здесь не было. А этот — опасный — участок до происшествия никто не потрудился огородить.
Через час после трагедии коммунальщики говорили, что «просто не успели выставить ограждение». Но после смерти Вани им хватило считанных минут, чтобы натянуть специальные бело-красные ленты, предупреждающие об опасности. Раньше их (этих минут) не нашлось, хотя коммунальщики признаются, что крышу дома на проспекте Стачек, 28, чистили с 8 января. До конца очистить не успели. Кто конкретно и как убирал кровлю, теперь выясняет следствие.
…После падения ледяной глыбы бабушка подхватила внука и кинулась в ту же поликлинику (рядом — на проспекте Стачек, 34), куда они не дошли. Прохожие помогли донести мальчика до врачей.
– Ребенка принесли в очень тяжелом состоянии, — рассказала «Новой» заведующая детской поликлиникой № 21 Маргарита Битюкова. — Он получил травмы, не совместимые с жизнью. Реанимационные мероприятия проводили три врача, но спасти Ивана не удалось. Сердце малыша остановилось через четыре минуты после того, как его доставили к нам.
Еще через минуту не выдержало сердце бабушки: из поликлиники «скорая» увезла ее с сердечным приступом.
На месте ЧП в это время уже работали следователи. Уголовное дело возбудили спустя два часа после гибели мальчика по ст.109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» (лишение свободы на срок до двух лет). Обвинение пока никому не предъявлено.
В тот же день под крышей дома № 28 на проспекте Стачек встретились все чиновники городского и районного масштаба: от начальника Жилкомсервиса № 2, которому и предписано чистить кровлю, до вице-губернатора Петербурга Алексея Сергеева. Едва они собрались, к дому приехал трактор, чтобы «провести уборку снега». Коммунальщики так и не поняли, почему эксперты-криминалисты, изучающие следы падения и пятна крови на снегу, не оценили их трудовой порыв, выпроводив с бранью.
Власти незамедлительно (на месте гибели ребенка!) пообещали помочь семье с похоронами:
– Мы соболезнуем трагедии. Родственникам будет оказана всесторонняя помощь, — заверил заместитель главы Кировского района Василий Осипов.
– Город тоже не останется в стороне, — добавил вице-губернатор Сергеев. — Поможем всем, чем необходимо.
– Правда, пока родственники к нам не обращались, — отметили высокопоставленные «благодетели».
Лучше поехали бы в больницу и сказали все это в глаза бабушке Вани, четыре года назад потерявшей дочь и зятя и воспитывавшей единственного внука. Или, применив свои ораторские таланты, помогли бы воспитателям в детском саду (единственный психолог сейчас не справляется), объяснили бы, почему никогда больше не придет в садик Ваня, который, говорят его друзья, «был добрый, не жадный, всем помогал, дарил свои игрушки». Любил конфеты и девочку Соню — носил ее рюкзак…
В минувшее воскресенье Ваню похоронили.
К этому моменту чиновники все еще не разобрались, кто должен был чистить злополучную крышу, почему на ней оказались колоссальные наледи и кто виноват в смерти ребенка.
Чуть больше удалось следователям. Они узнали, что кровлей на проспекте Стачек, 28, занимались сразу три фирмы. Ответственное за ее состояние — ОАО «Жилкомсервис-2» Кировского района Петербурга, которое перепоручило крышу подрядной организации ООО «Альфа-Строй-7», а та, в свою очередь, привлекла к выполнению работ субподрядчика ООО «Стройгарант». Попутно выяснилось, что в отношении Жилкомсервиса № 2 и его начальника Вадима Широкова уже расследуется одно уголовное дело — о подделке подписей жильцов.
Но главное — следственные органы констатировали, что причиной гибели мальчика явилась не его собственная неосторожность или недосмотр взрослых, а преступная халатность ответственных лиц. Лица устанавливаются.
13 января к прокурору Петербурга Сергею Зайцеву обратилась депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева. Она потребовала немедленно привлечь к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей губернатора Петербурга Валентину Матвиенко, вице-губернатора Алексея Сергеева и главу Кировского района Алексея Кондрашова. Последний, пытаясь оправдать Матвиенко, обвинил Дмитриеву в «политическом пиаре».
Градоначальница хранила молчание двое суток. 15 января Валентина Матвиенко развела руками: «У органов исполнительной власти недопустимо мало рычагов воздействия на частные компании в сфере ЖКХ».
Алексей Кондрашов добавил:
– За обслуживание жилых домов отвечают управляющие компании. И деньги за обслуживание жильцы платят им, а не в бюджет. С начала зимы управляющей компании, отвечающей за дом, где произошло несчастье, было дополнительно выделено 8 млн бюджетных рублей — только на очистку кровель. (При этом как-то забыв, что все эти пресловутые управляющие компании создаются чиновниками ДЭЗов и управ, чтобы пилить коммунальные бюджеты.)
А губернатор посоветовала петербуржцам «без крайней необходимости не выходить на улицы, чтобы избежать травм от падающих сосулек». В декабре, когда власти так же безуспешно боролись с последствиями снегопадов, Матвиенко призывала привлечь к очистке города… студентов, курсантов и бомжей.
Кроме того, Валентина Ивановна в очередной раз повторила, что «нынешнюю зиму можно без преувеличения назвать аномальной, поскольку никогда в городе на Неве не выпадало столько снега». Но горожане не страдают забывчивостью: прошлая зима, да и позапрошлая тоже выдались «аномальными» и «непредсказуемыми». Таким же «аномальным» было и лето — с его жарой и лесными пожарами, и весна — с таянием снежных завалов и разливом рек, и осень — с подготовкой к холодам и вечно дырявыми трубами. И на этом унылом фоне лично мне аномальной уже представляется власть, которая в любое время года свой непрофессионализм, недееспособность и неповоротливость объясняет исключительно «происками» природы.
ПОД ТЕКСТ
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы, председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Санкт-Петербурге:
— Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ и местными органами определены несколькими законами. В частности, 95-м и 131-м Федеральными законами. В Санкт-Петербурге фактически соединены функции органов местного самоуправления и субъекта Федерации в правомочиях администрации города. Согласно 95-му ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения и ликвидации их последствий. То, что в Санкт-Петербурге творится уже вторую зиму подряд, иначе как чрезвычайной ситуацией не назовешь. И именно в компетенцию администрации Петербурга входит и предупреждение таких ситуаций, и ликвидация их последствий.
Функцией органов власти субъекта Федерации также является осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений, контроль за качеством, объемом и порядком предоставления коммунальных услуг согласно требованиям законодательства. Таким образом, ответственность за ненадлежащий контроль за уборкой придомовых территорий, очистку кровли, снежные завалы на улицах города, приводящие к травмированию и гибели людей, полностью лежит на органе исполнительной власти субъекта Федерации, то есть на администрации районов и правительстве города.
Управляющие компании в Санкт-Петербурге в большинстве случаев являются ГУПами или акционерными обществами со стопроцентной или значительной долей собственности государства в лице субъекта Федерации, что означает, что городские власти могут в полном объеме контролировать деятельность этих организаций и качество предоставляемых ими населению услуг. Формирование этих структур и программа их приватизации также проводились под контролем городской исполнительной власти.
В случае с произошедшей в Кировском районе трагедии, как следует из документации, расходы на уборку крыши выделялись из средств, которые выделил субъект Федерации, тендер на привлечение подрядчиков к выполнению работ проводили власти Петербурга, а значит, власти впрямую несут ответственность за качество работ, выполненных нанятым по тендеру подрядчиком.
Нина Петлянова,
Фото на 1-й полосе — Михаила Масленникова
Фото Вани Завьялова предоставлено телекомпанией «100 ТВ»