Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Любовь по-итальянски

13 марта 2003 10:00

С 4 по 12 марта в Доме кино прошел фестиваль N.I.C.E. «Новое кино Италии», оказавшийся неожиданным открытием для киногурманов.





Попытайтесь-ка быстренько вспомнить парочку новых итальянских фильмов. Оскароносная «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи да «Мадена» Джузеппе Торнаторе - вот, пожалуй, и весь список. Разве что какие-нибудь очередные «Порочные отношения», осененные Тинто Брассом, дополнят его. Ларчик открывается просто. Пространство, некогда завоеванное итальянским кинематографом под знаменем неореализма на наших экранах, в течение долгого времени зияет обескураживающей пустотой. Но шесть лет назад произошло событие, которому суждено было стать поворотным в сложившихся обстоятельствах. В мае 1998 года фестиваль N.I.C.E. (New Italian Cinema Events), представляющий новых итальянских режиссеров и их фильмы во всем мире, прорвался в Москву. Директору столичного Музея кино Науму Клейману всегда удавались чудеса, и способность эта, очевидно, дана ему за долгое, верное и самоотверженное служение искусству. Событие стало ежегодным и сразу же приобрело ранг культового. На ежегодные программы N.I.C.E. в Московский Государственный музей кино нынче попасть очень даже нелегко.
Пришло время «перейти Рубикон» и Санкт-Петербургу. Встреча директора Петербургского музея кино Игоря Холодова с координатором N.I.C.E. в России Эуженией Гальгльяноне летом прошлого года поставила все на свои места: отныне Новому кино Италии в Питере быть. Программа, которую петербуржцы увидели в марте, до этого была показана в США - в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Параллельно ее посмотрели и москвичи. Все фильмы, демонстрировавшиеся в Доме кино, были представлены авторами, а после просмотров зрители и журналисты смогли пообщаться с режиссерами, продюсерами и организаторами фестиваля. Как подчеркнула директор N.I.C.E. Вивиана дель Бьянко, молодые кинематографисты едут в Россию с большим воодушевлением, ведь в последнее десятилетие итальянское кино словно вернулось к своим истокам, и теперь сможет внести достойный вклад в культурную жизнь Северной Венеции.
При отборе фильмов 2002 года перед оргкомитетом фестиваля стоял непростой вопрос - какой предстанет перед российским зрителем Италия? Подводя итог дискуссиям, председатель отборочной комиссии Марио Сести сформулировал ответ: «Италия, отразившаяся в зеркале отобранных фильмов, - это страна, где люди, скорее, переживают отсутствие возвышающих душу эмоций, чем материальное неблагополучие». В программе были представлены разные жанры, но для открытия фестиваля, отдавая дань традиции и как бы перебрасывая мост из прошлого в будущее, флорентийцы подобрали старую добрую ленту известного режиссера Пьетро Джерми «Злосчастный обман» (1959), снятую по роману Эмилио Гадда «Эта нехорошая история, случившаяся на улице Мерулана». В ней, продемонстрировав большой актерский талант, главную роль сыграл сам Джерми, а компанию ему составила юная Клаудиа Кардинале. Этот фильм буквально до первозданного состояния восстановлен организацией, занимающейся спасением золотого фонда итальянского кино, что с восхищением было отмечено местными кинознатоками. Вот еще один пример будничного и в то же время бережного отношения к своим национальным сокровищам.
Что же касается дня сегодняшнего, то дискуссии, состоявшиеся после просмотров, определили ряд вопросов, актуальных, на мой взгляд, не только для итальянского, но и для российского кино. Это кризис киноиндустрии на фоне голливудской экспансии, поиск нового киноязыка, кристаллизация молодого поколения режиссеров, борьба новых авторов за свою творческую независимость в условиях монополии художественно дезориентированного рынка. Оказалось, что в стране есть свои «невыездные» режиссеры (такие как Нанни Моретти, обладатель «Пальмовой ветви» позапрошлых Канн), которые стоят в оппозиции к правительству, есть политико-коммерческие «прокрустовы» форматы, по сути, замещающие цензуру... В общем, все как у людей.
Молодые авторы представленных в Петербурге и Москве фильмов черпают свои темы из жизни, а героев находят в окружающей всех нас действительности. Здесь и подростки, наблюдающие заблуждения мира взрослых, в светлой и немного грустной истории «Это нечестно» Антоньетты Де Лилло, и экс-звезды, переживающие крушение карьеры из «Лишнего человека» Паоло Соррентино, и преуспевающие буржуа «Южных морей» Марчелло Чезены, осознавшие пошатнувшийся уклад жизни, и маргиналы, ищущие справедливости в «Возвращении» Франко Анджели и психологическом репортаже Марко Симона Пуччони «То, что ты ищешь», и просто колготящиеся влюбленные всех мастей в ярких комедиях Франческо Аполлони и Джулио Манфредониа «Скажите, умоляю, правду о любви» и «Будь я на твоем месте». Весь этот итальянский караван, дошедший до Дома кино неделю назад, каждый вечер давал свои представления под аплодисменты публики, и вот вчера снялся со стоянки и взял курс к старым и вечно новым итальянским берегам. А российские прокатчики уже приобрели права на показ двух комедий: «Будь я на твоем месте» Джулио Манфредониа и «Южные моря» Марчелло Чезены. Ведут переговоры и о третьем фильме - драме «Лишний человек» неаполитанца Паоло Соррентино. Запомните эти имена.

Алексей НЕДВИГА