Между шахматами и боями без правил
Cегодняшние отношения Смольного и градозащитников стороны оценивают дипломатично, прибегая к разным художественным образам. «Это еще не штиль, но уже не шторм», — констатировала Валентина Матвиенко, выступая с отчетом в городском парламенте. «Это уже не бои без правил, но еще не шахматы», — отозвались визави губернатора за столом переговоров.
Губернатор сделала несколько неуверенных
шагов навстречу градозащитникам
Лучше меньше, да лучше
Повод для осторожного оптимизма есть. Результатом встреч градозащитников с губернатором станет большая прозрачность градостроительных решений.
Вскоре на портале http://rgis.spb.ru/ каждый сможет получить сведения, в чьей собственности находится объект, какие имеются обременения, какой высоты здания можно строить на участке, согласованы ли какие-то проектные решения и т. д. О том, что поручение губернатора уже подписано, на встрече с защитниками города в клубе «Зеленая лампа» рассказал вице-губернатор Игорь Метельский.
Два совета
Еще одним положительным сдвигом стала переработка положений об общественных советах — градостроительном и по сохранению культурного наследия. Первый возглавляет главный архитектор города, второй — губернатор. Советы не принимают юридических решений, а лишь выдают рекомендации. Но именно на них Смольный любит возлагать ответственность за «градостроительные ошибки».
Вопросы для обсуждения на советах традиционно отбирают чиновники. Их выбор зачастую вызывает у экспертов претензии: на анализ выносятся не серьезные градостроительные задачи, а локальные предложения по фасадам или комплексам на окраинах. А ни один из проектов, например на Невском проспекте, советы не обсуждали.
Кроме того, Юрий Митюрев, главный архитектор, так провел ротацию, что из состава Градсовета выпали главный разработчик высотных регламентов Борис Николащенко, обладающий стратегическим мышлением, и единственный представитель ВООПИиК профессор Владимир Лисовский.
Реформа Градсовета предусматривает избавление от «балласта» — численный состав сократится с 60 до 30 человек. В обновленную структуру войдут не только архитекторы, но и транспортники, знатоки инженерной инфраструктуры, экологи — в том числе предложенные общественными организациями.
О «доле» градозащитников в Градсовете директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов сказал:
— Градсовет не может подменять функции чиновников. Он лишь дает рекомендации, а власть вольна прислушаться к ним или нет. Наша задача — сделать его рекомендации настолько авторитетными, компетентными и убедительными, чтобы их нельзя было проигнорировать. Обеспечив при этом максимальную гласность.
Ни сносу без спросу, ни нового строительства
Достигнута договоренность и о том, что отныне ни одно здание в границах охранных зон не будет снесено без предварительного обсуждения с участием градозащитников. А разработанные ими предложения по процедуре признания домов аварийными учтут в новом положении, сообщил Игорь Метельский.
Также решено отказаться от практики, при которой по просьбе инвесторов вносились изменения в ранее согласованные экспертизы по сносу объектов. Например, компания «АвтоКомБалт» имела право реконструировать Литературный дом при условии сохранения фасада, однако полностью уничтожила историческое здание. Столь кардинальную метаморфозу служба Госстройнадзора расценила как допустимое отступление от ранее согласованного решения.
Теперь, пообещал вице-губернатор, чохом удовлетворять просьбы застройщиков не станут.
— Впредь будем отсекать обращения, предполагающие существенные отступления от согласованных экспертиз, и принимать к рассмотрению только не существенные, — заявил Игорь Метельский.
Комитет по градостроительству и архитектуре начал ревизию градостроительных планов. Те из них, по которым разрешение на строительство не было выдано до вступления в силу законов о Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) и о границах зон охраны (№ 820), подлежат отмене. Ревизию намереваются завершить уже в апреле.
— Решение Верховного суда, отменившее действие этих городских законов в части высотных регламентов для зон регулирования застройки, требуется исполнять, — пояснил вице-губернатор. — Вносить изменения в закон № 820 мы не имеем права. По процедуре, определенной соответствующим постановлением федерального правительства, положено в целом отменять прежний закон и принимать новый.
Дело это небыстрое (на подготовку и согласование первой версии потребовалось три года). Но в Смольном не теряют надежд на то, что все-таки удастся обойтись поправками — если Москва примет его предложение и согласится решить этот вопрос совокупно с корректировкой статуса исторического поселения. Если в федеральном законодательстве будут четко прописаны охранные зоны, тогда обнулять целиком петербургский закон-820 не придется, надеется Игорь Метельский.
Маневры с историческим поселение
Кстати, на пресс-конференции выяснилось, что Валентина Ивановна явно поторопилась, заявив о том, будто градозащитники поддержали позицию петербургских властей по статусу исторического поселения. Как пояснил зампредседателя ВООПИиК Александр Кононов, каждая из сторон направила в Министерство культуры свои предложения. И хотя «между ними нет каменной стены», все же определенные расхождения имеются.
— Мы тоже признаем, что федеральный закон в этой части прописан весьма слабо, — разъясняет Александр Карпов. — Там Петербург полностью признается историческим поселением, без выделения его ценных объектов. Однако мы предлагаем считать таковыми не только отдельные здания-памятники и зоны охраны вокруг них, но и градоформирующие элементы — историческую планировку, ландшафт, панорамы и так далее. Их тоже должен вобрать в себя историко-культурный опорный план, которому надо придать адекватный юридический статус. То, что окажется внутри закрепленных этим планом границ, получит дополнительную защиту — градостроительную документацию для таких территорий и нужно будет согласовывать с уполномоченным федеральным органом охраны памятников. Данные из опорного плана должны быть перенесены в градпланы земельных участков. Их владельцам, застройщикам изначально будет понятно, что тут можно, а чего нельзя делать.
Смольный же продолжает настаивать на том, что те субъекты, которые приняли свое охранное законодательство, имеют право на особое положение.
— Зачем им еще что-то дополнительно согласовывать? — недоумевает Игорь Метельский.
Но упомянутое решение Верховного суда свидетельствует как раз о том, что самодеятельность петербургских властей, удовлетворяющая запросы инвесторов, вовсе не обеспечивает наследию надежной защиты. По инициативе партии «Яблоко» практике реализации закона-820 будут посвящены депутатские слушания. Что позволит проанализировать накопленный опыт и осмыслить претензии всех сторон к этому закону. Как сообщил лидер петербургского «Яблока» Максим Резник, губернатор Валентина Матвиенко пообещала оказать содействие в проведении таких слушаний.
Будет продолжено и публичное обсуждение городского закона о региональных нормативах градостроительного проектирования. Планируется провести масштабную конференцию с участием архитекторов, девелоперов, представителей обеих ветвей власти и граждан.
Лучше меньше, да лучше
Повод для осторожного оптимизма есть. Результатом встреч градозащитников с губернатором станет большая прозрачность градостроительных решений.
Вскоре на портале http://rgis.spb.ru/ каждый сможет получить сведения, в чьей собственности находится объект, какие имеются обременения, какой высоты здания можно строить на участке, согласованы ли какие-то проектные решения и т. д. О том, что поручение губернатора уже подписано, на встрече с защитниками города в клубе «Зеленая лампа» рассказал вице-губернатор Игорь Метельский.
Два совета
Еще одним положительным сдвигом стала переработка положений об общественных советах — градостроительном и по сохранению культурного наследия. Первый возглавляет главный архитектор города, второй — губернатор. Советы не принимают юридических решений, а лишь выдают рекомендации. Но именно на них Смольный любит возлагать ответственность за «градостроительные ошибки».
Вопросы для обсуждения на советах традиционно отбирают чиновники. Их выбор зачастую вызывает у экспертов претензии: на анализ выносятся не серьезные градостроительные задачи, а локальные предложения по фасадам или комплексам на окраинах. А ни один из проектов, например на Невском проспекте, советы не обсуждали.
Кроме того, Юрий Митюрев, главный архитектор, так провел ротацию, что из состава Градсовета выпали главный разработчик высотных регламентов Борис Николащенко, обладающий стратегическим мышлением, и единственный представитель ВООПИиК профессор Владимир Лисовский.
Реформа Градсовета предусматривает избавление от «балласта» — численный состав сократится с 60 до 30 человек. В обновленную структуру войдут не только архитекторы, но и транспортники, знатоки инженерной инфраструктуры, экологи — в том числе предложенные общественными организациями.
О «доле» градозащитников в Градсовете директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов сказал:
— Градсовет не может подменять функции чиновников. Он лишь дает рекомендации, а власть вольна прислушаться к ним или нет. Наша задача — сделать его рекомендации настолько авторитетными, компетентными и убедительными, чтобы их нельзя было проигнорировать. Обеспечив при этом максимальную гласность.
Ни сносу без спросу, ни нового строительства
Достигнута договоренность и о том, что отныне ни одно здание в границах охранных зон не будет снесено без предварительного обсуждения с участием градозащитников. А разработанные ими предложения по процедуре признания домов аварийными учтут в новом положении, сообщил Игорь Метельский.
Также решено отказаться от практики, при которой по просьбе инвесторов вносились изменения в ранее согласованные экспертизы по сносу объектов. Например, компания «АвтоКомБалт» имела право реконструировать Литературный дом при условии сохранения фасада, однако полностью уничтожила историческое здание. Столь кардинальную метаморфозу служба Госстройнадзора расценила как допустимое отступление от ранее согласованного решения.
Теперь, пообещал вице-губернатор, чохом удовлетворять просьбы застройщиков не станут.
— Впредь будем отсекать обращения, предполагающие существенные отступления от согласованных экспертиз, и принимать к рассмотрению только не существенные, — заявил Игорь Метельский.
Комитет по градостроительству и архитектуре начал ревизию градостроительных планов. Те из них, по которым разрешение на строительство не было выдано до вступления в силу законов о Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) и о границах зон охраны (№ 820), подлежат отмене. Ревизию намереваются завершить уже в апреле.
— Решение Верховного суда, отменившее действие этих городских законов в части высотных регламентов для зон регулирования застройки, требуется исполнять, — пояснил вице-губернатор. — Вносить изменения в закон № 820 мы не имеем права. По процедуре, определенной соответствующим постановлением федерального правительства, положено в целом отменять прежний закон и принимать новый.
Дело это небыстрое (на подготовку и согласование первой версии потребовалось три года). Но в Смольном не теряют надежд на то, что все-таки удастся обойтись поправками — если Москва примет его предложение и согласится решить этот вопрос совокупно с корректировкой статуса исторического поселения. Если в федеральном законодательстве будут четко прописаны охранные зоны, тогда обнулять целиком петербургский закон-820 не придется, надеется Игорь Метельский.
Маневры с историческим поселение
Кстати, на пресс-конференции выяснилось, что Валентина Ивановна явно поторопилась, заявив о том, будто градозащитники поддержали позицию петербургских властей по статусу исторического поселения. Как пояснил зампредседателя ВООПИиК Александр Кононов, каждая из сторон направила в Министерство культуры свои предложения. И хотя «между ними нет каменной стены», все же определенные расхождения имеются.
— Мы тоже признаем, что федеральный закон в этой части прописан весьма слабо, — разъясняет Александр Карпов. — Там Петербург полностью признается историческим поселением, без выделения его ценных объектов. Однако мы предлагаем считать таковыми не только отдельные здания-памятники и зоны охраны вокруг них, но и градоформирующие элементы — историческую планировку, ландшафт, панорамы и так далее. Их тоже должен вобрать в себя историко-культурный опорный план, которому надо придать адекватный юридический статус. То, что окажется внутри закрепленных этим планом границ, получит дополнительную защиту — градостроительную документацию для таких территорий и нужно будет согласовывать с уполномоченным федеральным органом охраны памятников. Данные из опорного плана должны быть перенесены в градпланы земельных участков. Их владельцам, застройщикам изначально будет понятно, что тут можно, а чего нельзя делать.
Смольный же продолжает настаивать на том, что те субъекты, которые приняли свое охранное законодательство, имеют право на особое положение.
— Зачем им еще что-то дополнительно согласовывать? — недоумевает Игорь Метельский.
Но упомянутое решение Верховного суда свидетельствует как раз о том, что самодеятельность петербургских властей, удовлетворяющая запросы инвесторов, вовсе не обеспечивает наследию надежной защиты. По инициативе партии «Яблоко» практике реализации закона-820 будут посвящены депутатские слушания. Что позволит проанализировать накопленный опыт и осмыслить претензии всех сторон к этому закону. Как сообщил лидер петербургского «Яблока» Максим Резник, губернатор Валентина Матвиенко пообещала оказать содействие в проведении таких слушаний.
Будет продолжено и публичное обсуждение городского закона о региональных нормативах градостроительного проектирования. Планируется провести масштабную конференцию с участием архитекторов, девелоперов, представителей обеих ветвей власти и граждан.
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА