Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«лахта-центр»: повторение пройденного

18 апреля 2011 10:00

Архитектурная концепция нового газпромовского проекта в Лахте будет создаваться на основе «Охта-центра» — правда, «с учетом необходимости адаптации к новому месту расположения, конфигурации участка и функционального назначения проекта». Об этом в пятницу заявили представители ОДЦ «Охта».

В Газпроме собираются дважды войти в одну и ту же реку





Небывалое — бывает?
Комитет по градостроительству и архитектуре уже издал распоряжение № 941 от 5 апреля — «О подготовке документации по планировке территории, ограниченной проектируемой улицей, Высоковольтной улицей, береговой линией Невской губы в Приморском районе Санкт-Петербурга». Проект должен быть разработан в течение года — до апреля 2012-го. К планировке территории, как сообщает пресс-служба «Охта-центра», будут привлечены российские и зарубежные фирмы.
Исполнительный директор ОДЦ «Охта» Александр Бобков заявляет, что в Лахте будет создан «принципиально новый с точки зрения организации городской среды и качества жизни район за чертой плотной городской застройки» и что это будет «реальная возможность создать точку притяжения, альтернативную центру города». И далее — о том, что проект «создаст условия для развития бизнеса, а значит, появления эффективных рабочих мест, которые, в свою очередь, обеспечат дополнительные поступления в городской бюджет», а также задаст «новый вектор в развитии города с точки зрения внедрения инноваций, энергосбережения и экологии». Заметим, что почти то же самое ранее говорилось об «Охта-центре»…
В конце марта ОДЦ «Охта» заказал ряду организаций (в том числе ЗАО «Петербургские дороги», НИПИ «Град» и ГУП «Ленгипроинжпроект») разработку вариантов схем транспортного обеспечения в районе Лахты. При этом должна быть учтена связь территории планируемого строительства с Западным скоростным диаметром, Кольцевой автодорогой, Приморским шоссе и Приморским проспектом, предусмотрена возможность использования железнодорожного и водного транспорта. А в начале апреля компания объявила о проведении отбора предложений на право заключения договора на выполнение инженерно-геодезических изысканий на этом участке.
Так что подготовка к появлению «Лахта-центра» идет — но уже вызывает немало вопросов.
Наиболее любопытно, конечно, заявление об использовании в Лахте концепции «Охта-центра». Потому что еще живы те, кто помнит, как на протяжении нескольких лет представители Газпрома уверяли нас, что место для строительства на Охтинском мысу было выбрано как единственно подходящее. Что 400-метровая башня может быть построена только здесь, и нигде больше. Что перенос ее невозможен, потому что уникальный проект был создан под конкретный участок. И т. д. и т. п.
В предпоследний раз они говорили об этом, отвечая Дмитрию Медведеву, который прошлой осенью заявил, что он бы легко предложил десяток других мест для башни. А в последний раз — устами Алексея Миллера — в декабре 2010 года, когда стало известно об отказе от «Охта-центра».
Тогда, помнится, Миллер, упрекнувший горожан в том, что они не оценили его великий замысел, заявлял, что у него есть предложения по строительству башни в Омске и Ереване. Но, видимо, не сложилось. А теперь выясняется, что проект не так уж и уникален и не так уж тесно привязан к Охте, если его можно «адаптировать» к Лахте. «Небывалое — бывает!» — как было написано на заборе несостоявшегося «Охта-центра»…

Палец на карте
С «адаптацией», заметим, будут трудности.
Трудность первая: существующие высотные ограничения. По Правилам землепользования и застройки, на купленной для строительства территории установлены высотные ограничения: не более 27 метров. И это условие в соответствии с Градостроительным кодексом обязаны учесть при разработке проекта планировки территории, где должны быть указаны плотность и параметры застройки. А потому заложить в проект появление даже 20-этажного здания (не говоря уже о небоскребе) в принципе невозможно.
Трудность вторая: экология. По словам известного орнитолога, профессора, заведующего лабораторией экологии и охраны птиц Биологического НИИ Санкт-Петербургского госуниверситета Георгия Носкова, на прибрежных мелководных участках Невской губы во время миграции ежегодно скапливаются десятки и сотни тысяч разных видов водоплавающих птиц, которым лететь дальше на восток мешают городские строения. До последнего времени облет города с северной стороны в направлении Ладожского озера они начинали через зеленую зону Юнтоловского заказника.
— Поэтому строительство высотных зданий должно оказать негативное влияние на процесс старта водоплавающих птиц с акватории Невской губы, — говорит Носков. — Каков будет размер этого влияния, с одной стороны, будет зависеть от высоты и расположения строений, а с другой стороны — от современного распределения мигрантов на стоянках в Невской губе. Последний вопрос требует тщательного исследования. Мы надеемся, что он до начала проектирования будет обсуждаться с представителями Газпрома, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности, будут проведены соответствующие исследования и в случае строительства будут найдены решения по минимизации ущерба, а также по компенсации негативного влияния этого строительства.
Трудность третья: грунты. Территория на Лахте, которую приобрел «Охта-центр», — это бывшее болото, которое было осушено, снято, а затем были проведены намывные работы. Между тем, по мнению экспертов, участки под болотами непригодны для строительства высотных зданий: как правило, грунты под ними навсегда сохраняют самые негативные характеристики. К тому же, говорят ученые (подробные данные по этому участку «Новой газете» обещали вскоре предоставить), внизу под местом строительства находится плывун. В общем, грунт там еще хуже, чем на Охтинском мысу (где практически не было заболоченности). Кто посоветовал Газпрому выбрать этот участок — неизвестно, но с наиболее известными специалистами в этой области (такими как профессор Горного университета Регина Дашко) они, по данным «Новой», не советовались. Видимо, ткнули пальцем в карту и выбрали удачное, с их точки зрения, место…
— Подождем до появления архитектурной концепции строительства в Лахте, — говорит сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис, — и тогда будем оценивать ее более предметно. Если речь будет идти о небоскребе — в первую очередь надо выяснить мнение специалистов относительно технической возможности строительства. Конечно, построить высотное здание можно и в заведомо непригодном месте, потратив на это гигантские деньги. Но если Газпром будет готов швырять на новый небоскреб десятки миллиардов рублей, мы поставим вопрос: разве доходы от продажи газа являются личной собственностью господина Миллера?

Борис ВИШНЕВСКИЙ