Цена одного окрика
К увеличению цен на бензин петербургские автомобилисты уже давно привыкли. Но дефицита топлива в регионе не наблюдалось с конца 1990-х годов. Ряд заправок в городе и области закрылись, некоторые стали вводить ограничения на отпуск бензина.
Петербург не случайно был выбран местом проведения экстренного заседания Российского топливного союза (РТС): из всех регионов европейской части России северная столица страдает от бензинового кризиса больше других. Глава РТС Евгений Аркуша не решился назвать вслух виновника происходящего, но слова «административное вмешательство» звучали в докладе не раз.
Речь идет о совещании 9 февраля, на которое Владимир Путин собрал энергетиков и нефтяников и потребовал снизить розничные цены на заправках. Мотивы премьера понятны: в предвыборный год автомобилисты, которые не раз доказывали, что способны стать общественной силой, должны быть спокойны. Но время для подобных окриков было выбрано крайне неудачно.
Во-первых, с января был повышен акциз на бензин — в среднем с 3,7 до 5,9 тыс. рублей за тонну. Что означало повышение розничной цены примерно на три рубля за литр. Во-вторых, одновременно — тоже с 1 января — был введен новый стандарт на бензин — евро-3, более экологически чистый, чем евро-2. Подготовка к этому длилась много лет, и в реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов вкладывались миллиарды рублей. Для нефтяников пришла пора отбивать затраты.
Наконец, февраль — это почти посевная кампания. Каждая крупная нефтяная компания добровольно- принудительно обязалась предоставлять солярку аграриям по цене на 30% ниже рыночной. Компенсировать «подарок» агропрому нефтяники могли на свободном бензиновом рынке.
Легче закрыться, чем торговать в убыток
Крупные нефтяные компании поступили просто. Если государство закручивает гайки, они устремляют взор на внешний рынок. Вице-президент ЛУКОЙЛа Вадим Воробьев признал, что у крупных нефтяников доля экспорта после совещания у Путина выросла в 1,5–2 раза. Правда, оговорился, что к его компании это не относится. В правительстве тоже заметили необузданный рост экспорта бензина (по данным Минэнерго, он достиг 67%) и с мая повысили экспортную пошлину.
После этого началось самое любопытное. Экспорт для вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК – компания полного цикла: от разведки до продажи на заправках) стал так же малорентабелен, как и продажи внутри страны. И крупнейшие игроки затеяли опасную игру. Путин требовал от них снизить цены в рознице — так они и поступили. Но в оптовом звене менять цену не стали. Между тем ВИНКам в Петербурге и Ленобласти принадлежит лишь 45% заправок, владельцами остальных 55% являются трейдеры, которые приобретают бензин у крупных игроков на оптовом рынке либо на бирже. Обе лавочки оказались прикрыты: в апреле ВИНКи начали разрывать договоры с независимыми трейдерами и перестали выставлять бензиновые лоты на биржу, хотя по закону это делать не могли.
По словам главы РТС Евгения Аркуши, сейчас независимым игрокам рынка топливо обходится на 5–6 тыс. рублей за тонну дороже, чем розничным подразделениям продавца. Это приводит к их неконкурентоспособности: потребитель неизбежно уйдет в «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, Роснефть, Сургутнефтегаз и т. п., где дешевле.
«Цены у независимых заправщиков выросли значительно. Теперь цену в рознице могут поднять и ВИНКи, и никто не сможет их обвинить. Это выгодно для производителей бензина, и возникает мысль, что кто-то организовал это сознательно. Сейчас легче остановить АЗС, чем заниматься убыточным бизнесом», — полагает президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. По сути, крупные нефтяные компании предъявили федеральным властям ультиматум: или вы освободите нас от административного давления, или мы поглотим мелких трейдеров и станем монополистами.
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов согласен, что происходящее можно охарактеризовать простым словом «монополия». «На рынке есть несколько компаний со всей цепочкой от скважины до заправки. Естественно, у них есть все преимущества перед остальными», — полагает Симонов. Главной проблемой, по его словам, является отсутствие в стране крупных независимых нефтеперерабатывающих заводов, которым все равно у кого приобретать нефть. «Поэтому нам нужно, чтобы появились независимые заправки, которые бы покупали бензин на общих условиях у нефтеперерабатывающих компаний», — заключает эксперт.
Невыгодно никому
В конце мая Олег Ашихмин передал в петербургское отделение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) жалобу на Роснефть, «Газпром нефть» и Киришиавтосервис (дочерняя структура Сургутнефтегаза), которые, по его мнению, занижают цены в рознице на 1,5 руб. за литр, что приведет к выдавливанию с рынка независимых операторов. Реакция местного отделения ФАС оказалась тихой. Его глава Олег Коломийченко на совещании РТС признал, что опасность потери розничных трейдеров стала реальностью, но развивать мысль не осмелился.
Зато его руководитель председатель ФАС Игорь Артемьев церемониться не стал. «Думаю, что основная причина заключается в том, что нефтяные компании решили проучить правительство: если оно будет каким-то образом от имени государства регулировать цены, то станут появляться дефициты, которые компании создавали умышленно», — заявил Артемьев, подтвердив версию, что со стороны нефтяников идет прямой шантаж правительства.
Глава ФАС инициировал внесение поправок в Налоговый кодекс. В частности, он предлагает снизить налоговую нагрузку для нефтяников по акцизам, если мировые цены на нефть превышают 90 долларов за баррель. Кроме того, Артемьев считает нужным отказаться от дальнейшего резкого повышения акцизов на автомобильное топливо (за три следующих года по планам правительства оно составит 77,5%), ограничившись ежегодной индексацией акцизов на уровне «инфляция минус 10%».
Впрочем, как государственный служащий высокого ранга Артемьев не имеет права говорить, кто именно спровоцировал происходящее. Никакого шантажа бы не случилось, если бы Владимир Путин не начал раньше времени предвыборную кампанию. Временной лаг от начала административного давления на нефтяной бизнес до роста цен и появления дефицита бензина составляет два-три месяца. Так, собственно, и произошло.
Но даже если бы Путин приказал нефтяникам снизить цены не в феврале, а в ноябре, это не спасло бы рынок от потрясений. Грядущий избирательный цикл — слишком длинный. Он закончится в марте 2012 года президентскими выборами. Нынешняя же ситуация невыгодна никому: крупные нефтяники вынуждены заниматься шантажом правительства, независимые трейдеры — выживанием, рядовые потребители платят рублем, а власти предержащие теряют рейтинг. Такова цена фальстарта.
Алексей КЛЕПИКОВ
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА