Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Василеостровский трампарк получил защиту в москве

16 июня 2011 10:00

Команда Валентины Матвиенко упорно продвигает тезис о том, что центр Петербурга надежно защищен региональными законами. А потому-де нет нужды в дополнительном пригляде федералов и ЮНЕСКО. Вот и просит губернатор то сократить в несколько раз территорию петербургского объекта всемирного наследия, то избавить город от статуса исторического поселения, связывающего инвесторам загребущие ручки. Однако история с Василеостровским трампарком демонстрирует иной расклад — в культурной столице списывают за ненадобностью то, что на федеральном уровне готовы взять под государственную охрану.

Что Смольному — полусарай, Министерству культуры — цельный объект культурного наследия




Из стен Василеостровского трампарка пока еще выходят на линию старинные трамваи. «Садясь в такой трамвай, попадаешь в нашу молодость», — говорят ветераныИз стен Василеостровского трампарка пока еще выходят на линию старинные трамваи. «Садясь в такой трамвай, попадаешь в нашу молодость», — говорят ветераны



Освобождение от тяжкого культурного наследия
Об угрозе, нависшей над старейшим петербургским трампарком, «Новая» писала неоднократно (№ 95 за 2009 и № 9 за 2011 г.). С появлением венгерской компании TriGranit, желающей соорудить тут Дворец искусств и целый пук коммерческих объектов, Смольный пошел на переоценку ценностей. Три уникальных кирпичных депо, ранее получившие статус выявленных объектов культурного наследия, виртуально разделили на шесть «полусараев» (линия распила прошла посередине, аккурат по капитальным стенам). Затем три восточных половинки признали региональным памятником. А три западные, на территорию которых наезжал проектируемый дворец, сняли с охраны и обрекли на уничтожение.
Вице-губернатор Алла Манилова, проявляющая особое усердие в продвижении венгерского проекта, еще в октябре 2009 г. обратилась с официальным письмом к председателю Комитета по транспорту, прося «оперативно решить вопрос по освобождению земельного участка от зданий и сооружений, закрепленных за государственными унитарными предприятиями, подведомственными возглавляемому Вами Комитету». Вопрос о том, что будет с расположенным здесь Музеем городского электротранспорта, куда денутся собранные там 65 старинных трамваев и вагонов, в послании вице-губернатора даже не ставился.
В том же году ООО «АРС» по заказу инвестора провело историко-культурную экспертизу, подведшую к выводу о снятии с охраны трех половинок депо, с чем КГИОП и согласился. Примечательно, что на тот момент де-юре не существовало положения о госэкспертизе и еще не проводилась аттестация уполномоченных на ее проведение специалистов (она стартовала только минувшей осенью). А потому заключение компании АРС нелегитимно.

Москва слезам дельцов не верит
Первой госэкспертизой, проведенной в отношении трампарка, стала лишь сделанная теперь по заказу Петербургского отделения ВООПИиК.
— Мы не могли согласиться с решением, угрожающим последнему из оставшихся у нас в городе комплексов такого рода, — говорит зампредседателя президиума этой организации Александр Кононов. — Он ценен не только как архитектурный объект, но и как страница нашей истории вообще и как память о подвиге защитников Ленинграда в частности. Именно отсюда в 1942-м выходили на расчистку улиц блокадного города грузовые трамваи.
Инициированную ВООПИиК экспертизу сделала Татьяна Кудрявцева — государственный эксперт, член ИКОМОС и федерального научно-методического совета Минкультуры РФ. Она признала особую ценность ансамбля Василеостровского трампарка и рекомендовала включить его целиком в государственный реестр памятников федерального значения.
6 июня необходимый комплект документов был принят Министерством культуры. С этого момента, согласно действующему законодательству, весь трампарк в его исторических границах охраняется государством как выявленный объект культурного наследия. Теперь любые проектные, земляные, строительные и прочие работы здесь требуют согласования с государственными органами охраны. Причем исторический комплекс может использоваться только при условии обеспечения неизменности его облика и интерьеров.

Путина ждут на рельсах
Обо всем этом Минкульт обязан в течение недели уведомить владельца (в данном случае — власти Санкт-Петербурга), которым надлежит обеспечить исполнение перечисленных требований. Затем премьер-министр должен подписать документ о включении объекта в госреестр памятников федерального значения. Хотя может и отказать.
— Я надеюсь, что у Владимира Путина есть понимание значимости объектов культурного наследия, тем более петербургских, — не теряет оптимизма депутат Алексей Ковалев. — Ведь это действительно уникальный комплекс: первый в России, созданный специально для электрического трамвая, другого такого нет. Не исключаю, что Валентина Ивановна Матвиенко поедет в Москву, чтобы убедить подписать иное решение, как было и в случае со статусом исторического поселения для Петербурга. Но даже отказ во включении объекта в федеральный реестр никак не препятствует его включению в реестр памятников регионального значения, — разъясняет законотворец.
В любом случае до вынесения окончательного вердикта трампарк в полном объеме находится под охраной государства.
Впрочем, опасения за целостность этого ансамбля, равно как и за судьбу музея, остаются. Всего в его собрании насчитывается 65 уникальных экспонатов — 45 трамвайных вагонов и 20 троллейбусов. В постоянной экспозиции, умещающейся как раз в половине ангаров, представлено лишь 28.
— Сегодня охрана депо и ретровагонов оказалась в руках тех, кто заинтересован в их уничтожении, — замечает Ковалев. — А если губернатор находится под давлением лиц, заинтересованных в реализации венгерского инвестиционного проекта, едва ли будет обеспечена должная защита объекта. Алла Юрьевна Манилова заверяла меня, что коллекции музея ничего не угрожает, что для ее оценки призовут лучших специалистов и они всё исследуют самым тщательным образом. А на деле все провернули за какие-то десять дней. При этом итоговый протокол привлеченными экспертами не обсуждался и не согласовывался с ними; вообще непонятно, откуда там появился вывод о необходимости сохранить лишь 28 экспонатов. Это не что иное, как наглая попытка выдать желаемое за действительное. Кто инспирировал создание такой комиссии? — задается вопросом депутат.
Удивительные подробности проведенного «исследования» стали известны из ответа на запрос депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой Галины Закревской, директора ФГУК Центральный музей железнодорожного транспорта РФ (его сотрудники по просьбе нашего Комитета по культуре участвовали в работе упомянутой комиссии). Оказывается, привлеченные эксперты обошлись беглым осмотром лишь представленных в экспозиции 28 трамвайных вагонов и троллейбусов. При этом, как признает Закревская, «объекты, находящиеся на хранении в музее, предметно членами нашей комиссии не рассматривались», да и вообще «сотрудники ФГУК ЦМЖТ не являются специалистами в области городского электрического транспорта, поэтому проводить их экспертизу и изучение сотрудники нашего музея не имеют возможности».

Альтернатива есть, да как ее съесть?
Распил корпусов депо неминуемо приведет к их разрушению, предупреждает главный специалист Санкт-Петербургского представительства Международной гильдии инженеров-строителей Евгений Гостев.
— Три ангара держатся только в том случае, если они существуют как единое целое.
Торцевые наружные стены удерживаются контрфорсами, обеспечивающими жесткость сооружения. Невозможно превратить проходящую посредине стену в наружную. Каркас нарушать нельзя, это как удалить скелет из тела человека, — доходчиво объясняет Евгений Павлович.
— Над созданием комплекса трудились выдающиеся мастера, — подчеркивает авторитетный специалист в области промышленной архитектуры Маргарита Штиглиц. — Здания депо, представляющие собой пример трансформации позднего кирпичного стиля в модерн, демонстрируют и удивительное качество исполнения — тут и красивые проемы, и витражи, и чрезвычайно интересные конструктивные решения. Предмет особого восхищения — собрание ретровагонов. В каждом крупном европейском городе есть музей транспорта. И наш мог бы стать гордостью и украшением города, — убеждена Маргарита Сергеевна.
— Сегодня он крупнейший в России, — напоминает архитектор Виктор Туралин, активист движения «Петербуржцы за общественный транспорт». — Был аналогичный в Москве, но его территорию Лужков отдал под застройку. Надо сделать все возможное, чтобы у нас ничего подобного не произошло.
Альтернативный путь предложен в концепции развития музея, которую Туралин и его соратники презентовали в Доме ученых еще зимой. Она предусматривает представление всей истории городского общественного транспорта, включая водный, от образцов времен Петра и до современных моделей-новинок. Задумывалось, что такой музейный центр послужит обучению и профориентации (здорово, когда будущую профессию можно буквально ощутить руками) и адаптации инвалидов.
Общественную концепцию поддержали многие авторитетные музейщики, включая директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. После чего, как говорят, Алла Манилова лично провела с Пиотровским беседу, по ходу представив энтузиастов-сподвижников как наймитов неких темных сил.
Хотя, казалось бы, в чем тут вред? И что мешает включить Музей городского транспорта с его уникальной коллекцией в проект венгерского инвестора, якобы желающего лишь одного — осчастливить Петербург сооружением многофункционального культурного центра?
Градозащитники предлагали различные компромиссные варианты, позволяющие соблюсти баланс интересов.
— Например, в проект заложена обращенная к Среднему проспекту обширная площадь с фонтаном. На нее можно развернуть Дворец искусств, сместив его ближе к проспекту. Тогда он не посягал бы на корпуса депо и находящийся там музей, — рассуждает Алексей Ковалев. — Но, видимо, этого не хочет тот, кто стоит за этим проектом в правительстве города.

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА

ИНТРИГА ДНЯ

Во вторник глава Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов заявил, что соглашение на освоение территории Василеостровского трампарка планируется подписать на открывающемся сегодня ПЭФе. В качестве «победителя конкурса», с которым и будет заключено соглашение, называется принадлежащее венгерской компании TriGranit ЗАО «Инвест-строй». Однако, как сообщили «Новой» в СПбГУ «Агентство стратегических инвестиций», решение о том, заключать с «Инвест-строем» соглашение или нет, конкурсной комиссией до сих пор не принято.
Напомним, венгерская «дочка» оказалась единственным участником конкурса, потому 15 марта он был признан несостоявшимся. Комиссия поручила агентству представить предложения по перечню подаваемых «Инвест-строем» документов. Ожидалось, что по итогам их рассмотрения до начала апреля и будет принято окончательное решение.
— Документы поступили, но пока продолжается их обсуждение, идет дополнительная оценка, — пояснила сотрудник агентства Екатерина Кувшинова.
Как предположила госпожа Кувшинова, свой вердикт комиссия может вынести через месяц.
По мнению независимых экспертов, такой разнобой в заявлениях чиновников может свидетельствовать об отсутствии в Смольном единого и окончательного мнения о целесообразности реализации столь скандального проекта.
Попытки выяснить, намерен ли венгерский инвестор менять свои планы в связи с принятием под госохрану всех корпусов старинных депо, пока не увенчались успехом. Сотрудничающие с ним российские специалисты лишь сообщили, что «инвестор в курсе, но комментариев нет».


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

С публикациями и телесюжетами, посвященными Василеостровскому трампарку, происходят странные вещи.
   Таинственно исчезла заметка о том, что Минкульт принял трампарк под государственную охрану. Жила себе она вот тут: http://www.online812.ru/2011/06/09/001/. Но недолго. Нынче страница удалена. Добрые воспоминания остались только благодаря блогерам, успевшим ее скопировать.
   То отменяется анонсированный на канале «Россия» повтор сюжета (в интернете он есть на Youtube, но не на сайте телеканала). То подвергается специфическому редактированию уже опубликованный «Фонтанкой» материал (скриншот сохранен) Журналиста петербургской газеты вызывает вице-губернатор Алла Манилова и отчитывает его за неприятную статью, попутно развивая тему нанятых врагами процветания Петербурга защитников трампарка (тут остается только порадоваться, что коллеги не изменяют профессиональной привычке держать в подобных случаях диктофон включенным).
   Информагентство созывает пресс-конференцию. Затем объявляет о ее переносе на неопределенное время. После чего и вовсе отменяет. Пообещав, что судьбу Василеостровского трампарка обсудят в рамках другой встречи, когда будет телемост с Москвой и Киевом. Но и этого не случается.