Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Пулково: конфликт попробуют решить миром

6 октября 2011 10:00

Несанкционированный митинг сотрудников аэропорта Пулково у здания бизнес-центра, где размещается руководство ООО «Воздушные ворота северной столицы», продлился недолго и закончился совсем не так, как опасались многие. Не было ни разгонов, ни задержаний. Вместо этого членам независимого профсоюза было предложено сесть в автобус и переехать в конференц-зал, находящийся в аэропорту Пулково-1, чтобы встретиться с руководством предприятия, изложить ему свои требования и попробовать договориться.

Независимые профсоюзы действительно набирают силу?





Напомним: в конце сентября достоянием гласности стал трудовой конфликт между независимым профсоюзом работников наземных служб аэропорта и руководством предприятия. Члены профсоюза объявили о желании провести митинг, чтобы наметить пути решения существующих проблем.
— Заявка на его проведение была подана в установленные сроки, и изначально администрация Московского района мероприятие согласовала, — объясняет один из лидеров питерского отделения Российской коммунистической рабочей партии Олег Соловьев. — Но потом согласование было отозвано. На мой взгляд, это совершенно незаконно и свидетельствует только об одном — что наша власть печется исключительно об интересах крупных предпринимателей.
Мероприятие было переименовано во «встречу с депутатом Сергеем Малковым», выразившим готовность поддержать сотрудников аэропорта. Однако представители правоохранительных органов, дежурившие около аэропорта Пулково-2, посчитали происходящее именно несанкционированным митингом и настоятельно призывали людей разойтись. А сами люди говорили о том, что всех, открыто выразивших недовольство действиями администрации, скорее всего просто уволят. Тем не менее собравшиеся были настроены решительно.
— В августе подписали распоряжение — автобусы, работающие на подвозке, должны стоять у дверей аэропорта или у трапа с выключенным двигателем. То есть система кондиционирования летом и отопления зимой должна быть выключена. Естественно, пассажиры недовольны. Но я при этом должен находиться в кабине этого автобуса не десять-пятнадцать минут, как они, а 12 часов, — рассказывает один из сотрудников.
— При этом ни поесть толком некогда, ни отдохнуть негде, — поддерживает его товарищ. — Пулково-1 превратилось в настоящий базар, там сейчас ларек на ларьке — для пассажиров места нет, не то что для нас.
— Условия труда — это один из ключевых вопросов, наравне с индексацией заработной платы, — объясняет председатель независимого профсоюза работников наземных служб Вячеслав Жуйко. — У нас четыре года назад средняя заработная плата была 22 тысячи рублей в месяц. Сейчас — те же самые 22 тысячи.
— Заработная плата действительно не растет, но зато увеличивается размер премиальных — сейчас он достигает 31%, — парирует директор ООО «Воздушные ворота северной столицы» по взаимодействию с органами власти Ярослав Зубилов.
— Сотрудника могут месяцами лишать премий из-за какой-нибудь ерунды типа «не того» галстука, — парирует Жуйко. — В итоге люди, проработавшие в аэропорту по много лет, вынуждены увольняться. А им на смену, допустим, в службу, проводящую досмотр пассажиров, берут тех, у кого за плечами месяц стажировки — и все. Это очень ответственная работа, напрямую связанная с безопасностью пассажиров, однако ее поручают наспех подготовленным сотрудникам, которые к тому же меняются постоянно. Но зато им можно выслугу лет не платить…
— Главное — это солидарность! — сказал председатель независимого межрегионального профсоюза работников автопрома Алексей Этманов, приехавший поддержать сотрудников аэропорта. Этманов отметил, что трудящиеся должны учиться отстаивать свои права, и пообещал помочь в организации семинаров. Предложение вызвало горячий отклик собравшихся — народ начал живо обсуждать, где именно будет удобнее проводить такие семинары. Люди явно были готовы перейти к активным действиям, и тут взявший слово Малков предложил всем сотрудникам перебраться в Пулково-1, на встречу с руководством компании. Надо сказать, что его предложение было встречено безо всякого энтузиазма. «Там зал маленький — места на всех не хватит! Нас хотят попросту разделить! И почему приглашают только сотрудников? Не хотят, чтобы информация о конфликте попала в СМИ?» — заволновались собравшиеся, однако после уговоров все-таки стали занимать места в подошедшем автобусе…
«У людей накопилось очень много вопросов к руководству ООО, и наконец они получили возможность их задать и услышать ответы, — объяснял потом Сергей Малков. — Я практически уверен, что диалог будет продолжен. Во всяком случае, когда встреча закончилась, генеральный директор ООО «Воздушные ворота северной столицы» Сергей Эмдин признал, что руководство, сконцентрировавшись на решении задач, связанных с расширением хозяйственной деятельности и новым строительством, действительно упустило из вида социальную сферу».
«Время покажет, насколько администрация готова к решению социальных вопросов. Но она, по крайней мере, нас услышала и выразила желание сесть за стол переговоров. Это самое главное», — соглашается Жуйко.
По его мнению, переговоры окажутся достаточно сложными — ждать быстрых результатов не приходится. Но длинный путь к согласию придется пройти. Просто потому, что трудовые конфликты в аэропорту, даже если они, на первый взгляд, не бросаются в глаза, мягко говоря, не способствуют повышению ни уровня безопасности авиаперевозок, ни качества обслуживания пассажиров…

Виктория РАБОТНОВА
Фото Александра КОЗЬМИНА