Именем президента
Комарово может навсегда утратить еще один дореволюционный дачный комплекс. Частная фирма планирует застроить коттеджами территорию бывшей усадьбы архитектора Барановского, ранее под предлогом госнужды переданную Управлению делами Президента РФ. Такой проект ставит крест на планах воссоздания уникальной виллы «Замок «Арфа».
Схема кремлевского завхоза позволяет обогащаться «своим людям» за счет уничтожения культурного наследия
Между прошлым и будущим
В начале ХХ века, когда Келломяки/Комарово стало модной дачной местностью, знаменитый архитектор (автор Елисеевского магазина и буддийского храма в Петербурге) Гавриил Васильевич Барановский построил здесь для себя дачу «Нордиска вилла», больше известную под закрепившимся за ней неофициальным названием «Арфа». По одной из версий, на ее башенке находилась эолова арфа, вторившая шуму волн и пению птиц. По другой — владелец, будучи страстным меломаном, хотел жить в доме, напоминающем музыкальный инструмент. Впрочем, своими очертаниями выстроенная Барановским дача больше напоминала орган. А к изгибу арфы отсылала разве что внешняя обшивка, выполненная из дугообразно обтесанных стволов.
Архитектурное решение и убранство дачи, вместившей в себя и небольшой концертный зал, были столь великолепны, что величали ее замком и дворцом. Стояла она на южном, круто уходящем вниз краю участка, где был устроен прекрасный парк с фонтанами, павильонами, теннисными площадками. Со смотровой площадки — встроенной в склон обрыва террасы — открывался живописный вид на море. Она сохранилась до наших дней, как и расположенная подле беседка, а также искусственный пруд в форме палитры художника. Архитектор Барановский сгинул бесследно в разгар Гражданской войны — от голода ли погиб или от пули, так и не известно до сих пор. «Арфа» сгорела в 1941-м.
Но сохранившиеся фотографии, чертежи, подробные описания позволяли надеяться, что красивейшая дача Карельского перешейка будет воссоздана.
В 2005-м стартовал бурный процесс обустройства судей Конституционного суда в северной столице. Не дожидаясь рассмотрения законодателями вопроса о переезде КС, «в связи с обращением Управделами президента», Валентина Матвиенко подписала распоряжение о передаче ему (под снос) ряда зданий на Крестовском острове — детского сада, детского дома, жилого дома и общежития фабрики «Красное знамя». Там надлежало построить жилье для судей. На следующий год вышло соответствующее распоряжение премьера Фрадкова, в рамках которого решался и вопрос комфортного загородного отдыха слуг Фемиды — под коттеджный комплекс в Комарове выделялось около 10 га, включая и территорию бывшей усадьбы Барановского. Земля эта изымалась из казны Петербурга безвозмездно, то есть даром, и передавалась Управделами для означенных госнужд.
Наиболее наивные из комаровских обитателей поначалу надеялись, что с появлением государственных мужей такого уровня и судьба старинной усадьбы решится наконец по-государственному: достанет ведь у них и понимания, и средств на ее возрождение. Но не тут-то было. Судейский поселок — по одну сторону Большого проспекта — возвели довольно споро, а вот с сооружением отеля для гостей его высоких обитателей — на другой стороне проспекта, где и стояла раньше вилла «Арфа», — дело застопорилось.
Частный интерес
И вдруг на недавно прошедших публичных слушаниях по проекту планировки стало известно, что территория отошла к некой коммерческой структуре (ООО «Центр управления недвижимостью») и осваивать ее она собирается как чистое поле, без оглядки на историко-культурную ценность этого объекта. Представители заказчика утверждали, что по линии КГИОП никаких обременений нет и что ведомство госпожи Дементьевой согласовало их проект без всяких возражений. Однако ни сама историко-культурная экспертиза, ни фамилии подготовивших ее специалистов и согласовавших документ чиновников обнародованы так и не были. Без внятного ответа остались и вопросы о том, каковы масштабы планируемых вырубок под это строительство.
Согласно представленным материалам, на огромной территории в 22 000 кв. метров появится лишь три унылых коттеджа, подаваемых под видом гостиницы на 16 номеров. Как резонно предположили местные жители, на деле все обернется появлением очередной закрытой зоны с частными домами.
Обитатели Комарова возмущены и тем, что под маркой госнужды, обернувшейся теперь бизнес-интересами частной структуры, жителей лишают и спортивной площадки (устроенной на территории пионерского лагеря, существовавшего до недавнего времени на месте усадьбы Барановского).
— Можно лишь сожалеть, что частные интересы отдельного ООО преобладают над общественными и государственными интересами. Нам, жителям Комарова, депутатам муниципального совета, крайне обидно и непонятно, почему при принятии решения о выделении участка для проведения проектно-изыскательских работ частному ООО не учитывается мнение жителей и органов местного самоуправления. Об этих планах мы узнаем постфактум, а не непосредственно после отказа Управления делами президента РФ от данного земельного участка, — негодует депутат, глава комиссии по благоустройству Муниципального совета поселка Комарово Валентин Слободин. — Жители поселка оказываются лишены единственного в поселке натурального травяного футбольного поля, единственных существующих в южной части поселка детской, баскетбольной и волейбольной площадок, доступа к объектам истории и архитектуры. Десятки лет тысячи жителей поселка и дачников свободно пользовались ими. А теперь всем этим будут пользоваться лишь жители трех коттеджей. В связи с тем, что поселок разъединен на две части Зеленогорским шоссе с активным движением автомобилей и железной дорогой, доступ к детским и спортивным сооружениям в северной части Комарова связан с риском попасть под автомобиль на нерегулируемом пешеходном переходе и, что еще опаснее, — под поезд при переходе железной дороги со скоростным движением «Аллегро» и электричек. Чтобы создать аналогичные объекты детской или спортивной инфраструктуры в южной части поселка, муниципальному бюджету придется потратить миллионы бюджетных рублей. Хотя все эти объекты уже существуют, но городские власти, если не учтут наше мнение, могут передать их частному ООО. А нам придется делать все с нуля. Надеюсь, что здравый смысл возобладает, — заключил депутат.
Чиновники на службе капитала
Историк поселка и соавтор (совместно с Е. Балашовым) книги «Келломяки: адреса и судьбы» Елена Травина считает, что передача земельного участка муниципалам, несомненно, спасет ситуацию:
— Муниципальные власти понимают историко-культурную ценность данной территории, на которой в будущем можно было бы устроить музей «Старые дачи Карельского перешейка». А спортивные площадки рядом, помимо своей основной задачи, иллюстрировали бы жизнь дореволюционного поселка, где были теннисные и крокетные поля, а жители так же, как и сейчас, любили ездить на велосипедах. В Комарове за последние годы снесено столько старых дореволюционных дач, что любая постройка начала ХХ века становится на вес золота.
Счесть прошедшие слушания состоявшимися никак нельзя. Налицо нарушение целого ряда обязательных процедурных моментов: так, в установленный законом срок не были представлены требуемые материалы и весь комплект согласований.
Муниципальные депутаты обращают внимание и на то, что в границы рассматриваемого участка не вошла терраса (смотровая площадка) виллы «Арфа» — что не оставляет даже потенциальной возможности в будущем добиться восстановления утраченного объекта культурного наследия, проектом не предусмотрено сохранение ни фонтанной системы, ни оригинального пруда, ни беседки.
— Странным кажется даже не столько безразличие представителей районной власти и проектировщиков, проявленные на слушаниях к интересам людей, а то, что это безразличие или даже неприязнь к собственной истории они пытаются навязать нам, гражданам этой страны и жителям этого места, — делится своими впечатлениями от прошедших слушаний архитектор Рафаэль Даянов. — Мы ведь не преследуем частные интересы, так почему же тогда чиновники не мыслят государственными категориями? Я бы еще согласился, если бы заказчик поставил своей целью воссоздать самое яркое сооружение этих мест — виллу «Арфа» и открыть доступ к ней и другим сооружениям на бывшей территории Барановского всем желающим. Но они же пропихивают какие-то невзрачные сарайчики, называя их коттеджами, и доступ на историческую территорию явно будет перекрыт. Странно, что надо напоминать о банальных вещах: «кто не помнит прошлого, не имеет будущего».
Какими категориями мыслит кремлевский завхоз Владимир Кожин, уже не раз было продемонстрировано им самим. Вспомним хотя бы историю с изъятием из казны Петербурга Дома Лобановых-Ростовских — как декларировалось, для «государственных нужд». Она отпала довольно быстро, и задарма полученный уникальный памятник в центре Петербурга отошел к коммерческой структуре — ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс», при учреждении которого 50% акций предприятия принадлежало Андрею Якунину (сыну главы РЖД Владимира Якунина). Примечательно, что «Тристар…» проявлял интерес к этому объекту задолго до возникшей госнужды — еще в октябре 2001 года губернатор Владимир Яковлев подписал распоряжение о предоставлении этой компании Дома Лобановых-Ростовских для устройства в нем гостиничного комплекса. Однако тогда номер не удался — выселяемый из исторического здания проектный институт сумел в арбитражном суде отстоять свое право оставаться в этих стенах. Но по прошествии нескольких лет интересант все-таки получил желаемое — благодаря Управделами с обуявшей его большой, но так быстро и непринужденно отправляемой нуждой. Сумеет ли новый губернатор северной столицы положить конец этой обкатанной при прежнем руководстве схеме, инициировав возвращение в казну Петербурга необоснованно от нее отчужденное, покажет дальнейшее развитие истории с усадьбой Барановского в Комарове.
Очертаниями выстроенная Барановским дача напоминает орган
Сохранившиеся фотографии и чертежи позволяли надеяться, что дача будет воссоздана
Между прошлым и будущим
В начале ХХ века, когда Келломяки/Комарово стало модной дачной местностью, знаменитый архитектор (автор Елисеевского магазина и буддийского храма в Петербурге) Гавриил Васильевич Барановский построил здесь для себя дачу «Нордиска вилла», больше известную под закрепившимся за ней неофициальным названием «Арфа». По одной из версий, на ее башенке находилась эолова арфа, вторившая шуму волн и пению птиц. По другой — владелец, будучи страстным меломаном, хотел жить в доме, напоминающем музыкальный инструмент. Впрочем, своими очертаниями выстроенная Барановским дача больше напоминала орган. А к изгибу арфы отсылала разве что внешняя обшивка, выполненная из дугообразно обтесанных стволов.
Архитектурное решение и убранство дачи, вместившей в себя и небольшой концертный зал, были столь великолепны, что величали ее замком и дворцом. Стояла она на южном, круто уходящем вниз краю участка, где был устроен прекрасный парк с фонтанами, павильонами, теннисными площадками. Со смотровой площадки — встроенной в склон обрыва террасы — открывался живописный вид на море. Она сохранилась до наших дней, как и расположенная подле беседка, а также искусственный пруд в форме палитры художника. Архитектор Барановский сгинул бесследно в разгар Гражданской войны — от голода ли погиб или от пули, так и не известно до сих пор. «Арфа» сгорела в 1941-м.
Но сохранившиеся фотографии, чертежи, подробные описания позволяли надеяться, что красивейшая дача Карельского перешейка будет воссоздана.
В 2005-м стартовал бурный процесс обустройства судей Конституционного суда в северной столице. Не дожидаясь рассмотрения законодателями вопроса о переезде КС, «в связи с обращением Управделами президента», Валентина Матвиенко подписала распоряжение о передаче ему (под снос) ряда зданий на Крестовском острове — детского сада, детского дома, жилого дома и общежития фабрики «Красное знамя». Там надлежало построить жилье для судей. На следующий год вышло соответствующее распоряжение премьера Фрадкова, в рамках которого решался и вопрос комфортного загородного отдыха слуг Фемиды — под коттеджный комплекс в Комарове выделялось около 10 га, включая и территорию бывшей усадьбы Барановского. Земля эта изымалась из казны Петербурга безвозмездно, то есть даром, и передавалась Управделами для означенных госнужд.
Наиболее наивные из комаровских обитателей поначалу надеялись, что с появлением государственных мужей такого уровня и судьба старинной усадьбы решится наконец по-государственному: достанет ведь у них и понимания, и средств на ее возрождение. Но не тут-то было. Судейский поселок — по одну сторону Большого проспекта — возвели довольно споро, а вот с сооружением отеля для гостей его высоких обитателей — на другой стороне проспекта, где и стояла раньше вилла «Арфа», — дело застопорилось.
Частный интерес
И вдруг на недавно прошедших публичных слушаниях по проекту планировки стало известно, что территория отошла к некой коммерческой структуре (ООО «Центр управления недвижимостью») и осваивать ее она собирается как чистое поле, без оглядки на историко-культурную ценность этого объекта. Представители заказчика утверждали, что по линии КГИОП никаких обременений нет и что ведомство госпожи Дементьевой согласовало их проект без всяких возражений. Однако ни сама историко-культурная экспертиза, ни фамилии подготовивших ее специалистов и согласовавших документ чиновников обнародованы так и не были. Без внятного ответа остались и вопросы о том, каковы масштабы планируемых вырубок под это строительство.
Согласно представленным материалам, на огромной территории в 22 000 кв. метров появится лишь три унылых коттеджа, подаваемых под видом гостиницы на 16 номеров. Как резонно предположили местные жители, на деле все обернется появлением очередной закрытой зоны с частными домами.
Обитатели Комарова возмущены и тем, что под маркой госнужды, обернувшейся теперь бизнес-интересами частной структуры, жителей лишают и спортивной площадки (устроенной на территории пионерского лагеря, существовавшего до недавнего времени на месте усадьбы Барановского).
— Можно лишь сожалеть, что частные интересы отдельного ООО преобладают над общественными и государственными интересами. Нам, жителям Комарова, депутатам муниципального совета, крайне обидно и непонятно, почему при принятии решения о выделении участка для проведения проектно-изыскательских работ частному ООО не учитывается мнение жителей и органов местного самоуправления. Об этих планах мы узнаем постфактум, а не непосредственно после отказа Управления делами президента РФ от данного земельного участка, — негодует депутат, глава комиссии по благоустройству Муниципального совета поселка Комарово Валентин Слободин. — Жители поселка оказываются лишены единственного в поселке натурального травяного футбольного поля, единственных существующих в южной части поселка детской, баскетбольной и волейбольной площадок, доступа к объектам истории и архитектуры. Десятки лет тысячи жителей поселка и дачников свободно пользовались ими. А теперь всем этим будут пользоваться лишь жители трех коттеджей. В связи с тем, что поселок разъединен на две части Зеленогорским шоссе с активным движением автомобилей и железной дорогой, доступ к детским и спортивным сооружениям в северной части Комарова связан с риском попасть под автомобиль на нерегулируемом пешеходном переходе и, что еще опаснее, — под поезд при переходе железной дороги со скоростным движением «Аллегро» и электричек. Чтобы создать аналогичные объекты детской или спортивной инфраструктуры в южной части поселка, муниципальному бюджету придется потратить миллионы бюджетных рублей. Хотя все эти объекты уже существуют, но городские власти, если не учтут наше мнение, могут передать их частному ООО. А нам придется делать все с нуля. Надеюсь, что здравый смысл возобладает, — заключил депутат.
Чиновники на службе капитала
Историк поселка и соавтор (совместно с Е. Балашовым) книги «Келломяки: адреса и судьбы» Елена Травина считает, что передача земельного участка муниципалам, несомненно, спасет ситуацию:
— Муниципальные власти понимают историко-культурную ценность данной территории, на которой в будущем можно было бы устроить музей «Старые дачи Карельского перешейка». А спортивные площадки рядом, помимо своей основной задачи, иллюстрировали бы жизнь дореволюционного поселка, где были теннисные и крокетные поля, а жители так же, как и сейчас, любили ездить на велосипедах. В Комарове за последние годы снесено столько старых дореволюционных дач, что любая постройка начала ХХ века становится на вес золота.
Счесть прошедшие слушания состоявшимися никак нельзя. Налицо нарушение целого ряда обязательных процедурных моментов: так, в установленный законом срок не были представлены требуемые материалы и весь комплект согласований.
Муниципальные депутаты обращают внимание и на то, что в границы рассматриваемого участка не вошла терраса (смотровая площадка) виллы «Арфа» — что не оставляет даже потенциальной возможности в будущем добиться восстановления утраченного объекта культурного наследия, проектом не предусмотрено сохранение ни фонтанной системы, ни оригинального пруда, ни беседки.
— Странным кажется даже не столько безразличие представителей районной власти и проектировщиков, проявленные на слушаниях к интересам людей, а то, что это безразличие или даже неприязнь к собственной истории они пытаются навязать нам, гражданам этой страны и жителям этого места, — делится своими впечатлениями от прошедших слушаний архитектор Рафаэль Даянов. — Мы ведь не преследуем частные интересы, так почему же тогда чиновники не мыслят государственными категориями? Я бы еще согласился, если бы заказчик поставил своей целью воссоздать самое яркое сооружение этих мест — виллу «Арфа» и открыть доступ к ней и другим сооружениям на бывшей территории Барановского всем желающим. Но они же пропихивают какие-то невзрачные сарайчики, называя их коттеджами, и доступ на историческую территорию явно будет перекрыт. Странно, что надо напоминать о банальных вещах: «кто не помнит прошлого, не имеет будущего».
Какими категориями мыслит кремлевский завхоз Владимир Кожин, уже не раз было продемонстрировано им самим. Вспомним хотя бы историю с изъятием из казны Петербурга Дома Лобановых-Ростовских — как декларировалось, для «государственных нужд». Она отпала довольно быстро, и задарма полученный уникальный памятник в центре Петербурга отошел к коммерческой структуре — ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс», при учреждении которого 50% акций предприятия принадлежало Андрею Якунину (сыну главы РЖД Владимира Якунина). Примечательно, что «Тристар…» проявлял интерес к этому объекту задолго до возникшей госнужды — еще в октябре 2001 года губернатор Владимир Яковлев подписал распоряжение о предоставлении этой компании Дома Лобановых-Ростовских для устройства в нем гостиничного комплекса. Однако тогда номер не удался — выселяемый из исторического здания проектный институт сумел в арбитражном суде отстоять свое право оставаться в этих стенах. Но по прошествии нескольких лет интересант все-таки получил желаемое — благодаря Управделами с обуявшей его большой, но так быстро и непринужденно отправляемой нуждой. Сумеет ли новый губернатор северной столицы положить конец этой обкатанной при прежнем руководстве схеме, инициировав возвращение в казну Петербурга необоснованно от нее отчужденное, покажет дальнейшее развитие истории с усадьбой Барановского в Комарове.
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото: terijoki.spb.ru