Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Санитары «поля»

24 ноября 2011 10:00

Под видом уборки лестниц бригады таджиков-дворников зачищают почтовые ящики от «нежелательной» агитации. За единицу печатной продукции получают от рубля до двух. Правда, работа опасная. На встречу с корреспондентом «Новой» пришел замначальника таджиков. Шеф явиться не смог — с утра коллеги проломили ему голову.

Новая тактика борьбы с конкурентами — выковыривание листовок из почтовых ящиков






Только бутылки и металл
Встретиться удалось со второй попытки. Первая провалилась из-за чрезмерной опасливости таджиков. По сведениям редакции, собранная «в полях» агитация хранится на втором этаже небольшой котельной на улице Маршала Говорова, 1а. Однако, когда корреспондент туда пришел, ничего подозрительного не заметил. В просторном зале стоял внушительных размеров агрегат, очевидно принадлежащий котельной. В выгороженной каморке навалены матрасы. Никаких следов предвыборных листовок.
Все таджики во время визита редакции ели плов за столом у окна.
— Не, мы такое не собираем. Металлолом собираем. Бутылки собираем. Листовки не собираем. Нам проблем не надо, — объясняет один из таджиков. Некоторые его коллеги отвлекаются от еды, встают и начинают закатывать рукава: — Ищите, если хотите. У нас ничего такого нет. А вы плова не хотите?

Люди гибнут за листовки
Поскольку наши источники настаивали, что информация о сборе агитационных материалов стопроцентно достоверна, мы решили попробовать еще раз — под предлогом перекупки «товара». Позвонили бригадиру дворников.
Игорь, он же Икром, с семьей живет в подвале под жилконторой.
— Я подъехать не смогу. Мне ребята утром башку проломили. Вам сейчас перезвонит заместитель мой — с ним решайте.
Заместителем начальника оказался Боря (настоящее имя неразборчиво). Перед встречей он успел заскочить в пункт приема стеклотары.
— Игорь лечится. Утром пятеро братьев (не из его деревни, а из соседней) решили, что он им зарплату задерживает, — якобы домоуправ с ним рассчитался, а он с бригадой нет, и вот таким вот сечением ему голову проломили. Больше с нами они работать не будут. Жаль, фотографий их не осталось — сдали бы в милицию, — успокоил Боря.

Зачистка без шума и пыли
Боря уполномочен заключать контракты от лица бригады (на основе устных договоренностей) и легко соглашается перепродавать вытащенные из ящиков листовки. Уже несколько недель бригада работает на домоуправов, осуществляя зачистку почтовых ящиков от агитации коммунистов (ее, правда, почти нет) и «эсеров».
Платят по-разному: большинство домоуправов дают по рублю за штуку. Таджики работают чисто, быстро, незаметно, в тесном контакте с другими дворниками. По следам агитаторов посылают бригаду, которая выковыривает вредоносные газеты и буклеты из ящиков.
— Если они вглубь завалились, линейками их поддеваем и вытаскиваем, — рекламирует ловкость подчиненных Боря. — Поначалу ребята выламывали замки на ящиках, но я это заметил и сказал, что так нельзя. (По словам главы муниципалитета Автово Геннадия Трусканова, таджики успели сломать несколько сотен почтовых ящиков.)
Боря предлагает «услуги» в Кировском районе. Ударная мощь сосредоточена в муниципалитете Автово — там 25 человек являются сотрудниками некоей клининговой компании. 15 человек — в Нарвском округе, 7 — в Морском.. Кроме того, Боря намекает, что есть возможность собирать агитацию и на проспекте Просвещения.
Зачистка осуществляется в шесть утра. Если опоздать, жители растаскивают листовки по квартирам, что для таджиков — большой убыток. В день собирают от 2 до 4 тысяч газет и буклетов. Иногда удается вступить в контакт непосредственно с «эсеровскими» агитаторами. Однажды Боря за 500 рублей пытался купить у одного из них партию буклетов. Говорит, что сторговались на 700.
Этот случай можно считать удачей, поскольку обычно агитаторы оказываются «неадекватными» и после делового предложения со стороны Бори начинают угрожать полицией.

Секретный груз
— Люди напуганы. Несколько дней назад к одному из домоуправов пришел какой-то мужик и сказал, что повыдергивает ему руки и ноги, если он не перестанет этим заниматься, — Боря немного приукрашивает недавний визит в жилконтору Геннадия Трусканова. — Выходя из кабинета, он так толкнул дверь, что дворник, стоявший за ней, отлетел в сторону прямо на электрощиток. Теперь домоуправы боятся.
Стало понятно, почему мы не увидели листовок при осмотре котельной. Собранную печатную продукцию таджики относят в подвал под жилконторой на Стачек, 57 (рядом квартирует Игорь). Раньше в здании был мусоропровод, и в подвалах сохранились мусороприемники. «Товар» маскируют, прикрывая ветошью. Вечером на место приезжает фольксваген и забирает добытые таджиками материалы.
Впрочем, в этой части Боря начинает противоречить себе. Первое противоречие касается машины. То ли на ней нарисована символика партии, то ли водитель ходит в накидке с эмблемой (последний факт наш собеседник объяснял жестами).
Также непонятно, кто расплачивается с бригадой — водитель или домоуправы. Возможно, путаница объясняется тем, что с деньгами работает не Боря, а бригадир. Тот, которому проломили голову.

Олег МУХИН
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА