Белые пятна белого безмолвия
В Арктике начинает работать российская дрейфующая полярная станция «Северный полюс-32». Размер льдины, которая стала базой станции, впечатляет - три на пять километров, а толщина льда в среднем 4 - 5 метров. В экспедиции 12 участников. Пока они живут в палатках, но в ближайшие дни должны собрать семь модульных домиков - для проживания полярников и для оборудования лабораторий. Программа российских дрейфующих ледовых станций «Северный полюс» возрождается после двенадцатилетнего перерыва. Последняя, 31-я полярная экспедиция закончилась в 1991 году тем, что льдина, на которой находилась станция, попала в теплые воды и практически развалилась. А первая экспедиция под руководством легендарного Ивана Папанина высадилась на дрейфующий лед в районе Северного полюса в далеком 1937 году. Инициатором возрождения дрейфующих ледовых станций стал петербургский Арктический и антарктический научно-исследовательский институт... Впрочем, кому-то, возможно, покажется, что романтичные времена суровых первооткрывателей ушли в прошлое...
Многие считают, что пора географических открытий давно миновала. И в самом деле, что нового можно найти на планете, каждый закоулок которой многократно сфотографирован из космоса? Как бы не так! Настоящее географическое открытие сделано российскими учеными, составившими карту одного из самых загадочных мест планеты - дна Северного Ледовитого океана. Закрытое толстым панцирем льда, до самого последнего времени оно представляло для человечества белое пятно.
Карта появилась на свет в прошлом году, а совсем недавно коллективу российских ученых, в том числе директору Арктического и Антарктического научно-исследовательского института доктору географических наук Ивану Фролову, была присуждена премия правительства РФ за 2002 год «За создание карты рельефа дна Северного Ледовитого океана для решения многоотраслевых задач и реализации национальных интересов России в Арктике».
Карта во всех подробностях отражает рельеф дна Северного Ледовитого океана. До самого последнего времени его нельзя было просканировать из космоса или изучить с помощью батискафа. Мешали льды. Отобразить макушку Земли помогли математические модели - в компьютеры загрузили банк данных и умные машины выдали карту.
Просто? Только на непосвященный взгляд. Все дело в информации, которую требовалось заложить. А она собиралась более 60 лет и исключительно советскими специалистами.
- В советские времена в Арктике велись такие широкомасштабные исследования, каких не могло себе позволить ни одно государство мира, - говорит Иван Фролов. - Только СССР имел дрейфующие полярные станции, десятилетиями вел круглогодичные наблюдения. Американцы высаживали у своих берегов полярников на один-два месяца, потом им требовались отдых и восстановление. А советские специалисты стояли на вахте год. В общей сложности все наши станции наработали около 30 тысяч суток, а суммарный пройденный ими путь составляет около 170 тысяч километров.
Исследования в Советском Союзе начались в 1937 году со станции «Северный полюс-1», когда на льдину были высажены четверо папанинцев. Изучение Арктики возобновилось в 50-е годы с началом так называемых «прыгающих» экспедиций «Север». Полярники обосновывались на льдине, вели научную работу, а как только под ногами начинало трещать, «перепрыгивали» на новый прочный участок льда.
Всеми экспедициями проведено огромное количество измерений, в том числе геологических и гидрографических. Не сидели сложа руки и военные - они изучали донные горизонты с подлодок. Весь этот материал и стал основанием для составления карты.
Какое же оно, дно Ледовитого океана?
- В начале прошлого века считалось плоским, - комментирует Иван Фролов. - Но как оказалось на самом деле, очень даже сложное - с горами, ущельями, проливами, заливами, впадинами. Максимальная глубина - 4 километра, а хребет Ломоносова поднимается с этой глубины на 2 километра к поверхности воды. Колоссальный горный массив. На Северный полюс земли заворачивает Гольфстрим, вода подо льдом сравнительно теплая. Она-то и воздействует на льды.
Оказывается, лед в Арктике живет максимум семь лет. Льдины, намерзая у берегов, дрейфуют к полюсу, а оттуда, под воздействием ветра и течений, - к Гренландии. Вот почему экспедиции называются дрейфующими и проходят тысячи километров. Например, знаменитая папанинская, высаженная на Северном полюсе, за 9 месяцев прошла расстояние 2500 километров и была снята у берегов Гренландии ледоколами.
Карта океанического льда издана не ради «любви к искусству», это еще и дело большой государственной важности.
- На карте, наконец, четко обозначена граница материкового шельфа, продолжает Иван Фролов. - Согласно международному праву шельфовая зона принадлежит государству, владеющему береговыми террито- риями. Как известно, такие зоны чрезвычайно богаты природными ресурсами. Доказано, что арктический континентальный шельф России входит в состав колоссального нефтегазового супербассейна, на окраинах которого открыты гигантские месторождения нефти и газа, россыпного золота, олова, алмазов. По данным Министерства природных ресурсов РФ, потенциал арктического шельфа в российском секторе составляет примерно 90 миллиардов тонн условного топлива.
Одним словом, Россия, в соответствии со статьей Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, может претендовать на увеличение своей территории более чем на 1,2 миллиона квадратных километров. И получить ключи от настоящей природной кладовой.
Хотя политически это задача очень непростая. Дележка арктического пирога возбудит массу споров. Так, Норвегия уже претендует на участок российского шельфа, именуемого нашими геологами «поднятием Федынского». По прогнозам, на этом участке запасы газа аналогичны крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти - запасам Тимано-Печорской провинции.
- России необходимо срочно утрясать все юридические моменты, - считает Иван Фролов. - Претензии правительства РФ уже поданы на рассмотрение в Комиссию по границам континентального шельфа (КГКШ) при ООН. Вместе с тем нельзя забывать о правовой базе на уровне национального законодательства. В Госдуме готовится к рассмотрению проект Федерального закона «Об арктической зоне Российской Федерации». Но, к сожалению, очень долго, чуть ли не с 1999 года. Так можно и время упустить...
Лина ЗЕРНОВА