Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Ничего не забыли и ничему не научились

5 марта 2012 10:00

Когда номер готовился к печати, итоги выборов были еще неизвестны (хотя и предсказуемы). Зато известно, что «вертикаль», в последние три месяца окончательно превращенная в штаб Путина, ничему не научилась. И действует на выборах так, как будто бы не было митингов протеста, изменивших сознание граждан.





На митингах требовали проведения честных выборов — на что, как мы видим, последовал решительный отказ.
Граждане требовали вклю­чить представителей оппозиции в избирательные комиссии — но в итоге у «Яблока», ставшего в Петербурге парламентской партией, отказывались принимать документы.
Граждане требовали прекратить переписывать протоколы об итогах выборов — и получили веб-камеры на избирательных участках, а вовсе не там, где переписывают протоколы (это происходит в ТИКах, где камер нет).
Граждане требовали не мешать журналистам и не удалять наблюдателей и членов комиссий от оппозиции — но все повторяется. Мониторинг «Голоса», «Ассоциации наблюдателей», оппозиционных партий и независимых СМИ показывает, что наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса и журналистов в массовом порядке (точно так же, как на выборах в декабре) удаляют с участков.
Более того, удаляют даже членов комиссий с решающим голосом. Смольный, правда, заявляет, что, например, удаленный член УИК-1797 от КПРФ Чемакин «срывал работу комиссии, не выполнял указание председателя комиссии и срывал видеосъемку», но, по информации «Новой», он обращал внимание председателя комиссии на непрошитые списки избирателей. При этом по закону члена комиссии с решающим голосом можно отстранить от работы, но нельзя удалить с участка. Кстати, указанный участок на улице Марата, 27, в декабре уже прославился «каруселью» и удалением оппозиционных наблюдателей…
Среди других нарушений (которые Смольный, заметим, не опровергает) — отказ регистрировать оппозиционных наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса, попытки ограничить их работу, массовое голосование людей, не включенных в основные списки для голосования.
В Калининском районе у журналистов требовали «подтверждение регистрации СМИ, где они работают» — хотя закон такого требования не содержит: достаточно редакционного удостоверения или задания.
На Васильевском острове членам УИК с совещательным голосом не давали знакомиться со списками избирателей — хотя закон дает им это право.
Еще в пятницу стали известны случаи, когда членов участковых комиссий, якобы для «ускорения работы 4 марта», уговаривали подписать пустые протоколы об итогах голосования (об этом свидетельствует, например, член УИК № 1624 с правом решающего голоса Денис Рысцов, отказавшийся подписать протокол, где уже стояли подписи большинства членов УИК).
По участкам снова путешествуют группы граждан с «временной регистрацией», которых тут же включают в дополнительные списки для голосования — хотя по закону они должны были заявить об этом не позднее чем за три дня до голосования…
Есть и новшества — фальшивые наблюдатели якобы от Сергея Миронова и Михаила Прохорова. «Опровержение» Смольного на этот счет поражает: мол, «информация не соответствует действительности», потому что «по информации, представленной администрацией Адмиралтейского района, на данных избирательных участках уже находились ранее зарегистрированные в соответствии с законодательством наблюдатели от Сергея Миронова». Так об этом и речь — что из-за фальшивых наблюдателей не пускают настоящих…
Предположим невероятное: выборы абсолютно честные. И что, Владимир Путин не выиграл бы их? Недаром еще месяц назад говорили, что в Москве и Питере на президентских выборах велено ничего не подделывать — тут слишком велика гражданская активность, слишком много наблюдателей, в общем, что называется, себе дороже обойдутся фальсификации. Проще натянуть результат «кандидату № 1» за счет тех регионов, где никаких оппозиционных наблюдателей и независимых СМИ отродясь не бывало…
Но судя по тому, что мы видим, концепция изменилась. Вся административно-избирательная машина заработала на полную мощность, воспроизводя отработанные в декабре схемы.
Это доказательство страха. Страха перед вторым туром, когда все приказано решить уже в первом. Страха перед крошечной непредсказуемостью результата.
Опыт других авторитарных режимов говорит: это начало конца.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото предоставлено движением «Гражданская ответственность»