Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

42,5 по цельсию

12 мая 2003 10:00

Чудес не бывает. «Экс-наркоман» - понятие скорее литературное, чем медицинское. Человек с замедленным обменом веществ, боясь растолстеть, всю жизнь отказывает себе в булочках. Так и наркозависимый, которому удалось «соскочить», вынужден постоянно преодолевать тягу к зелью. Подходя к проблеме с разных позиций, врачи, психологи, социологи солидарны в одном: вырваться из наркотического круга мало. Однажды уйдя от героина, люди возвращаются к нему на новом витке, и если у тебя слабая воля, никакие передовые технологии не помогут...


Тем не менее ученые всего мира бьются над тем, как бы облегчить положение наркоманов - тех, кто искренне хочет «завязать». Например, в Петербурге, в клинической больнице РАН на проспекте Мориса Тореза к любителям наркотиков применяют общую высокочастотную гипертермию. Переводя с научного на общедоступный язык, можно сказать, что организм пациента разогревается до очень высоких температур, за счет чего происходит детоксикация (очищение от накопившихся ядов). Температура с обывательской точки зрения и впрямь «гипер»: 42 с половиной градуса по Цельсию. Она может быть губительна для здоровых клеток, но при этом несет смерть всем «неправильным», чужеродным структурам. Значит, нужно каким-то образом направить убойную силу только против врага - на этом и строится метод.
Напомним, что одно из самых серьезных препятствий на пути выхода из наркотического ада, особенно у тех, кто сидит на внутривенных наркотиках - выдержать ломки. Как рассказывает один из авторов «методики сковороды» доктор Сергей Кузьмин, идея применить ее для детоксикации у наркоманов пришла чисто ассоциативно. Дело в том, что раньше подобное высокотемпературное воздействие использовалось только при лечении тяжелых форм рака, многие пациенты при этом имели длительный стаж употребления наркотических обезболивающих средств. И вот доктора обратили внимание, что после сеанса гипертермии в большинстве случае наркотики удавалось отменить, причем без проблем. Исходя из этого, а также основываясь на результатах современных исследований механизмов наркозависимости, некоторое время назад в больнице РАН провели через «жаровню» группу из 22 «героинщиков». Наряду с наркоманами контрольной группы (43 человека), у которых детоксикация осуществлялась традиционными методами, эти пациенты были направлены в реабилитационные центры. Так вот, по данным наблюдавших их специалистов, в течение полугода из группы «жареных» снова подсели на иглу чуть больше половины ребят, в то время как в контрольной группе доля рецидивов составила около 90 процентов. Безусловно, гипертермия - это шаг вперед, хотя до того, чтобы наркотиков «сосем не хотелось», увы, еще ой как далеко.
Параллельно продолжается скандал, связанный с лечением наркоманов в Институте мозга человека (ИМЧ) РАН на Петроградской стороне. Камнем преткновения стала практикуемая в институтской клинике операция цингулотомии. Не вдаваясь в подробности, скажем, что существует нейрохирургическая технология - стереотаксис, суть которой заключается в прицельном точечном воздействии («замораживании» или «прижигании») на заранее выбранные участки мозговой ткани. Врачи ИМЧ стали применять стереотаксические манипуляции для снятия зависимости от наркотиков. На протяжении трех лет они прооперировали порядка 330 наркоманов, при этом эффективность цингулотомии составила 70 - 80 процентов, что считается недосягаемо высокой планкой по сравнению с другими методами. Родители юношей и девушек, попавших в эти 80%, боготворили «спасителя» - директора института, члена-корреспондента РАН Святослава Медведева... Но вдруг власти спохватились: «А кто разрешил?»
В августе минувшего года Городской прокуратурой было предписано «исключить оперативное вмешательство, о котором идет речь, из перечня платных услуг, оказываемых институтом». Интересно, что, по словам руководителей ИМЧ, сама операция никогда и не была платной: на внебюджетной основе больным наркоманией предоставлялся лишь комплекс сопутствующих услуг (процедуры, обеды, медикаменты). Мало того: поскольку возни с подобным контингентом гораздо больше, чем с «обычными» пациентами, клиника оказывалась еще и в убытке. Еще более парадоксально то, что, опять же по информации ИМЧ, сколько их ни проверяли всевозможные инстанции, ни единой фактической зацепки не нашли. Тем не менее запрет на операции наркоманам остался. Спрашивается: кому это выгодно? По одной из версий - создателям широко распространенной системы лечения и реабилитации приверженцев зелья - «Нарконон». Видимо, для тех, кто стоит за этой системой (а стоят за ней, опять же по одной из версий, саентологи), Институт мозга с его фантастическими результатами - как кость поперек горла... Так или иначе, по оценке директора ИМЧ, причины травли, конечно, финансовые. «Но это нельзя назвать конкурентной борьбой. Мы на таких больных только теряем деньги, а вот коммерческие центры «из-за нас» не досчитались порядка трех миллионов долларов», - полагает доктор Медведев.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА