Инвестиционно-тендерный криз
Недавнее решение питерских депутатов вызвало бурю среди тех, кто имеет отношение к строительному комплексу города. Народные избранники приняли поправки к закону «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга», которые ломают сложившуюся структуру взаимоотношений при дележе таких лакомых кусков, как городская недвижимость и выделение «пятен под застройку».
Судьба законодательного акта была непроста. Он уже принимался ЗакСом, но наткнулся на губернаторское вето. На этот раз законодатели преодолели вето, и теперь губернатор обязан подписать закон. Хотя реакция Смольного однозначна. Устами «строительного» вице-губернатора Александра Вахмистрова горадминистрация утверждает, что закон грубо нарушает Конституцию, грозясь обратиться за помощью к Валентине Матвиенко. Строители в один голос заявляют, что это - вообще стоп-кран, который парализует процесс нового строительства в городе... Весь сыр-бор из-за того, что закон меняет порядок формирования инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК). Которая принимает решения по таким щекотливым вопросам, как: предоставить или нет потенциальному инвестору участок под застройку, отдать ли ему для «доводки» какой-то объект «незавершенки» или здание...
Вообще говоря, роль ИТК не стоит переоценивать. Орган это скорее совещательный. Судьбу соответствующего объекта в конечном счете все равно решает губернатор. Он либо издает распоряжение о предоставлении здания или участка в соответствии с решением ИТК, либо с ним не соглашается - и тогда комиссия обязана рассмотреть вопрос вновь.
Впрочем, как показывает опыт, разногласия бывают нечасто, ведь ИТК - орган фактически полностью подконтрольный городской администрации. По действующей редакции закона «Об инвестициях в недвижимость» положение и регламент ИТК утверждает губернатор. Так что 12 из 14 членов комиссии являются подчиненными градоначальника, представляя отраслевые комитеты горадминистрации и администрацию района, где находится объект. Двое остальных - депутат ЗакСа от соответствующего округа (где расположен объект) и депутат соответствующего муниципального совета.
Эти двое в комиссии, разумеется, погоды не делают. И в результате ИТК чаще всего принимает именно те решения, по которым «есть мнение» губернатора или его заместителя по «строительной» или «имущественной» части. Ну а на крайний случай, если комиссия вдруг все же решит «не так», у губернатора всегда есть возможность проигнорировать это решение и принять собственное.
Описанная схема отнюдь не является умозрительной. Депутаты, работавшие в составе ИТК, в один голос утверждают, что пытаться возражать против заранее согласованного решения - например, о выделении «пятна» под очередную «уплотнительную застройку», - практически бесполезно. В очень редких случаях, на грани скандала, депутату удается отложить решение вопроса. Отменить же принятое решение удается лишь тогда, когда открыто нарушен закон и все понимают, что в случае чего в зале суда дело будет проиграно.
По мнению городских парламентариев, изменить положение можно было только одним способом: поменять принцип формирования ИТК. Что и было сделано. Депутаты приняли поправку о том, что комиссия должна состоять из 11 человек, из которых пять назначает администрация, пять - ЗакС и одного - муниципальный совет, на территории которого находится объект. Владимир Яковлев наложил на закон вето. И до недавнего времени казалось, что шансов на его преодоление нет. Но теперь, когда соотношение сил в городском парламенте изменилось, вето удалось преодолеть. При этом, для того чтобы «наскрести» в ЗакСе нужные 34 голоса, договорились о том, что в состав ИТК войдут трое депутатов, близких городской администрации. Не откладывая дело в долгий ящик, депутаты уже избрали своих представителей в ИТК: Алексея Белоусова, Александра Морозова, Владимира Гольмана, Андрея Черных и Геннадия Озерова.
Впрочем, если даже комиссия начнет работать по новым правилам, полной ясности все равно нет. Закон подписан губернатором, но пока не опубликован и, соответственно, не вступил в силу - предельный срок публикации истекает лишь сегодня. Тем временем появилась информация о том, что Смольный может пойти на хитрый ход: если губернатор издаст распоряжение о том, что все депутаты, входящие в состав ИТК, имеют лишь... право совещательного голоса. То есть выступать могут, но не могут ничего решать. Тогда, конечно, новый скандал неминуем...
Между тем застройщики в любом случае оценивают перспективу безрадостно. С их точки зрения, ничего по сути не изменится, только волокита возрастет. И если раньше надо было «договариваться» с одним-двумя чиновниками (в КУГИ или в Комитете по строительству), то теперь круг «договаривающихся сторон» расширяется еще на пятерку депутатов, каждый из которых имеет собственные интересы. А в остальном, мол, все останется по-прежнему. Только цена вопроса для застройщиков возрастет.
Депутаты, конечно, по этому поводу надувают щеки: мы, мол, в отличие от чиновников, вынуждены заботиться о своей публичной репутации. Ведь если избирателям станет известно, что кто-то из нас проголосовал за строительство очередной «высотки» на месте сквера, - на ближайших выборах ему не поздоровится.
Но и в то, что наши депутаты - сплошь бескрылые ангелы, тоже верится с трудом. Да и обострение совестливости в отношении избирателей у них, как правило, явление сезонное - накануне очередных выборов...
Владимир МАКСИМОВ