Ваше благородие, господин удача
Композитор Исаак Шварц только что отметил свое 80-летие. И многие в эти дни, увидев телерепортажи, удивлялись: это и есть Шварц? Он - вот такой? И он, оказывается, живет где-то рядом с нами? В самом деле, этот композитор - редкий гость презентаций, фестивалей и конкурсов. Его лицо нечасто становится «картинкой» ТВ, показывающего светскую жизнь. Да и живет он не то чтобы совсем рядом - в 70 километрах от Петербурга, в поселке Сиверском.
Во всей огромной стране не найдется человека, который не знал бы его музыки. Тысячи людей, зачастую и не помнящие имени композитора, наслаждаются его вальсами и романсами. Ну а кто не знает «Женюсь, женюсь...», «Не обещайте деве юной...», «Две странницы вечных, любовь и разлука...», не говоря уже о «Госпоже удаче», которую многие называют «самой народной» песней?
Шварц написал музыку больше чем к ста фильмам и четырем десяткам спектаклей, в том числе ко многим спектаклям Георгия Товстоногова в БДТ. Он единственный кинематографист, награжденный тремя «Никами». Великий Акира Куросава полтора месяца смотрел музыкальные фрагменты русских фильмов в монтажной «Мосфильма», когда искал композитора на картину «Дерсу Узала». Когда услышал мелодию из «Станционного смотрителя» Сергея Соловьева, сказал: «Буду работать с этим композитором». И потом до конца жизни называл Шварца самым близким в России человеком...
Родом Исаак Шварц из небольшого украинского городка Ромны. В 1930 году семья переехала в Ленинград. В 1937 году арестовали, а затем расстреляли его отца. Семью выслали в город Фрунзе. Матери, учительнице, работы не давали - жена «изменника родины». В 14 лет Шварц, уже прилично игравший на пианино, пошел работать тапером в кинотеатр. Там, во Фрунзе, он познакомился с Марией Дмитриевной Шостакович, сестрой композитора, тоже сосланной. И когда Шварц после войны поехал в Ленинград, Мария Дмитриевна снабдила его письмом к брату.
Великий композитор встретил молодого сочинителя, у которого не было музыкального образования, очень тепло. И посоветовал поступать в консерваторию. Симфония, ставшая дипломной работой, показала: в стране появился новый серьезный композитор.
Кроме симфонии, были и балеты... Но были люди, стараниями которых симфоническую музыку молодого Шварца небезуспешно пытались «задвинуть» подальше в тень. Поэтому главным в его жизни и творчестве стало кино. Шварц работал с Иваном Пырьевым, Михаилом Швейцером, Владимиром Мотылем, Сергеем Соловьевым, Алексеем Германом...
А вот как написал о Шварце Булат Окуджава: «Музыкант, соорудивший из души моей костер». С Окуджавой композитора связывали не только творческие отношения и многолетняя дружба. «Мы с ним совпадали во всем, - говорит Исаак Иосифович, - от деталей биографии (у обоих расстреляны отцы) до мельчайших движений души». Это совпадение рождало то общее, что было в песнях одного на стихи другого: сочетание щемящей нежности и мужественности, отсутствие пафоса, высочайшее благородство, ясная мудрая простота.
Мало кто знает, что долгие годы Шварц жил с горькой мыслью: я не состоялся как серьезный, симфонический композитор, хотя начинал именно так. Но оказалось, что не только начинал, но и оставался именно таким композитором. Это стало ясно сравнительно недавно, когда Исаак Иосифович закончил, может быть, главное сочинение своей жизни - «Желтые звезды».
Жанр этого произведения композитор обозначил как «концерт для оркестра». И дал ему подзаголовок: «Пуримшпиль в гетто». «Я давно и медленно писал эту вещь, - рассказывает Исаак Иосифович. - Толчком стал прочитанный когда-то в одном из журналов рассказ чудом уцелевшей узницы Каунасского гетто. О том, как обреченные люди праздновали в канун своей смерти самый веселый, самый радостный еврейский праздник Пурим - праздник избавления народа от угрозы уничтожения. Не надеясь уже и на чудо, они все-таки праздновали его!»
После исполнения в прошлом году «Желтых звезд» в Петербурге люди минут пятнадцать стоя аплодировали и несли композитору цветы, пока он, уставший, не ушел со сцены - тогда с букетами шли к нему за кулисы...
Исаака Шварца поздравили с 80-летием первые лица российского государства, множество друзей и почитателей его музыки. Одно странно: в эти дни в Петербурге почему-то не было авторского концерта, да просто какого-то вечера, чествования. И в эти дни мы снова наслаждались его музыкой главным образом с телеэкрана.
Дмитрий КРЕЧЕТОВ