Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Лахтинское поле чудес

10 сентября 2012 10:00

В минувший вторник истек срок подачи гражданами предложений к проекту планировки и межевания территории, предназначенной под «Лахта-центр». А в четверг депутаты и эксперты рассказывали в клубе «Зеленая Лампа» о «чудесах», которые они обнаружили, анализируя материалы проекта.





Самый большой из участков в Лахте, где и будет башня в 500 метров, вообще не принадлежит застройщику полностью


Земельные трюки
По словам главы центра ЭКОМ Александра Карпова, самый большой из участков в Лахте (именно для него ОДЦ «Охта» запрашивало высотное отклонение от 27 до 500 метров) вообще не принадлежит застройщику полностью. Поскольку пересекается с шестью соседними земельными участками, которые принадлежат городу.
По закону газпромовцам следовало бы приобрести эти «пересечения» у города. Но исполнительный директор ОДЦ «Охта» Александр Бобков просто попросил Комитет по земельным ресурсам и землеустройству скорректировать границы участка, принадлежащего компании. И первый зампред комитета Геннадий Лебедев легко согласился на корректировку и отдал государственную землю частной фирме.
Продемонстрировав письмо Лебедева, Карпов предложил всем желающим написать в земельный комитет и попросить, например, скорректировать границы земельного участка, отведенного их многоквартирному дому. И посмотреть, каким будет ответ. Наверняка отрицательным…

Трюки с развалюхами
И второе «чудо», обнаруженное Карповым, — приобретение ОДЦ «Охта» одного из участков на лахтинской территории. Сперва компания купила полуразвалившееся промышленное здание на этом участке площадью 55 квадратных метров. После чего выяснилось, что к нему прилагается земельный участок площадью… почти 30 тысяч квадратных метров, который компания получила в аренду. Приватизация арендованной территории обошлась компании в 57 млн рублей. Покупка ее на торгах стоила бы 103 млн.

Трюки с транспортом
На слушаниях 31 августа представители ОДЦ «Охта» так и не ответили, кто будет оплачивать строительство транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения «Лахта-центра».
А построить предстоит немало: новую транспортную магистраль М-32, две развязки, съезды с территории «Лахта-центра» на Приморское шоссе, пешеходный мост, соединяющий восточный и западный берега Лахтинской гавани, и подземный пешеходный переход под проезжей частью и эстакадами развязки с М-32. Необходимо также строительство Туристской улицы от Школьной улицы до Мебельной улицы — со строительством путепровода на пересечении с железнодорожной линией Сестрорецкого направления. И строительство Южной улицы в Лахте до соединения с автомобильной дорогой М-19. Наконец, понадобится станция метро «Лахта»…
— Проектировщики уверяют, что все эти объекты предусмотрены в планах городских властей, — говорит депутат Борис Вишневский. — Но это не так: ни в генплане, ни в Правилах землепользования и застройки их нет. Строить за свой счет ОДЦ «Охта» их явно не собирается, а городских расходов на эти цели пока не предусмотрено, и никто в бюджете их не закладывал. Суммы между тем будут исчисляться миллиардами рублей.

Трюки с датами
Следующее чудо: разрешение на строительство, вывешенное на сайте проекта «Лахта-центр», выдано, как известно, 17 августа. Однако по закону оно должно подтверждать соответствие проектной документации на строительство проекту планировки и межевания территории. Тому самому, который 31 августа еще только обсуждали на слушаниях (и который предстоит еще утвердить на заседании правительства города). «Видимо, чиновники умеют предвидеть будущее — и заранее подтверждают соответствие еще не утвержденному проекту», — ехидно заметил депутат.
Кстати, в том же разрешении на строительство указаны любопытные цифры: строительный объем надземной части первого этапа «Лахта-центра» (состоящего только из башни) — 826 тысяч кубометров, площадь застройки — 11,5 тысяч квадратных метров. Простое деление одного на другое дает высоту сооружения в 72 метра. И даже если сделать поправку на геометрию и представить себе башню в виде идеального конуса (хотя, судя по картинкам, она больше похожа на кукурузу), необходимая для возведения такого объема высота достигнет лишь 216 метров, но никак не 463. Что-то у авторов не так с арифметикой…

Трюк с налогами. Их не будет
— Когда прежняя администрация Петербурга лоббировала «Охта-центр», она уверяла нас, что за это мы получаем налоги от Газпрома, — заявил депутат ЗакСа Анатолий Кривенченко. — Теперь выясняется, что налоги уходят (изменилось федеральное законодательство), а небоскреб остается. Нам говорят, что администрация Георгия Полтавченко отменила все скандальные проекты Матвиенко — но это неправда: отменен только проект строительства Орловского тоннеля, а все прочее осталось. Включая и проект намыва новых территорий под Сестрорецком.
По мнению Кривенченко, убедить городскую исполнительную власть в ненужности как намыва, так и «Лахта-центра» не удается. Единственный выход — заставить их это сделать через референдум, который фракция «эсеров» намерена инициировать вместе с яблочниками.
Сделать это будет нелегко: в свое время референдум по «Охта-центру» пытались запустить пять раз, но неизменно получали отказы. Стоит вспомнить, что сам проект после этого все-таки был остановлен. И даже попытка запуска референдума является мощнейшим средством для формирования общественного мнения.

Виктория РАБОТНОВА