Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Конец веселья

10 декабря 2012 10:00

117 жалоб от «разгневанных горожан и казаков» на Государственный Эрмитаж приняла за последние дни петербургская прокуратура. Все обращения по причине «оскорбления чувств верующих» и «унижения их достоинства» написаны как под копирку. Однако именно количество заявлений вынудило прокуроров 7 декабря начать проверку в главном музее культурной столицы. Выставка, из-за которой разгорелись страсти, продолжает работу, но в Эрмитаже рассержены культурной деградацией общества.

Новый культурный скандал в Петербурге: прокуроры ищут экстремизм в Эрмитаже






Жалобщиков возмутила антифашистская выставка современных английских художников братьев Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья», открывшаяся в музее еще 20 октября. Они, даже не посещая Эрмитаж (!), усмотрели в ней признаки экстремизма и надругательства над верой, о чем и сообщили в надзорные органы.
Как рассказали «Новой» в музее, центральная работа экспозиции — трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин. В них развернут единый ландшафт ада, где нацисты со зверской жестокостью неустанно убивают друг друга. Сами витрины располагаются в пространстве зала таким образом, что сверху их общее очертание отдаленно напоминает свастику.
Руководство Эрмитажа объясняет посетителям:
— Выставка носит сугубо антифашистский характер. Насилие десятков чепменовских фигурок друг над другом — нацистов над нацистами — возвращает ужасы войны и ощущение, что на войне бывают не только победы. Пришло время про это напомнить…
Но в напоминании британских художников 117 неизвестных заявителей увидели экстремизм. А конкретная инсталляция с изображением распятых на крестах плюшевого мишки и Рональда Макдоналда и вовсе оскорбила их как «верующих».
«На выставке Чепменов на кресте распяты клоун Рональд Макдоналд и плюшевый мишка — это не что иное, как осквернение христианского креста», — излагают свою точку зрения анонимные защитники православия.
«Никакого намека на экстремизм тут нет, — говорит куратор выставки «Конец веселья», руководитель сектора современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. — Распятие на кресте — древняя казнь. Использованный крест не относится к православной символике — просто две совмещенные палки. Проблема обратившихся — непонимание контекста. Ябедники безграмотно смешивают понятия животворящего креста, распятия как такового и просто крестообразного изображения. То же самое касается и трактовки свастики. Между тем в зале у каждой витрины висят исчерпывающие, однозначные и исключающие двойное толкование объяснения к каждой из работ. Антифашистская выставка ориентирована на эрмитажного зрителя, знакомого с фактами истории и принятой трактовкой этих фактов. Работа Чепменов — предостережение. Она показывает тот ужасный мир, который не наступил и никогда не должен наступить. Мы показываем эту выставку первыми. Для Эрмитажа это важный шаг в развитии. В Германии свастика является законодательно табуированным символом. В России не является. В любом военном музее показывают исторические артефакты: каски, оружие, символику фашистов. Важно хранить память об агрессии со стороны нацистов, которые чуть не уничтожили Ленинград».
Авторы массовых кляуз известны и неизвестны одновременно. С одной стороны, они выступают уже не впервые, подписываются некими именами (Денис Горчин, Анна Дегова, Сергей Исаев, Дмитрий Дыгерн и др.), называют себя «гражданами Петербурга» и «казаками Петербурга». С другой — еще ни с одним из «униженных и оскорбленных» правоохранительным органам повстречаться и пообщаться не удалось. Конкретных людей, подписывающих подобные заявления, найти не удалось.
Хотя подобное расследование полицией велось в октябре, когда те же лица (судя по подписям в жалобах) сорвали в петербургском музее современного искусства «Эрарта» премьеру «Лолиты» по роману Владимира Набокова. Тогда они скандалили по поводу того, что спектакль пропагандирует разврат, гомосексуализм и педофилию.
Воспринимать сегодняшний инцидент в Эрмитаже как полную неожиданность нельзя. Еще в своих октябрьских обращениях анонимы упреждали: «Просим также обратить внимание на выставку в Эрмитаже, где несколько раз используется свастика. Братья Чапмены делают то же, что и Марат Гельман. Просим Пиотровского одуматься. И на Эрмитаж найдется прокуратура и официальное казачество…»
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на встрече с журналистами 7 декабря прокомментировал ситуацию: «Только идиоты могут считать, что указанная инсталляция оскорбляет крест, и не понимать, что речь идет о Страшном суде, который приходит в наше время и который изображен братьями Чепмен. Но в прокуратуру поступило много жалоб. Люди считают, что якобы осквернен христианский крест тем, что к нему приколочены макдоналдовский клоун и плюшевый мишка. К нам пришли из прокуратуры и проводят проверку. Может быть, еще вынесут решение, что мы экстремисты. Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть. Отбор работ — священное право музея, и только он может определять, что является искусством, а что нет. Выставка одобрена Минкультом и оказалась в Петербурге по соглашению России и Англии. В связи с прокурорской проверкой руководство Эрмитажа 7 декабря обратилось к генеральному прокурору России. Мы попросили принять меры, чтобы ни нам, ни прокуратуре не мешали работать.

Справка «Новой»
Братья Джейк (1966 г. р.) и Динос (1962 г. р.) Чепмены — английские художники, участники группы «Молодых британских художников» (YBA, Young British Artists). В 2003 году выдвигались на соискание премии Тернера.
Выставка Чепменов «Конец веселья», созданная в 2010 году и открытая в залах Главного штаба Эрмитажа 20 октября, продлится до 13 января 2012 года. На экспозиции в Петербурге представлены работы: «Конец веселья», «Травмировать, чтобы оскорбить, чтобы травмировать», «Ужасы войны».
Выставка Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья» представлена по договоренности с лондонской галерей White Cube и является продолжением программ Эрмитажа по показу произведений современных художников в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Проект был запущен в 2007 году по инициативе Михаила Пиотровского. Его цель — знакомить посетителей музея с тенденциями в современном российском и западном искусстве.

Нина ПЕТЛЯНОВА, фото предоставлены Государственным музеем Эрмитаж