Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Январское наступление квартплаты

21 января 2013 10:00 / Экономика

Январские квитанции на квартплату вызвали массовое возмущение: прописанная там сумма оказалась в полтора, а то и в два раза больше декабрьской.

Горожане оборвали телефоны в Смольном и Мариинском дворце, забросали письмами редакции газет и до сих не могут понять, почему это случилось.

Что же, попробуем разобраться

Для начала — на что обратили внимание, видимо, не все горожане — с осени изменился и принцип взимания платы за отопление.

Если раньше мы платили за эти услуги равными долями каждый месяц в течение года, то теперь — только в отопительный период, который в Петербурге длится с октября по май, то есть восемь месяцев. В остальные месяцы графа «отопление» в квитанциях должна отсутствовать. Теоретически почти ничего от этого не должно меняться: в целом за год должны получаться те же расходы. Но это теоретически — на практике, как выясняется, получается не совсем так.

Сама по себе плата теперь делится на плату за «индивидуальные» (квартирные) и «общедомовые» нужды. Проще говоря — на отопление нашей квартиры и на «нашу долю» расходов на отопление общего имущества дома (лестниц, подвалов, подъездов). И здесь многое зависит от наличия общедомового счетчика тепла — установка которого по закону теперь обязательна для всех домов, но далеко не во всех домах они есть.

Если счетчик есть, то он показывает общее потребление тепла по дому, за которое и должны заплатить. Поскольку плата определяется отапливаемой площадью (счетчиков тепла в квартирах пока нет), то расходы на тепло, поданное в дом, делятся пропорционально площадям всех помещений.

Граждане, живущие в квартире, платят пропорционально ее площади (это называется «индивидуальным потреблением»). А также вскладчину оплачивают «общедомовое потребление» тепла.

В наибольшей степени в январских квитанциях выросла именно плата за отопление. Комитет по тарифам заявляет, что раньше граждане платили за тепло по нормативам, а теперь — в зависимости от фактического потребления. И что чем холоднее, там больше приходится топить, и тем выше плата. Все логично, но январь пока не холоднее декабря. Так почему резко выросла плата?

Разгадка лежит в дате выписывания квитанций: все расчеты в них традиционно выполняются в начале месяца, за который предлагается платить. Январские квитанции оформлялись 9–10 января — и, следовательно, учитывали расходы на отопление за декабрь (а не за январь, который только начался). В свою очередь, в декабрьских квитанциях учитывались расходы на отопление за ноябрь, который был сравнительно теплым. Вот и получился «отложенный скачок» — в среднем в 1,5 раза.

Если общедомовой счетчик имеется — жители могут проверить правильность расчетов: все исходные данные (тарифы и расход) указаны в квитанциях. Нашли разницу? Жилищный комитет рекомендует обращаться в управляющие компании, которые должны будут исправить ошибку. Сами жилищники, заметим, собираются обращаться в районные прокуратуры и жилищную инспекцию с просьбой разобраться в ситуации. То же они советуют делать и горожанам — при необходимости.

Несколько сложнее ситуация, если общедомового счетчика тепла в доме не установлено. Тогда (этот случай разбирался в декабре на слушаниях в комиссии ЗакСа по городскому хозяйству) теплоснабжающая организация может выставить и завышенный счет — исходя из своих расходов на подачу тепловой энергии. При этом невозможно проверить, какое количество тепла она реально довела до дома, а какое утекло по пути в прохудившихся магистралях. И все потери в этом случае будут возложены на жителей.

Отсюда настоятельный совет: счетчики — ставить. Иначе будете переплачивать.
Кстати, еще одна причина, по которой люди получали завышенные квитанции — это ошибки бухгалтерий управляющих компаний. Во многих случаях они просто неверно рассчитывали данные потребления тепла, путались в объемах и площадях, пытались брать дважды деньги с одной и той же площади (если ее занимают арендаторы нежилых помещений) и так далее. Жилкомитет обещает исправить и эту путаницу — и пересчитать квитанции. Чиновники говорят, что большую часть перерасчетов уже сделали.

Теперь о плате за воду, холодную и горячую.

Те, у кого в квартирах установлены счетчики, за «индивидуальное потребление» будут платить ровно столько, сколько воды им поставлено. Те, у кого счетчиков нет, будут платить по нормативам — что на практике оказывается в полтора-два раза больше, чем реальное потребление. Потому советуем срочно поставить счетчики, чтобы не переплачивать. Но есть еще расход воды на «общедомовые нужды» — на мытье лестниц, на подачу воды в случае перекрытия стояков, потери при авариях и так далее. Проконтролировать, сколько ушло на это воды, очень трудно — общедомовой узел учета фиксирует только общее количество воды, которое поступило в дом. И именно за счет этой составляющей в квитанциях порой оказываются немыслимые суммы.

Так, одному из жителей пришел счет, из которого следовало, что только с его квартиры на «общедомовое потребление» воды в месяц было потрачено 27 кубических метров (!). Что называется, этого не может быть, потому что не может быть никогда. Как с этим бороться?

Сделать это можно, но только в случае, если счетчики установлены во всех квартирах. Тогда, сложив их показания, можно получить общий расход воды по всем квартирам. И вычесть его из показаний общедомового счетчика. Остаток — и есть «общедомовые нужды». Затем умножаем этот объем воды на стоимость кубометра — и получаем общую стоимость этой воды. И потом делим ее пропорционально площади квартир.

Если результат (для вашей квартиры) серьезно отличается от того, что написано у вас в квитанции в графе «водоснабжение (общедомовые нужды)» — есть повод обратиться в управляющую компанию. А если надо — то и в жилищную инспекцию или прокуратуру.

Что делать тем, кто получил квитанции с астрономическими суммами, которые непосильны для оплаты, а сам провести расчеты не может по тем или иным причинам? Совет прост: как можно быстрее напишите заявление в управляющую компанию или в жилищную инспекцию, попросите проверить правильность расчетов и предоставить всю информацию о том, почему начислена такая квартплата. А внесение платы отложите до конца того срока, в течение которого это надо сделать (как правило, это 10-е число следующего месяца). Можно ли не платить, ожидая результатов проверки? Можно, но вы рискуете уплатой пени, если пропустите срок. И потом, даже если проверка покажет, что квартплату насчитали неверно, отбивать пени придется через суд, что долго и хлопотно.

И последнее. Да, сейчас, когда холодно, за отопление приходят большие суммы. Но когда потеплеет — платить придется куда меньше, поскольку меньше будут топить. И в среднем за год расходы на отопление окажутся примерно такими же, как и раньше. Если, конечно, коммунальщики не будут продолжать жарить батареи вовсю, когда на дворе уже тепло, — что нередко случается.

«Новая» будет и дальше следить за платежной историей.