Крест налоготворящий
Не исключено, что представителям религиозных организаций, в том числе Русской православной церкви, придется делиться не только духовными наставлениями, но и финансами.
Депутат ЗакСа Ирина Комолова хочет лишить религиозные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, «существенных налоговых преференций».
Как пояснила Комолова, ее законопроект направлен на обеспечение «всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости различного применения налогов и сборов исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев». Депутат перечислила ряд существующих норм, упрощающих ведение бизнеса для религиозных организаций. Например, в Налоговом кодексе говорится, что «при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы (…), полученные религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, не учитываются».
Кроме того, освобождаются от налогообложения «операции по реализации (передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья».
Согласно закону, реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению обрядов и церемоний в культовых зданиях и т. п. могут производиться без применения контрольно-кассовой техники.
По мнению Комоловой, вышеперечисленное позволяет отдельным группам вести предпринимательскую деятельность по возмездному распространению товаров и услуг, не уплачивая при этом налогов. «Религиозные организации необоснованно ставятся в привилегированное положение. Фактически в России создан огромный сегмент общественных объединений, вовлеченных в рыночный оборот и при этом осуществляющих коммерческую деятельность в чрезвычайно льготных условиях», — утверждает собеседница «Новой».
«Финансово-хозяйственная деятельность религиозных организаций, как правило, строится на следующей схеме. Основные услуги (служба в храме, исповедь, причастие) предлагаются потребителю формально бесплатно, хотя в реальности он оплачивает их путем косвенных платежей (передавая пожертвования во время «кружечного сбора», покупая требующиеся для ритуалов свечи и пр.), — поясняет народная избранница. — Дополнительные услуги — специальные службы (поминовение, чтение акафистов святым и т. п.) и требы (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т. п.), а также ритуальные товары (включая предметы из драгоценных металлов) и литература религиозного назначения оплачиваются отдельно. Для необлагаемого налогами распространения товаров и литературы создаются специализированные розничные торговые точки (церковные лавки и т. п.), а для пополнения их ассортимента — производственная инфраструктура (заводы и мастерские по производству церковной утвари и свечей, издательства и пр.)».
Впрочем, вычислить объемы недополучаемых государством налогов не так просто, поскольку у ведущих религиозных конфессий каждое подразделение оформляется как самостоятельное юридическое лицо, ведущее финансово-хозяйственную деятельность, и отсутствует доступная отчетность, сетует коммунистка. Однако о прибыльности коммерческой деятельности религиозных объединений можно судить на примере производства и продажи церковных свечей. «Себестоимость свечей диаметром до 2 см — около 1 рубля. В храмах цена на эти свечи доходит до 15 рублей. Так что прибыль достигает 1500% без учета экономии на переплавке свечных огарков», — подсчитывает парламентарий, добавляя, что «необлагаемая налогами финансово-хозяйственная деятельность религиозных объединений позволяет им аккумулировать значительные средства для дальнейшего инвестирования в различные бизнес-проекты».
Параллельно депутат разработала законопроект, защищающий чувства атеистов. В документе предлагается установить уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование распространению атеистических убеждений; установить административную ответственность за оскорбление атеистических убеждений граждан, за принуждение их к участию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях (штрафовать предлагается на сумму от 500 до 1000 рублей). Коммунистка также хочет зафиксировать в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» право свободно выбирать и менять, иметь и распространять атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними.
В кулуарах депутаты от различных фракций (в т. ч. «Единой России») по традиции выражают солидарность с Комоловой и видят в желании обложить налогом религиозные организации здравое зерно, однако не уверены, что им хватит смелости вставить свои пять копеек и публично поддержать коллегу.
Большинство парламентариев вопрос о документе, подготовленном коммунисткой, застал врасплох. Лишь несколько народных избранников — от «Справедливой России» и «Яблока» смогли авторизованно сказать свое веское да лишению преференций РПЦ и других конфессий.
Руководитель фракции «эсеров» в ЗакСе Алексей Ковалев пока еще не видел закона, однако заметил, что если религиозные организации действительно занимаются бизнесом, то он поправки Комоловой поддержит. Что касается защиты чувств атеистов, то «все чувства нужно защищать». «Почему мы перед верующими пляшем на задних ножках?» — недоумевает справедливоросс.
Нравится предложение коллеги депутату Максиму Резнику: «Религиозные организации не должны пользоваться льготами! На каком основании? Это такая же форма коммерческой деятельности!» Резник утверждает, что сам хоть и крещеный и религия — это личное дело, но у всех должны быть равные права.
А вот лидер парламентских коммунистов Владимир Дмитриев к инициативе соратницы отнесся настороженно. От корреспондента «Новой» он отделался общими фразами: «документ нужно увидеть», «спокойно разберем, прочитаем, обсудим на фракции, потом будем комментировать».
Едва не завис с ответом на налоговый вопрос замруководителя фракции «Единая Россия» Александр Кущак. Ему тоже нужно посмотреть, «что это за проект». Но в целом к законодательным инициативам с федеральным замахом он относится критично. «Насколько мне известно, сейчас в Госдуме около 800 проектов со всех субъектов России… Если документ имеет изъяны и не будет иметь перспективы в Госдуме, то не поддержу, — весьма сдержанно прокомментировал единоросс. — Очень продуманный документ должен быть, а просто так кидаться федеральными законопроектами, конечно, не будем».