В ответ на… мы, как один…
Почему президент Путин говорит и думает в точности как его подчиненный Иванов.
В минувшие выходные блогеры удивлялись, что свежепрочитанная речь Владимира Путина содержала точь-в-точь те же самые обороты, которые были в уже не слишком свежей речи главы президентской администрации Сергея Иванова. Что-то насчет размывания духовных ценностей, с которого начинается разрушение страны, ее срыв в революции и потрясения.
Исписались спичрайтеры, исхалтурились, гудела в уик-энд блогосфера. Даже президенту подсовывают секонд-хенд.
Возмущение это, прямо скажем, совершенно необоснованно. В российской бюрократической традиции давно используются шаблоны для быстрого и успешного составления важнейших партийно-правительственных документов. Один из первых случаев был, как известно, зафиксирован Ильфом и Петровым в концерне «Геркулес» города Черноморска: «В ответ на… мы, геркулесовцы, как один человек, ответим…»
Не столь известно, что в 60-х годах знаменитый спичрайтер Брежнева и Андропова Александр Бовин, отчаявшись творчески развить марксизм-ленинизм, разработал «Инструкцию по составлению теоретических и политических документов исторического значения», четвертый пункт которой гласил: «Не забывать классических выражений: уделяла и уделяет; стояла, стоит и будет стоять; клеветнически утверждают, будто; одерживает все новые и новые победы; уверенно идет вперед; с чувством глубокого удовлетворения отмечает».
Нетленный труд Бовина с минимальными изменениями могут использовать и сегодняшние спичрайтеры кремлевской администрации. Например: «В ответ на «закон Димы Яковлева» иностранные агенты клеветнически утверждают, будто…» Или, скажем: «Весь многонациональный народ страны с чувством глубокого удовлетворения воспринял антитабачные инициативы «Единой России». А может, просто: «Российская полиция стояла, стоит и будет стоять на страже духовных ценностей, морали и нравственности отечества».
Однако в новых исторических условиях наши руководители, бесспорно, нуждаются и в новых шаблонах. Поскольку с политическими заявлениями регулярно выступает не только президент, но также большой круг чиновников от Медведева до Онищенко, потребность в шаблонном мышлении быстро увеличивается. Каждой государственной структуре требуются свои заготовки.
В частности, совет по модернизации мог бы соорудить что-нибудь в таком роде: «В ответ на снижение темпов роста ВВП мы, модернизаторы, как один, обязуемся модернизировать…» И далее вписать нужное из предложенного списка в зависимости от места работы модернизаторов: управление экономикой, управление экономическим мышлением, управление суверенной демократией, управление системой «Выборы», управление действиями ОМОНа, управление федеральной службы исполнения наказаний…
Минэкономики могло бы внести здесь свою посильную лепту: «В ответ на динамику нефтяных цен мирового рынка мы, представители власти, как один, обязуемся догнать и перегнать…» Нужное вписать: Америку, Португалию, Зимбабве, Тринидад и Тобаго, Тринидад без Тобаго, лихие 90-е…
В офисе г-на Онищенко сотрудникам аппарата, пожалуй, даже долго размышлять не пришлось бы над заявлением, рассылаемым торговым партнерам России: «В ответ на внезапное ухудшение потребительских свойств вашего продукта, вызванное состоянием политического климата, мы, санитарные врачи, как один, запрещаем ввоз… грузинского боржоми, молдавского вина, американских окорочков, польского мяса, латвийских шпрот, белорусского молока…»
Недостающее взять из Книги о вкусной и здоровой пище.
Работники правоохранительных органов в силу огромного объема выпадающей на них работы окажутся в сложном положении. Но и они не ударят в грязь лицом: «В ответ на… распилы, откаты, наезды, протесты, пикеты, сходки, стрелки, малины, а также собрания бандерлогов и кощунниц в количестве более трех человек (нужное подчеркнуть)… мы, прокуроры, следователи и судьи, как один, обязуемся крепить законность, повышать раскрываемость и награждать… двушечкой, трешечкой, пятерочкой, десяточкой (нужное подчеркнуть)… в целях укрепления морали, нравственности и целостности нашего государства».
Ну и наконец, самый главный шаблон, конечно, потребуется для работников МИДа.
Ему надо будет не ударить в грязь лицом перед всей прогрессивной мировой общественностью от Лукашенко до Ахмадинежада. И МИД не ударит: «В ответ на… мы, дипломаты, как один, обязуемся крепить мир и дружбу… нотой протеста, симметричным ответом, ассиметричным ответом, ассиметричным протестом, ассиметричной истерикой, а также развитием добрососедских отношений по принципу «бей своих, чтоб чужие боялись».