Не прячьте ваши денежки по банкам и углам
Внимание! Со вчерашнего дня любому из нас, от олигарха до дворника, запрещено зачислять деньги на свои счета в зарубежных банках, коли таковые вообще существуют. Или, точнее, зачислять можно, но только совершив перевод через какой-нибудь российский банк, берущий за это приличные комиссионные.
Проще говоря, если вы экспортируете за рубеж матрешки, а выручку, полученную в евро, долларах или иной иностранной валюте, предпочитаете оставлять в Matrioshka Bank of Burkina Faso, то подвергнетесь штрафу в размере 75–100% от суммы операции. Такой же штраф будет выписан, если вы даже не бизнесмен, а, скажем, профессор, получивший гонорар за чтение лекций в Гарварде о куклах и кукловодах в российской политике. Требуя проводить платежи через российские банки, наши власти стремятся иметь полный объем информации о находящихся за границей деньгах своих граждан.
При этом реальной возможности проверять заработки каждого профессора, читающего за рубежом лекции, или, тем более, получившего разовый гонорар за выступление на конференции, наши власти не имеют. Полагаю, что они даже не имеют реальной возможности отслеживать коммерческие операции бизнеса. Более того, получение от зарубежных властей необходимой информации о доходах россиян является делом столь трудным, долгим и забюрократизированным, что на практике применять новые правила в полном объеме окажется невозможно. Для чего же тогда все это делается?
Власти, скорее всего, скажут, что для пресечения всяких мафиозных и коррупционных операций. Но это сомнительно. Думается, проще обнаружить сами эти операции, чем искать по тысячам зарубежных банков доходы, от них полученные. Скорее всего, логика действий наших властей прямо противоположная. Они будут не преступников вычислять с помощью информации о «неправильных» деньгах, а искать «неправильные» деньги у заранее назначенных «преступников».
Что же это за «преступники»? Думается, их можно отнести к двум категориям.
Во-первых, под контроль поставят наиболее крупный бизнес, олигархов путинского призыва. С этими людьми у наших властей существует своеобразный негласный договор. Путин позволил им в отличие от Михаила Ходорковского неограниченно богатеть. Но в ответ он хочет, чтобы их деньги в основном работали в стране — в различных экономических и политических проектах. Надо рабочие места создавать на Северном Кавказе, прокремлевские силы поддерживать и стадионы для чемпионата мира по футболу строить.
Однако понятно, что всякий нормальный человек будет стремиться известную часть денег вывести за рубеж, поскольку здесь даже олигарх не чувствует себя защищенным от наезда. После кризиса масштабы бегства капиталов, похоже, увеличились, что на фоне низких темпов роста ВВП создает властям проблемы. И вот теперь они могут попробовать персонально хотя бы по миллиардерам попытаться проследить, куда деньги деваются.
Во-вторых, под контроль поставят наиболее крупных оппозиционеров — тех, кого власти хотели бы держать на крючке. Получил человек какие-нибудь деньги на Западе — изволь провести их через российский банк. Чтоб все знали. И чтобы власти всегда могли связать эти зарубежные доходы с источниками финансирования митингов и прочих протестных акций.
В принципе любому оппозиционному российскому политику следовало бы иметь какие-то деньги за рубежом. На случай, если придется выбирать между тюрьмой и эмиграцией. Чтобы, оказавшись за рубежом, не маяться по чужим квартирам, как это пришлось делать в свое время Анатолию Собчаку. Но если заработаешь на Западе деньги и проведешь через российский банк, то потом специально натасканные на травле люди будут поминать тебя как иностранного агента. А если заработаешь и через российский банк не проведешь, то нарушишь закон.
Вполне возможно, что в случае с ведущими оппозиционерами наши власти действительно смогут отслеживать зарубежные денежные операции, коли таковые будут иметь место. Проконтролировать-то надо лишь пару десятков лиц, а бросят на это дело силы многих тысяч чиновников.
Но вот предотвратить утечку капиталов с помощью подобных контрольных мер вряд ли удастся. На Западе давно уже существуют отработанные юридические механизмы сокрытия доходов от подобного контроля. И чем богаче олигарх, тем больше у него возможностей для того, чтобы получить квалифицированную помощь в деле вывода капитала за рубеж.