Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Прокуратура ответила СТД: комитет по культуре нарушил закон

7 марта 2013 10:00 / Культура / Теги: полтавченко

Не так давно я писала о ситуации противостояния городского культурного начальства и наших театров, обратившихся через Союз театральных деятелей (СТД) в прокуратуру за разъяснениями.

Они просили рассказать, законны ли действия Комитета по культуре, сократившего субсидирование театров примерно на 200 миллионов рублей. Уменьшая зарплаты по всем театрам (это называется теперь «повышением эффективности»), авторы реформ не берут во внимание, что театры есть маленькие, а есть большие, что одно дело — штат уборщиц в Балтийском доме, а другое — штат в Театре Комедии…
 
Ни один театр не был привлечен к выработке показателей для нового госзадания, все это сочинялось в тиши смольнинских кабинетов. По мнению сотрудников театров, уменьшение субсидирования было произведено с нарушениями закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год», который предусматривает увеличение базовой единицы, применимой для расчета тарифных ставок (окладов) работников бюджетных учреждений.

Прокуратура ответила театрам на прошлой неделе: Комитет по культуре, рассчитывая затраты, нарушил законодательство в нескольких пунктах. В частности, нарушен и технологический регламент, и Бюджетный кодекс РФ.

Однако никакого эффекта прокурорская проверка не возымела. Театры все равно получили госзадание. А в нем ко всему прочему еще и требование обеспечить 80% посещаемости, против которого все долго и дружно протестовали; более того, казалось, чиновников удалось убедить в невозможности соблюдения такого критерия.

С письмом к губернатору Полтавченко 26 января обратился СТД; в письме Александра Калягина происходящее в Петербурге названо безобразием… И снова никакой реакции! Наше городское начальство в диалоги теперь не вступает: собаки лают, а караван идет…

Тезис о том, что пятимиллионный Петербург не в состоянии содержать 30 театров, выглядит абсурдно. Город, где каждый житель, по статистике, может попасть в театр один раз в 10 лет, накидывает театрам петлю на шею, произнося устами своих чиновников всякие нелепости: мол, будем определять неэффективные театры и их убирать, чтобы лучше финансировать эффективные. Ах, не тревожьте дух Аристотеля! Кто и когда мог определить «эффективность искусства»? Как это, каков инструментарий?

Было бы понятно, если бы прошло профессиональное обследование каждого театра; я даже предлагала Комитету по культуре разветвленную процедуру подобного экспертного обследования. Вместо этого, по слухам, выяснять, какой театр хорош, а какой нет, собираются у случайных прохожих на улице… Пока эффективной у Комитета по культуре выходит только коммерция: заполняемость зала, а не качество спектакля, не художественные достоинства его. Выглядит это просто позорно.