Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Общественный стоп-кран

11 марта 2013 10:00 / Экономика / Теги: ленобласть

Местные власти на слово железным дорогам больше не верят и требуют конкретики.

Похоже, вертикаль власти окончательно засорилась. Жуткое заклинание «Это федеральный проект, а значит, никакие законы нам не писаны» больше не действует на местные власти. Испытательным полигоном для сего аттракциона неслыханной смелости стала реконструкция железной дороги Каменногорск — Выборг. На прошедшем 6 марта в Доме правительства совещании по проблемам проекта представители ОАО «РЖД» как бы спросили у местных исполнительных и муниципальных властей: «Вы это серьезно?» «Вполне», — как бы ответили те.

Бунт на корабле

В совещании приняли участие все заинтересованные стороны: от правительства Ленобласти был вице-губернатор Георгий Богачев, затем представители ОАО «РЖД», администрации Выборгского района, муниципалов Выборга и Гончаровского сельского поселения и даже жители совместно с экологами и активистами общественных организаций. Причиной для совещания стали прошедшие 19 февраля в пос. Гвардейском повторные общественные слушания (состоявшимися они, как и предыдущие здесь же полгода назад, не признаны, подробнее см. «Новую» № 13 за 2013 год), а также намеченные на 26 марта, опять же повторные, слушания в Выборге.

Когда полгода назад и в Гвардейском, и в Выборге слушания были признаны несостоявшимися, железнодорожные боссы, видимо, еще не осознали глубину вставшей перед ними проблемы. Ну мало ли, случайно сбойнула государственная машина… Но потом удары последовали один за другим.

В сентябре Северо-Западная транспортная прокуратура остановила работы, обнаружив, что РЖД осуществляли строительство с июня 2009 по сентябрь 2013 года «в нарушение норм действующего законодательства, не получив положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство».

А через пару месяцев Главгосэкспертиза вынесла отрицательное заключение на проект! Проблем, как рассказали представители РЖД на совещании, было три: не предусмотрены путепроводы на переездах (ГГЭ настаивала только на 3 из 12 существующих); не проведены общественные слушания; отсутствуют утвержденные акты прирезаемых территорий — собственно, все те проблемы, о которых «Новая» пишет уже не первый год.

Наконец, неудачные повторные слушания в Гвардейском — опять оплеуха… Это что же они, не понимают, на какой проект руку подняли? Ведь скоростной поезд «Аллегро», ради разгрузки которого строится транспортный обход через Каменногорск, — любимое детище первого лица в государстве!

— Уточняющий вопрос, — обратился к своим оппонентам представитель РЖД на прошедшем совещании: — Формулировка «общественные слушания признаны несостоявшимися» — на основании чего она появляется? Ведь слушания же фактически состоялись. Понятно: обозначены вопросы, они все нашли отражение в том протоколе. А дальше — это предмет рассмотрения Главгосэкспертизы, ведь в состав документации протокол входит. Но с этой формулировкой — что слушания не состоялись — ГГЭ не принимает… — на голубом глазу добавил представитель, словно не догадываясь, что на этом и строился расчет местных властей, и, видимо, давая им последний шанс одуматься.

— Не любое собрание граждан является слушаниями, — отвечали ему представители и исполнительной власти, и муниципалов. — Слушания — это когда одни задают вопросы, а другие на них отвечают. И если вопросы остаются без ответа — то это не слушания. Какое же может быть другое решение?

Печальные перспективы железнодорожников

Вопросы между тем из раза в раз повторяются одни и те же: где проект шумозащитных сооружений (представители РЖД обещали представить его 11 марта)? За чей счет будут строиться те путепроводы, которые запроектирует РЖД в исполнение претензий госэкспертизы? (Вроде как это должны делать совместно федеральные и областные власти, однако на настоящий момент еще даже не сформировано предложение, которое нужно будет отправить в Министерство финансов.) Будет ли как-то решаться вопрос с теми переездами, где РЖД на данный момент отказывается проектировать путепроводы? А также несколько более частных, но не менее острых проблем — вроде расселения домов, которые очутятся в пяти метрах от рельсов.

— Вопросы к вам были поставлены давно, — резюмировал итоги встречи вице-губернатор Георгий Богачев, — ответов до сих пор нет. Ключевой момент: люди хотят гарантий, что обещанное будет сделано. Благие намерения — это понятно, но история взаимоотношений не добавляет уверенности.

— Мы уже один раз на эти грабли наступили, когда после запуска «Аллегро» отрезали поселки Селезнево, Харитоново от города, — заявил представитель администрации Выборга. — Пока жители не получат конкретики — они никогда не проголосуют на слушаниях. Вы нас один раз уже обманули. Еще раз обманывать народ — это будет чревато.

Чтобы не проводить раз за разом безрезультатные слушания, активист «Зеленой волны» Алексей Травин предложил РЖД при помощи местных властей организовать приемы граждан — чтобы они могли донести до застройщика свои проблемы, затем составить их перечень и на слушаниях отвечать по этому перечню уже аргументированно.

Иначе РЖД не только не удастся закончить реконструкцию в 2013 году, как планировалось, — скорее всего, ее не смогут даже возобновить.

Теперь, когда позиция местных предельно ясна: стоять до последнего, — слушания 26 марта в Выборге станут проверкой, согласится ли идти на их условия РЖД. Между тем пока складывается ощущение, что эти слушания имеют ту же перспективу, что и предыдущие.