Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«Казаки» рвутся к Icons

8 апреля 2013 10:00 / Культура / Теги: смольный

В северной столице анонимы вновь угрожают художникам.

Петербургская полиция разыскивает людей, в конце прошлой недели исписавших черной краской фасад здания арт-центра «Ткачи», где с 28 марта проходит наделавшая много шума выставка художника Марата Гельмана Icons. По оценке правоохранительных органов, в надписях, оставленных на стене вандалами, содержатся угрозы в адрес галериста: «Гельман, ты труп», «Блуд = грех. Гельман, мы придем. Казаки». Управляющая компания, в ведении которой находится здание арт-центра, сейчас отсматривает записи с камер видеонаблюдения.

Первыми изуродованный фасад на набережной Обводного канала, 60, увидели случайные прохожие. Как только сигнал об акте вандализма поступил в полицию, ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти начало доследственную проверку. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Надписи на фасаде арт-центра после изучения следственными органами и с их разрешения были закрашены.

Сам художник не воспринимает угрозы всерьез. Считает, что угрожают ему противники выставки. Хотя вовсе не уверен, что они близки к казакам или к истинным православным. «Кем бы злодеи ни подписались, — говорит Марат Гельман, — неизвестно, какое они имеют отношение к казакам, и непонятно, что за мракобесы на самом деле скрываются за этими подписями. Мне бы очень хотелось, чтобы такие деятели перестали быть анонимными. Людей, оставивших эти послания, надо найти и наказать по закону, чтобы впредь никому не повадно было. Даже не важно, что именно ими написано: в любом случае они испортили имущество. На мой взгляд, те, кто пишут на стенах, реальной угрозы не представляют. Это просто клиника».

Напомним, что экспозицию Icons в Петербурге автору удалось представить лишь со второй попытки. Открытие выставки, намеченное на октябрь 2012 года, было сорвано из-за протестов православных активистов (общественное движение «Народный собор» обращалось в прокуратуру города). Марат Гельман допускает, что нынешняя выходка — месть за открытие его выставки, одобренной правительством Петербурга.

«Осенью мракобесам показалось, что у них нерушимый альянс со Смольным, что городские власти морально поддерживают их во всех протестах против моих выставок, спектаклей, — объясняет галерист. — Однако Смольный четко дал понять, что не собирается запрещать никакие выставки, и даже порекомендовал верующим ее посетить. Это такое важное, на мой взгляд, решение, после которого нет никаких шансов воздействовать и остается только писать на заборах. Icons состоялась, миф об альянсе с властью разрушен. Возможно, таким образом мне пытаются мстить. Еще, как мне кажется, люди, которые это делают, надеются, что мы (художники, режиссеры, артисты и пр.) будем реагировать на угрозы. Нет, реагировать должны правоохранительные органы».

Марат Гельман: «Альянс ортодоксальных групп и Смольного разрушен»

Марат Гельман: "Но нельзя же каждый раз заниматься обелением. Должна быть внятно сформулированная культурная политика. Все мракобесы должны понимать, что существуют определенные принципы работы. И внутри этих принципов недопустимы даже мысли о цензуре".

— Вы довольны тем, как проходит выставка?

— Открытие прошло замечательно. Выставка всем очень понравилась. Я рад, что не было никаких эксцессов, публика концентрировалась на экспозиции, а не на ситуации вокруг нее.

Как вы оцениваете действия провокаторов, пытавшихся приклеить к одной из работ листовку с надписью «От Березовского Гельману презент»?

— Это так быстро убрали, что никто особо и не заметил…

В Краснодаре на открытии произошла потасовка: казаки заблокировали вход, потом кто-то сообщил, что здание заминировано, и выставку пришлось временно закрыть. В Петербурге все проходит более спокойно. Означает ли это, что город оправдал звание культурной столицы?

— За один год Петербург не мог потерять репутацию. Он мог на какое-то время потерять лицо, но его внутреннее содержание — музеи, художники — никуда не делось. Важным моментом является то, что альянс различных ортодоксальных групп и Смольного разрушен. Смольный проявил себя так, как должен был: поддержал выставку, недвусмысленно дал понять, что не собирается заниматься цензурой ни на этой экспозиции, ни на следующей.

Поэтому я сейчас какие-то горькие слова, которые по поводу властей Петербурга говорил (хотя они были справедливы), должен взять назад. Мне кажется, что чиновники оценили ситуацию правильно. Это хороший знак. Потому что мракобесы существуют во всех городах. Их в Петербурге не больше, чем в Ставрополье, Ростове. Но так получилось: в северной столице они почувствовали, что власть с ними солидарна, и стали активно действовать. Теперь же они должны уйти на свои кухни, не влиять на культурную ситуацию в городе. В Петербурге все очень неплохо. Нужно только сменить публичных людей, которые высказываются от имени города. На открытии было много художников, деятелей искусства, профессуры, музейщиков. Так почему, например, петербургские СМИ спрашивают мнение о выставке не у них, а у какого-то депутата?! Мне кажется, здесь нужна коллективная ответственность творческой среды, Смольного, власти и СМИ. Если все будет слаженно, появится внятная культурная политика, тогда и проблем не будет.

Вы ранее утверждали, что за принятие соответствующих решений должен быть ответственен персонально глава Комитета по культуре?

— Конечно. Не должно быть такой ситуации, которая произошла сейчас, когда чиновники приняли решение о том, чтобы разрешить выставку, только после каких-то совещаний.

— Может быть, это попытка Смольного обелить себя после негативных публикаций в прессе?

— Абсолютно верно. Но нельзя же каждый раз заниматься обелением. Должна быть внятно сформулированная культурная политика. Все мракобесы должны понимать, что существуют определенные принципы работы. И внутри этих принципов недопустимы даже мысли о цензуре. Важно, чтобы культурная политика не была защитной. Она должна опережать ситуацию, а не следовать за ней.

Активисты «Народного собора» обращаются в компании и госструктуры с требованием прекратить сотрудничество с ГК «Овентал», в выставочном зале которой проходит выставка.

— Это уже никого не интересует. Когда мракобесов не поддерживают, когда власть не на их стороне, они могут делать все, что считают нужным. Мало кто знает, но «Галерея Марата Гельмана» восемь раз судилась с активистами в Москве. Они подают в суд, направляют жалобы в прокуратуру. Мы пишем объяснение, а в итоге никаких дел не возбуждают. Иногда поступают какие-то гражданские иски. Но это такая рутина, которая никого не интересует. Разве важно, что два человека, которые сделали три какие-то организации, рассылают какие-то письма?!

Петербург — последняя остановка для Icons или же экспозиция будет представлена где-то еще?

— Вряд ли последняя. Сейчас мы ведем переговоры с Миланом. Италия — католическая страна. Для нее это очень интересно. Думаю, выставки пройдут и в других городах.

Скандал повлиял на посещаемость выставки?

— Безусловно. Все эти люди добились диаметрально противоположного эффекта, чем тот, которого они хотели.