Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Катастрофическая навигация

22 апреля 2013 10:00 / Экономика / Теги: закс

Перенесенные сроки окончания ремонта Дворцового моста и изменение маршрута навигации могут вызвать непредсказуемые последствия для города.

Первые жертвы ремонта Дворцового моста уже принесены: в ночь с 19 на 20 апреля в опору моста врезался буксир, капитан суда и механик погибли. Авария, по свидетельствам очевидцев, произошла из-за того, что буксир задел строительные леса, которые окружают мост. Как считают специалисты, перенос маршрута навигации на Малую Неву может принести неприятные сюрпризы для судовладельцев и горожан.

Сроки окончания ремонта Дворцового моста перенесены, и навигация оказалась под угрозой срыва — именно об этой опасности предупреждали руководство города и судовладельцы, и специалисты, и депутаты ЗакСа еще осенью прошлого года, когда один из главных петербургских мостов встал на ремонт. Конечно, свет клином на Большой Неве не сошелся: суда по Малой Неве ходили многие годы, они успешно перевозили грузы. Но эта водная магистраль никогда не была основной, она всегда играла вспомогательную роль — основной поток грузовых и пассажирских судов всегда шел по Неве.

— Пускать большие корабли по Малой Неве, по Петровскому фарватеру, конечно, можно, — считает Алексей Веселов, капитан дальнего плавания, ветеран СЗРП. — Но делать это надо очень осмотрительно.

Ширина Петровского фарватера 80 метров, глубина — около 4 метров, с осадкой получается около 3,6 метра. Два судна здесь смогут разойтись, но не на всем протяжении пути. Потому что на Петровском фарватере есть очень опасный участок: на выходе из Малой Невы кораблям нужно вписаться в поворот под практически прямым углом. Буксиры или небольшие баржи легко выполнят этот маневр. А вот впишутся ли в этот поворот многосоставные суда — большой вопрос.

— Даже лет 20 назад, когда по Малой Неве ходили небольшие суда, не было ни одной навигации, чтобы в этом месте кто-нибудь не сел на мель, — рассказывает Алексей Веселов.

Еще одна проблема — дно этого фарватера давно никто не проверял и лет двадцать никто не чистил. И в прошлом году на нем не были проведены дноуглубительные работы — никто не предполагал, что по Малой Неве пустят огромные сухогрузы или нефтеналивные суда.

— С точки зрения судоводителя — когда идет поворот на 90 градусов — это очень сложный маневр, — говорит Василий Ловчиков, бывший директор ремонтно-эксплуатационной базы флота. — Перегрузка двигателя, корму относит, а тут уже и фарватер заканчивается — в общем, длинномерные суда будут вписываться с трудом.

К тому же у Биржевого моста, как знают все речники, довольно сильное течение. И если в опасный поворот фарватера или в опору моста не впишется наполненное нефтью судно, экологическую катастрофу Петербургу придется преодолевать не одно десятилетие.

Главный вопрос — почему не был построен мост-дублер, как это сделали при ремонте Благовещенского моста? — до сих пор остается ключевым во всей истории с Дворцовым. Еще осенью прокуратура пыталась остановить его ремонт именно на этом основании — отсутствие дублера. Потому что Нева — одна из главных транспортных артерий России: именно через нее идет основной поток морских грузов в Северную Европу. Получается, что Дворцовый фактически является мостом федерального значения. В прошлом году губернатор Полтавченко отказался учитывать требования прокуратуры, а на предостережение о пробках отмахнулся — мол, петербуржцы потерпят.

Сейчас во всех своих ответах соответствующие ведомства и губернатор Полтавченко в том числе сваливают всю вину на так и не построенный Новоадмиралтейский мост. Именно его, еще в бытность губернатором Матвиенко, городские власти планировали сделать мостом-дублером для Дворцового.

Специалистам и градозащитникам удалось отстоять город от Новоадмиралтейского моста, который мог стать реальной транспортной катастрофой для Васильевского острова — прокуратура признала правоту противников очередной «стройки века».

— Тема ремонта Дворцового моста идет в жесткой связке с этим не построенным мостом, — считает Владимир Бельков, руководитель общественной организации «Спас на водах». — Подрядчик «Пилон», проектант «Стройпроект» — это те же самые организации, которые планировали строить Новоадмиралтейский мост.

Теперь власти упрекают градозащитников, что из-за них, мол, Дворцовый мост остался без дублера. Хотя можно было, как в случае с ремонтом Благовещенского моста, перекинуть временный мост-дублер от Медного всадника к памятнику Ломоносову — на этом месте когда-то был первый понтонный мост через Неву. Но оказалось, что значительная часть разборных конструкций моста-дублера Благовещенского испарилась (часть пошла на Большой Петровский мост).