Рвем по живому
Петербург мобилизуется против музейного ограбления.
Заявление, сделанное Ириной Антоновой во время прямого эфира с президентом РФ, стало яблоком раздора между Государственным Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина, между москвичами и петербуржцами. Желание госпожи Антоновой восстановить в Москве бывший там когда-то Музей нового западного искусства (ГМНЗИ) фактически превратилось в требование вывезти из Петербурга коллекцию импрессионистов, то есть лишить Эрмитаж знаменитого третьего этажа. В защиту которого поднимается волна протеста.
Петербург в минувшие праздничные дни активно укреплял баррикады сопротивления захватническим планам Москвы. Накануне Дня Победы на Дворцовой площади прошла акция против переезда эрмитажной коллекции в столицу. Николай Артеменко, председатель Российского студенческого союза в Санкт-Петербурге, провел у стен Зимнего дворца одиночный «культурный пикет»: он не только протестовал против передачи картин в Москву, но и предлагал петербуржцам реально помочь москвичам в создании нового музея самого настоящего современного искусства.
Артеменко вышел 8 мая на площадь с мольбертом, бумагой и красками и дал возможность всем желающим нарисовать картины, которые потом будут переданы Ирине Антоновой — если ей действительно нужно пополнить фонды самой что ни на есть актуальной живописью. Гости Петербурга, особенно молодые, охотно махали кисточками и творили свои шедевры прямо на глазах большого числа полицейских. Которые, кстати, отнеслись к происходящему совершенно спокойно, организатора пикета и прохожих-художников не разгоняли, а с интересом наблюдали за веселым уроком рисования на Дворцовой.
Вторая мощная акция протеста уже собрала почти 11 тысяч (по данным на вечер воскресенья) сторонников — в интернете на сайте change.org идет активный сбор подписей под письмом протеста, инициированным известным петербургским историком Львом Лурье, в адрес министра культуры Владимира Мединского. «Открытая в 1956 году экспозиция третьего этажа Эрмитажа, посвященная импрессионистам, одна из главных достопримечательностей Петербурга, — говорится в письме. — Наличие этой коллекции в залах Эрмитажа оказало огромное влияние на развитие искусства Петербурга второй половины XX века.
Перемещение этой коллекции стало бы трагедией для города… Возвратиться к состоянию почти пятидесятилетней давности означает начать процесс бесконечного, неостановимого перетекания художественных ценностей из города в город, из страны в страну. Известно, что большинство коллекций провинциальных музеев сформировано на основе запасников Эрмитажа, Государственного Русского музея и Третьяковской галереи. Что мешает вернуть их обратно?.. Почему бы не вернуть коллекцию Щукина и Морозова их потомкам… Предложение Ирины Антоновой — опасный прецедент, ведущий к хаосу».
Обращаясь к министру культуры, известный петербургский режиссер, художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, подписавший письмо протеста, говорит в комментариях: «Считаю акцию по перемещению коллекции французской живописи конца XIX — начала XX века Государственного Эрмитажа абсурдной и недопустимой! Пишу об этом потому, что чувствую свою личную, персональную боль и ответственность за сохранение в моем городе культурных ценностей, на которых воспитывалось не одно поколение ленинградцев, ныне петербуржцев — мои родители, мои дети…»
Москва ответила протестующему Петербургу несколькими интервью Ирины Антоновой. В которых «легенда мирового музейного дела» (как называют ее московские журналисты) вспоминает впечатления своей довоенной молодости от картин из коллекций Щукина — Морозова. И сравнивает воссоздание музея с восстановлением храма Христа Спасителя и других церквей. В этих интервью Ирина Антонова манипулирует двумя именами — Иосифа Сталина, закрывшего в 1948 году ГМНЗИ, и Владимира Путина — который, по мнению Ирины Александровны, ну просто призван восстановить «историческую справедливость». Но ни в одном из своих интервью госпожа Антонова ни разу не говорит: а готова ли она сама к восстановлению справедливости, которая требует от ГМИИ им. Пушкина отдать в будущий музей ту часть бывших коллекций Щукина — Морозова, которую он получил после ликвидации ГМНЗИ, а кроме того, немалое количество работ, переданных в ГМИИ из того же Эрмитажа.
Прямая речь
Лев ЛУРЬЕ, историк:
— Понятно, что вся эта история разгорелась не случайно, причин может быть несколько. Один из вариантов — желание снять Михаила Пиотровского, человека европейской культуры, самостоятельного, пользующегося огромным авторитетом.
Кто инициатор — непонятно, может быть Смольный, может министр культуры, думаю, у Пиотровского есть влиятельные недоброжелатели. А из этого вытекает и следующий вариант, почему скандал вокруг коллекций Щукина — Морозова продолжается: возможно, это место уже кому-то приглянулось и на него могут водрузить очередного отставного сановника высокого ранга — Суркова, Грызлова, Сердюкова. И третий вариант, лежащий на поверхности: принимаем предложение Антоновой и создаем в Москве крупнейшее собрание импрессионистов в мире.
Очевидно, что такой музей будет самым ценным музеем Москвы, он будет зарабатывать существенные деньги. Уверен, что в этом нет никакой политики — Эрмитаж защищают болельщики «Зенита», коммунисты и антикоммунисты. К тому же в Петербурге сильны локальный патриотизм и антимосковские настроения.
И любая мысль, что что-то будет отдано Москве, воспринимается петербуржцами очень болезненно. В Петербурге социальный протест всегда очень конкретный и направлен на реальную проблему, и поэтому протестантам нередко удается добиться своего: не построили башню Газпрома, не отдали 31-ю больницу, все-таки сняли Матвиенко после зимних катастроф с уборкой улиц. Уверен, что будут митинги и протесты против этой московской затеи. Петербуржцы, скорее всего, своего добьются.