После катарсиса
Спустя полтора года в петербургском «Яблоке» появилось руководство.
Партию возглавил конкурент Виталия Милонова на парламентских выборах, бизнесмен и муниципал Андрей Палевич. В организации рассчитывают, что новый лидер отобьет партию от нападок недоброжелателей.
Разбирались, кто прав, кто виноват, партийцы год. В результате по решению федерального бюро партии в декабре 2012 года «22 члена петербургского отделения были исключены за фактическое согласие с фальсификациями при подсчете голосов на выборах депутатов Законодательного собрания Петербурга 4 декабря 2011 года».
После расставания с «Яблоком» Галкина, Резник и Нотяг ушли в «Гражданскую платформу» Михаила Прохорова. И если сначала общественное мнение колебалось, наблюдатели не умаляли заслуг Резника (политик держал организацию на плаву в тяжелые безденежные годы, партия активно работала и имела поддержку горожан), то после начала сотрудничества с Прохоровым мнение о депутатской тройке стало скорее негативным. Тем более что парламентарии стали представляться как «депутаты от «Гражданской платформы», в то время как за прохоровское объединение никто не голосовал.
Однако и само «Яблоко» после «очищения» находилось в коматозном состоянии: руководящих органов не было, мероприятия почти не проводились. Единственное, что можно было записать им в актив, — участие в формировании УИКов и работу фракции в ЗакСе.
Спустя полтора года партийцы под руководством Григория Явлинского, Сергея Митрохина, руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева собрались обсудить, почему нельзя сотрудничать с леваками, чем плох огульный протест и почему Резник с друзьями сделали неправильный моральный выбор.
Митрохин признал, что петербургское «Яблоко» всегда шло в авангарде партии, а также наличие «длительного кризиса», из которого теперь отделение выходит. По его словам, прежнее руководство городского «Яблока» было настроено на конфронтацию с федеральным. Теперь «произошло полезное размежевание».
Митрохин поставил перед новым руководством местной ячейки задачу — реабилитировать в глазах россиян Петербург, прозванный с подачи Милонова и ряженых казаков «столицей мракобесия».
Явлинский по традиции мыслил глобально: говорил о миссии «Яблока», которая заключается в том, чтобы мирным и законным способом изменить систему, а не отдельных персон.
Обсудив стратегию, партийцы провели безальтернативные выборы председателя. В кулуарах они признавались, что поддержали бы кандидатуру депутата ЗакСа Бориса Вишневского, однако он в силу занятости от поста отказался. Был выдвинут Андрей Палевич, которого охарактеризовали как надежного, спокойного, но твердого человека, что называется, со стержнем. Технического претендента (для видимости выбора) решили не выставлять. Одни посчитали это нормальным, другие с сарказмом предположили, что технический может неожиданно победить.
Делегатов смущал еще один момент — Палевич не смог внятно озвучить свой план действий. Пока ясно одно: он займет пост на год. Кандидат рассказал о тоталитарном стиле управления прежнего руководства, порадовался, что «Яблоко» покинули 40 человек, а тысяча честных остались, перечислил тематические школы внутри организации, сообщил, что в партии есть люди, которые хоть сейчас готовы быть губернатором Петербурга — Игорь Артемьев и Михаил Амосов, поторопил с подготовкой к муниципальным выборам, ведь декабрь 2011-го показал, что «мало провести хорошо кампанию, необходимо защитить результат». Напоследок Палевич пообещал, что ругаться с федеральным «Яблоком» не будет.
Мирный, но твердый кандидат устроил почти всех. За нового руководителя петербургского отделения отдали свои голоса 37 делегатов из 42. Двое высказались против. Трое бюллетень не получили.